Святыня храма
Место произрастания древа, из которого был сделан Крест Господень
О святыне
Самая большая православная святыня Монастыря Святого Креста в Иерусалиме - это место, где росло священное дерево, из которого, впоследствии, был сделан Животворящий Крест Господа нашего Иисуса Христа.
История Древа, на котором распяли Спасителя начинается во времена Патриарха Авраама и связана с явлением ему Святой Троицы у Мамврийского дуба, в образе трёх Ангелов. Далее Ангелы отправились в Содом, но оставили Аврааму свои три посоха.
После разрушения Содома и Гоморры праведный Лот укрылся со своими двумя дочерьми в Пещере. Его дочери решили, что все человечество было истреблено и нет более мужчин, которые возьмут их в жены. Поэтому они напоили вином своего отца и согрешили с ним. От этих детей впоследствии пошли два народа - моавитяне и аммонитяне. Лот был в отчаянии, когда узнал о поступке своих дочерей.
Тогда Лот просил у своего дяди Авраама помочь ему вымолить у Господа прощение в своем грехе. Авраам передал Лоту, полученные от Ангелов, посоха, наказав посадить их в землю и поливать до тех пор пока не прорастут.
33 года Лот потратил на вымаливание этого греха: носил воду из Иордана и поливал эти посохи. Вражина искушал его, принимая вид человека, просил пить и выпивал или выливал всю воду на землю. Когда же три посоха проросли тремя вечнозелеными деревьями; кедром, кипарисом и певгом (сосной) и срослись в один ствол с тремя верхушками, являя образ Святой Троицы, Лот понял, что грех его прощен.
Пророчества о том, что Христос будет распят на трехсоставном дереве, и указания, что эти три породы дерева священны, мы находим в книгах Ветхого Завета. Пророк Исайя говорит: «Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих» (Ис. 60. 13). В православном Богослужении это пророчество относится к Честному Древу Креста Христова (третья паремия на Воздвижении). Крест Христов называется кипарисом, певгом и кедром: «Яко кипарис милосердие, яко кедр же веру благовонную, яко певг истинную любовь приносяще, Господню Кресту поклонимся, на нем славяще Избавителя пригвоздившагося» (Постная Триодь, среда четвертой недели, утреня, канон Преполовению и Кресту, песнь 7). Кедр и кипарис упоминаются в числе райских деревьев в книге прока Иезекииля (31; 8). Готовясь к строительству Дома Господня. Соломон просил Хирама, царя Тпрского: «Пришли мне кедровых дерев, и кипарису и певгового дерева с Ливана» (2 Пар. 2. 8).
Дерево, посаженное Лотом и взращенное великим трудом в покаянии, выросло очень необычным и красивым. Царь Соломон хотел использовать его для строительства храма, ему нужно было большое дерево, чтобы положить на крышу здания, и подходящим нашли именно это Дерево. Его спилили, но использовать так и не смогли, ибо оно постоянно менялось в размерах - то сокращалось, то увеличивалось.
После этого балку, сделанную из сего Древа, оставили в качестве скамейки на храмовом дворе (по другой версии, использовали для изготовления моста через реку). Известная своей мудростью царица Савская, приехав встретиться с Соломоном, присела на эту балку отдохнуть. Но была обожжена огнем, исходящим от Древа. После чего, поклонившись Древу, предрекла, что Спаситель мира будет повешен на нем, и оттого царству иудеев придет разорение и конец. Испугавшись, Соломон приказал закопать брус.
Впоследствии на этом месте была построена Купальня Вифезда или Овчая купель для омовения жертвенных животных. Вода здесь прославилась исцелениями, и ее стали посещать многочисленные болящие. Незадолго до страданий Господа Древо всплыло из вод купальни. Когда срочно понадобилось делать Крест для Иисуса Христа, этому бревну, было найдено окончательное применение.