Святыня

Монастырь Ватопед

О святыне

Ватопедский монастырь стоит у небольшой бухты на северо-восточной стороне полуострова Афон, на зеленом склоне горы и посвящен Благовещению Богородицы (25 марта). Возможно, в античные времена на этом месте находился небольшой город Дион.

Время основания монастыря и происхождение его названия до сих пор занимают исследователей. Согласно традиции, монастырь был основан в конце IV века императором Феодосием I в благодарность Богородице за спасение сына императора, который, будучи еще малолетним (paidion), путешествовал по морю, потерпел кораблекрушение у берегов Афона и был чудесным образом вынесен на берег к кусту (vatos), почему монастырь и получил название Vato-paidion. Однако более достоверным представляется название Vato-pedion, которое можно связывать с наличием множества кустов на простирающейся перед монастырем равнинной местности (pedion).

В ранних документах монастырь имеет названия «Ватопедская Лавра» или «Большой Ватопедский монастырь».

Хронологически основание монастыря следует относить ко второй половине Х века и связывать с именами трех монахов из Адрианополя – Афанасия, Николая и Антония, которые прибыли на Афон во времена Святого Афанасия, чтобы жить монахами вблизи него. Однако Святой Афанасий вскоре отправил их в район Ватопедского монастыря, где, как представляется, значительно ранее уже пребывали отшельники и, возможно, находилось несколько келий, объединив которые, три мужа и основали монастырь.

В Первом Уставе Святой Горы (972 г.) Ватопедский монастырь совсем не упоминается, однако в одном из актов прота Фомы, составленном в 985 году, имеется подпись настоятеля Николая. Следовательно, можно со значительной степенью вероятности предполагать, что основание монастыря в его известном в настоящее время виде относится к 972-985 годам.

Позднее, менее столетия спустя, согласно Второму Уставу Святой Горы (1046) монастырь занимает уже второе место в иерархии монастырей, что сохраняется до настоящего времени. Он становится многолюдным, экономически независимым и, кроме всего прочего, получает право посылать своего настоятеля с четырьмя помощниками в Карею. Впоследствии значительную поддержку монастырю оказывали императоры Комнины, о чем свидетельствует и хрисовул Мануила I.

В конце XII века сюда прибыли и жили здесь монахами сербы Симеон и Савва, которые создали и новые пристройки. Этим двум монахам монастырь выделил Хиландарскую келью в местности Милея, которую они расширили и превратили вскоре в независимый монастырь. Таким образом оба монастыря связаны между собой своеобразными родственными узами, что продолжается до настоящего времени и получило в частности выражение в следующем обычае: ежегодно хиландарские монахи приходят на праздники в Ватопедский монастырь, а ватопедские – в Хиландарский.

Монастырь, который начал приходить в упадок после разрушительных набегов пиратов, униатов и особенно каталанцев, получил очень значительную поддержку со стороны императоров Палеологов, особенно Андроника II, который выдал сохранившийся до сих пор хрисовул (1292), целого ряда сербских правителей, а также доместика Димитрия Палеолога. В этот же период в монастыре жили многие выдающиеся деятели культуры – такие, как Григорий Палама, впоследствии архиепископ Салоникский, Максим Грек (Триволис), сыгравший значительную роль в истории русской культуры, патриарх Геннадий, после отречения от вселенского престола, и др.

Однако годы благоденствия для Ватопедского монастыря постепенно миновали и наступили очень тяжелые времена. Максим Грек называет его лаврой и сообщает, что в его дни здесь вели полуобщежительный образ жизни. Таким образом, здесь, как и в других афонских монастырях, около 1541 года начинает утверждаться идноритмический образ жизни. Однако в 1541 году, благодаря действиям Александрийского патриарха Сильвестра, монастырь вновь становится общежительным, а затем опять идиоритмическим вплоть до 1989 года, когда он снова становится общежительным.

В XVII веке, вследствие установленных турецкими властями тяжелых податей, с целью преодоления целого ряда материальных трудностей, в частности содержания монахов, которых насчитывалось тогда около 300, Ватопедский монастырь был вынужден продать многие свои земельные владения. В преодолении этих трудностей значительную помощь монастырю оказали русские цари, а также правители придунайских княжеств, однако этой помощи хватало лишь на незначительное время.

Улучшить положение удалось только в следующем, XVIII веке, что видно, в частности, по действию существовавшей за счет средств Ватопедских монахов Афонской церковной школы, которая располагалась в отдельном здании напротив монастыря. Кроме того, сам монастырь был отстроен и стал занимать более значительную площадь в результате пристройки новых сооружений, что стало возможно благодаря пожертвованиям Константинопольского патриарха Киприана и Александрийского Герасима, многих монахов, а также других, зачастую анонимных лиц из пребывающих под чужеземным владычеством греков.

Нынешние строения большого монастыря начинаются хронологически с его основания и относятся к различным периодам. Последнее обстоятельство объясняется целым рядом восстановительных работ, проводившихся с целью ликвидации повреждений, причиненных пиратскими набегами и разрушительными пожарами, а также расширением монастыря в связи с необходимостью удовлетворения его новых потребностей и, как правило, значительным числом ватопедских монахов. Монастырские строения образуют в плане многоугольник и носят чисто фортификационный характер. Расположены они вокруг огромного мощенного плитами двора, северная сторона которого, длиной около 200 м, идет параллельно морю.

К святыням монастыря относятся:
- часть Животворящего Креста Господня,
- честной пояс Пресвятой Богородицы,
- частицы мощей святых: Григория Богослова, Андрея Критского, апостола Варфоломея, великомучеников Феодора Стратилата, Параскевы, Кирика, Сергия и Вакха, священномученика Харалампия, великомученика Пантелеимона, Трифона, Иоанна Милостивого, архидиакона Стефана, великомученика Димитрия Солунского.

В монастыре находится диптих из икон Пантократора и Богородицы «Умиление», который почитается как иконы императрицы Феодоры, восстановившей иконопочитание.

Читать далее
добавлено 24 авг 2015 14:24

Описания | 0

    Партнеры проекта