История иконы Спаса Нерукотворного
Почти 400 лет назад, в начале XVII века на месте нынешнего Спасского собора стояла деревянная церковь. Она находилась на окраине Хлынова и её приход состоял из посадских людей. На паперти храма над входом висела икона Спаса Нерукотворного. Икона, изображающая лик Иисуса Христа, чудесно запечатленный на пла...
Святыня храма
Икона Нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа
О святыне
В 2010 году из Москвы была привезена копия иконы Спаса Нерукотворного, сделанная для нашего храма с иконы, которая хранится в Москве. Икона была, установлена в храме и перед ней был, отслужен молебен.
История образа Спаса Нерукотворного.
"Спас Нерукотворный" является изображением Иисуса Христа, созданным, как считалось при его жизни, которое свидетельствует нам о ее нерукотворном происхождении.
Согласно первой истории, правитель города Эдессы болел неизлечимой болезнью, узнав о необыкновенном человеке Христе и Его поразительных чудесах, уверовал в него. Он написал Спасителю письмо с просьбой прийти и исцелить его. Послав своего придворного живописца Ананию в Палестину с письмом, он поручил ему также написать портрет Христа. Ананий несколько раз пытался вручить письмо Господу и сделать его портрет но у него не получалось, наконец был сам приглашен к Спасителю через апостола Фому. Спаситель, получив письмо, написал ответ, в котором обещал правителю исцеление. Омыв Свое лицо и вытерев с него влагу чистым платом, Христос " соизволил божественным и неизреченным образом запечатлеть на нем свои черты". Письмо и плат с Нерукотворным Образом был дан Ананию.
Получив свидетельство милости Божией, правитель Эдессы исцелился. Сам образ был помещен над городскими вратами. И каждый должен был поклониться " чудотворному " образу Христа как новому небесному покровителю града.
До 1204 г. Реликвия хранилась в Константинополе и исчезла от туда после разгрома города крестоносцами. Так была потеряна эта величайшая святыня.
Но есть и другое предание о происхождении Нерукотворного Образа. Он возник во время молитвы в Гефсиманском саду, когда Христос предвидел свои крестные муки. Пот капал с него и тогда, взяв у одного из учеников кусок ткани, он вытерся им и на плате тотчас отпечатался его образ.
Чудо от иконы.
Удивительна многовековая история создания Спасского собора, пленительна святость и чудотворной силой его древнейших намоленных икон.
В далеком 1552 году' жители древнего Хлынова почти сразу за кремлевским рвом на торгу на болотистом месте построили деревянную студеную церковь во имя Живоначальной Троицы.
Эта церковь сильно пострадала в пожаре 1613 года и была разобрана. Через 2 года на месте разобранной обгоревшей старой Троицкой церкви заложена новая деревянная холодная церковь. Из старой сгоревшей Троицкой церкви в новую были перенесены древние иконы и расставлены по чину в иконостасе и на паперти. Никто не знал, когда и кем был принесен и поставлен там эти иконы. Святой образ Спасителя, находясь на паперти Вятской Троицкой церкви, прославился совершающимися пред ним чудесами.
У вдовы Акулины Пушкаревой болела правая нога. В течение десяти лет нога ее была скорчена, и Пушкарева не ходила, а ползала. Движимая верою, Акулина приползла к Храму Спасителя и начала истово молить Господа об исцелении, и Господь исцелил ее. Она ушла из храма на ногах, славя Бога.
Подобные чудеса продолжались и далее. Житель города Хлынова Петр Палкин был болен глазами, наконец совершенно ослеп и в течение трех лет ничего не видел. Но вот 12 июля 1645 года, придя в Троицкую церковь, Палкин стал усердно молиться пред Спасовым образом и внезапно прозрел. Увидев свет, исцеленный Палкин со слезами радости, тотчас же поведал о свершившемся чуде всем тут бывшим и попросил священнослужителей совершить благодарственный молебен Всемилостивому Спасу. Весть об исцелении слепца Палкина быстро разнеслась по городу. Святая икона была перенесена с паперти в храм.
Чудо исцеления Петра Палкина пред святым образом Нерукотворного Спаса в Хлынове произошло в день восшествия на престол Алексея Михайловича. Это было воспринято царем как знамение Божие о благополучном продолжении его царствования. Поэтому молодой государь, движимый благодарностью к Богу и проникнутый особенным благоговением к Божественному чудотворному образу, пожелал лично помолиться перед вятской святыней.
По приказу царя икона была перенесена из Хлынова в Москву. Встреча чудотворной вятской иконы Спаса произошла в столице 14 января 1647 года у Ярузских ворот. Царь Алексей Михайлович сам понес святую икону через Фроловские ворота в Кремль и поставил икону в Успенском соборе. Фроловские ворота с того времени по указу царя были переименованы в Спасские, а главная башня Московского кремля стала называться Спасской. Причем повелено было всем проходящим через эти ворота снимать шапки и низко кланяться. Царь пожелал навсегда оставить вятскую святыню в Москве, как незыблемый залог небесного благоволения его царствования.
Для хранения вятской Святыни был построен Ново Спасский монастырь в Москве, где в иконостасе Преображенского собора по правую сторону царских врат на втором месте список Вятской Святыне хранится до сих пор. По указу царя с иконы Спаса была сделана точная копия. Эта копия была богато украшена, торжественно патриархом освящена и приготовлена для возвращения в Хлынов. 10 сентября 1648 года вновь исполненная копия была торжественно, с крестным ходом отправлена из Москвы в Хлынов. Проведя в пути больше трех месяцев, 17 декабря 1648 года святая икона прибыла в Хлынов.В 1679 года вторая деревянная Троицкая церковь, где хранился чудотворный образ, сгорела в большом городском пожаре. Икона Спаса была спасена и унесена во Всесвятскую церковь.
Строительство каменной церкви.
В 1661 году был установлен Спасский низовой крестный ход с иконой Спаса по селам Вятской губернии. Этот ход проходил каждые два года из Спасского собора до 1929 году.
В мае 1752 года в огромном городском пожаре сильно пострадал холодный Спасский храм. Остался только теплый Екатерининский придел, но даже и в нем долгое время не служили.
А в июне 1761 года консистория по прошению иерея Спасского собора разрешила построить вновь каменный двухэтажный собор на новом месте.
В 1763 году началась кирпичная кладка здания собора, Строительство храма было закончено в 1769 году, и в нем начались отделочные работы. 28 июля 1770 года в новом Спасском соборе был освящен в нижнем этаже правый теплый Екатерининский придел, и в нем начались службы.
18 августа 1781 года было дано разрешение о переносе из старого собора в новый собор иконостаса с иконами старого письма и выдан антиминс на освящение престола. 8 июля 1783 года на первом этаже теплого храма освящен главный средний престол во имя Казанской Божьей Матери, и в нем начались богослужения. После освящения двух престолов из шести Консистория решает из-за ветхости старого Спасского собора прекратить в нем богослужения.
В течение 16 лет два каменных Спасских собора стояли вместе, недалеко друг от друга.
В 1785 году начинают разборку первого каменного одноэтажного старого Спасского собора. Новый двух этажный не был ещё готов.
Когда работы были закончены то служители подают в Консисторию прошение о готовности к освящению на втором этаже в холодном зимнем храме среднего главного престола. 16 августа 1797 года в Спасском соборе на втором этаже в холодном храме освящен средний главный придел во имя Спаса Нерукотворного. Правый и левый приделы второго этажа стояли еще неотделанные. Денег на продолжение работ не хватало, и тогда прихожане продали соборные торговые лавки, стоящие на торговой площади. До сих пор лавки не переданы Спасской церкви.
8 ноября 1800 году освящен в теплом нижнем храме левый северный придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы, и священники начали в нем службы. На соборной колокольне набор колоколов был беден, поэтому священники написали прошения в консисторию, чтобы та разрешила отлить колокола.
В 1804 году консистория даёт собору разрешение на литье двух колоколов.
7 сентября 1816 года был освящен на втором этаже в холодном храме южный правый придел во имя Вознесения Господня, а менее чем через два года, в июне 1818 года был освящен на втором этаже в холодном храме на левой северной стороне придел во имя Петра и Павла. С этого дня в Спасском соборе, во всех шести приделах начались службы. В советское время оригинал, иконы который хранился в Москве и список, который хранился на Вятке были утрачены.
Вятский Спас Нерукотворный
Список с чудотворной Вятской иконы Спас Нерукотворный до 1917 года висел с внутренней стороны над Спасскими воротами Московского Кремля.
Сама икона была доставлена из Хлынова (Вятки) и оставлена в московском Новоспасском монастыре в 1647 году.
Точный список был отправлен в Хлынов, а второй установлен над воротами Фроловской башни.
В честь образа Спасителя и фрески Спаса Смоленского с внешней стороны ворота, через которые была доставлена икона и сама башня были названы Спасскими.
Отличительной особенностью вятского Спаса Нерукотворного является изображение ангелов, стоящих по сторонам, фигуры которых не полностью прописаны.
Ангелы не стоят на облаках, а как бы парят в воздухе.
Можно выделить и своеобразные особенности лика Христа.
На вертикально свисающем полотнище убруса с волнообразными складками фронтально изображен чуть удлиненный лик с высоким лбом. Он вписан в плоскость иконной доски так, что центром композиции становятся крупные глаза, наделенные большой выразительностью. Взгляд Христа направлен прямо на зрителя, брови высоко подняты.
Пышные волосы опускаются длинными, отлетающими в сторону прядями, по три слева и справа.
Короткая борода разделена на две части.
Пряди волос и борода выходят за пределы окружности нимба. Глаза написаны легко и прозрачно, их взгляд обладает притягательностью реального взгляда.
Лик Христа выражает спокойствие, милосердие и кротость.
После 1917 года оригинал иконы в Новоспасском монастыре и список над Спасскими воротами был утрачен.
Ныне в монастыре хранится список XIX века, который занимает в иконостасе Спасо-Преображенского собора место оригинала.
Список оставленный в Вятке хранился до 1929 года, после чего также был утрачен.
В июне 2010 года при помощи научного сотрудника Вятского художественного музея Галины Алексеевны Моховой было установлено, как точно выглядела чудотворная Вятская икона, после чего был написан новый точный список Спаса Нерукотворного и в конце августа отправлен в Киров (Вятку) для установки в Спасском соборе.
Спасский собор в советское время.
Спасский собор был действующим до 1929 года. 6 сентября 1929 года горсовет передал здание Спасского собора под клуб трех организаций - металлистов, рабпроса и СТС, но все три организации не нашли возможности совместного использования здания собора. В феврале 1930 года здание Спасского собора передано в распоряжение педагогического института на перестройку под общежитие студентов. Летом 1930 года снесена колокольня и 5 куполов собора, а здание внутри перестроено на четыре этажа и разделено на комнаты.
3 октября 1994 года решением вятского губернатора здание Спасского собора передано в ведение Вятской Епархии. 19 мая 1995 года Спасский собор передан на баланс церковной общины прихода Спасского собора. Начались восстановительные работы для предания храму прежнего вида. С января 1996 года проектная организация начала работы по составлению проектной документации.
В 2000 году исполнилось 2000 лет со дня рождения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. По этому поводу президент РФ подписал указ о восстановление всех храмов носящие имя Спасителя, к которым относится и наш Спасский храм.
В 2010 году из Москвы была привезена копия иконы Спаса Нерукотворного, сделанная для нашего храма с иконы, которая хранится в Москве. Икона была, установлена в храме и перед ней был, отслужен молебен.
Сегодня в храме продолжаются восстановительные работы на втором этаже, где раньше находилось 3 предела, а также отделочные работы с наружной стороны храма.