Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Святыня храма

Икона Нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа

О святыне

В 2010 году из Москвы была привезена копия иконы Спаса Нерукотворного, сделанная для нашего храма с иконы, которая хранится в Москве. Икона была, установлена в храме и перед ней был, отслужен молебен.

История образа Спаса Нерукотворного.
"Спас Нерукотворный" является изображением Иисуса Христа, созданным, как считалось при его жизни, которое свидетельствует нам о ее нерукотворном происхождении.
Согласно первой истории, правитель города Эдессы болел неизлечимой болезнью, узнав о необыкновенном человеке Христе и Его поразительных чудесах, уверовал в него. Он написал Спасителю письмо с просьбой прийти и исцелить его. Послав своего придворного живописца Ананию в Палестину с письмом, он поручил ему также написать портрет Христа. Ананий несколько раз пытался вручить письмо Господу и сделать его портрет но у него не получалось, наконец был сам приглашен к Спасителю через апостола Фому. Спаситель, получив письмо, написал ответ, в котором обещал правителю исцеление. Омыв Свое лицо и вытерев с него влагу чистым платом, Христос " соизволил божественным и неизреченным образом запечатлеть на нем свои черты". Письмо и плат с Нерукотворным Образом был дан Ананию.
Получив свидетельство милости Божией, правитель Эдессы исцелился. Сам образ был помещен над городскими вратами. И каждый должен был поклониться " чудотворному " образу Христа как новому небесному покровителю града.
До 1204 г. Реликвия хранилась в Константинополе и исчезла от туда после разгрома города крестоносцами. Так была потеряна эта величайшая святыня.
Но есть и другое предание о происхождении Нерукотворного Образа. Он возник во время молитвы в Гефсиманском саду, когда Христос предвидел свои крестные муки. Пот капал с него и тогда, взяв у одного из учеников кусок ткани, он вытерся им и на плате тотчас отпечатался его образ.
Чудо от иконы.
Удивительна многовековая история создания Спасского собора, пленительна святость и чудотворной силой его древнейших намоленных икон.
В далеком 1552 году' жители древнего Хлынова почти сразу за кремлевским рвом на торгу на болотистом месте построили деревянную студеную церковь во имя Живоначальной Троицы.
Эта церковь сильно пострадала в пожаре 1613 года и была разобрана. Через 2 года на месте разобранной обгоревшей старой Троицкой церкви заложена новая деревянная холодная церковь. Из старой сгоревшей Троицкой церкви в новую были перенесены древние иконы и расставлены по чину в иконостасе и на паперти. Никто не знал, когда и кем был принесен и поставлен там эти иконы. Святой образ Спасителя, находясь на паперти Вятской Троицкой церкви, прославился совершающимися пред ним чудесами.
У вдовы Акулины Пушкаревой болела правая нога. В течение десяти лет нога ее была скорчена, и Пушкарева не ходила, а ползала. Движимая верою, Акулина приползла к Храму Спасителя и начала истово молить Господа об исцелении, и Господь исцелил ее. Она ушла из храма на ногах, славя Бога.

Подобные чудеса продолжались и далее. Житель города Хлынова Петр Палкин был болен глазами, наконец совершенно ослеп и в течение трех лет ничего не видел. Но вот 12 июля 1645 года, придя в Троицкую церковь, Палкин стал усердно молиться пред Спасовым образом и внезапно прозрел. Увидев свет, исцеленный Палкин со слезами радости, тотчас же поведал о свершившемся чуде всем тут бывшим и попросил священнослужителей совершить благодарственный молебен Всемилостивому Спасу. Весть об исцелении слепца Палкина быстро разнеслась по городу. Святая икона была перенесена с паперти в храм.
Чудо исцеления Петра Палкина пред святым образом Нерукотворного Спаса в Хлынове произошло в день восшествия на престол Алексея Михайловича. Это было воспринято царем как знамение Божие о благополучном продолжении его царствования. Поэтому молодой государь, движимый благодарностью к Богу и проникнутый особенным благоговением к Божественному чудотворному образу, пожелал лично помолиться перед вятской святыней.
По приказу царя икона была перенесена из Хлынова в Москву. Встреча чудотворной вятской иконы Спаса произошла в столице 14 января 1647 года у Ярузских ворот. Царь Алексей Михайлович сам понес святую икону через Фроловские ворота в Кремль и поставил икону в Успенском соборе. Фроловские ворота с того времени по указу царя были переименованы в Спасские, а главная башня Московского кремля стала называться Спасской. Причем повелено было всем проходящим через эти ворота снимать шапки и низко кланяться. Царь пожелал навсегда оставить вятскую святыню в Москве, как незыблемый залог небесного благоволения его царствования.
Для хранения вятской Святыни был построен Ново Спасский монастырь в Москве, где в иконостасе Преображенского собора по правую сторону царских врат на втором месте список Вятской Святыне хранится до сих пор. По указу царя с иконы Спаса была сделана точная копия. Эта копия была богато украшена, торжественно патриархом освящена и приготовлена для возвращения в Хлынов. 10 сентября 1648 года вновь исполненная копия была торжественно, с крестным ходом отправлена из Москвы в Хлынов. Проведя в пути больше трех месяцев, 17 декабря 1648 года святая икона прибыла в Хлынов.В 1679 года вторая деревянная Троицкая церковь, где хранился чудотворный образ, сгорела в большом городском пожаре. Икона Спаса была спасена и унесена во Всесвятскую церковь.

Строительство каменной церкви.
В 1661 году был установлен Спасский низовой крестный ход с иконой Спаса по селам Вятской губернии. Этот ход проходил каждые два года из Спасского собора до 1929 году.
В мае 1752 года в огромном городском пожаре сильно пострадал холодный Спасский храм. Остался только теплый Екатерининский придел, но даже и в нем долгое время не служили.
А в июне 1761 года консистория по прошению иерея Спасского собора разрешила построить вновь каменный двухэтажный собор на новом месте.
В 1763 году началась кирпичная кладка здания собора, Строительство храма было закончено в 1769 году, и в нем начались отделочные работы. 28 июля 1770 года в новом Спасском соборе был освящен в нижнем этаже правый теплый Екатерининский придел, и в нем начались службы.
18 августа 1781 года было дано разрешение о переносе из старого собора в новый собор иконостаса с иконами старого письма и выдан антиминс на освящение престола. 8 июля 1783 года на первом этаже теплого храма освящен главный средний престол во имя Казанской Божьей Матери, и в нем начались богослужения. После освящения двух престолов из шести Консистория решает из-за ветхости старого Спасского собора прекратить в нем богослужения.
В течение 16 лет два каменных Спасских собора стояли вместе, недалеко друг от друга.
В 1785 году начинают разборку первого каменного одноэтажного старого Спасского собора. Новый двух этажный не был ещё готов.
Когда работы были закончены то служители подают в Консисторию прошение о готовности к освящению на втором этаже в холодном зимнем храме среднего главного престола. 16 августа 1797 года в Спасском соборе на втором этаже в холодном храме освящен средний главный придел во имя Спаса Нерукотворного. Правый и левый приделы второго этажа стояли еще неотделанные. Денег на продолжение работ не хватало, и тогда прихожане продали соборные торговые лавки, стоящие на торговой площади. До сих пор лавки не переданы Спасской церкви.
8 ноября 1800 году освящен в теплом нижнем храме левый северный придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы, и священники начали в нем службы. На соборной колокольне набор колоколов был беден, поэтому священники написали прошения в консисторию, чтобы та разрешила отлить колокола.
В 1804 году консистория даёт собору разрешение на литье двух колоколов.
7 сентября 1816 года был освящен на втором этаже в холодном храме южный правый придел во имя Вознесения Господня, а менее чем через два года, в июне 1818 года был освящен на втором этаже в холодном храме на левой северной стороне придел во имя Петра и Павла. С этого дня в Спасском соборе, во всех шести приделах начались службы. В советское время оригинал, иконы который хранился в Москве и список, который хранился на Вятке были утрачены.
Вятский Спас Нерукотворный
 
Список с чудотворной Вятской иконы Спас Нерукотворный до 1917 года висел с внутренней стороны над Спасскими воротами Московского Кремля.
Сама икона была доставлена из Хлынова (Вятки) и оставлена в московском Новоспасском монастыре в 1647 году.
Точный список был отправлен в Хлынов, а второй установлен над воротами Фроловской башни.
В честь образа Спасителя и фрески Спаса Смоленского с внешней стороны ворота, через которые была доставлена икона и сама башня были названы Спасскими.

Отличительной особенностью вятского Спаса Нерукотворного является изображение ангелов, стоящих по сторонам, фигуры которых не полностью прописаны.
Ангелы не стоят на облаках, а как бы парят в воздухе.
Можно выделить и своеобразные особенности лика Христа.
На вертикально свисающем полотнище убруса с волнообразными складками фронтально изображен чуть удлиненный лик с высоким лбом. Он вписан в плоскость иконной доски так, что центром композиции становятся крупные глаза, наделенные большой выразительностью. Взгляд Христа направлен прямо на зрителя, брови высоко подняты.
Пышные волосы опускаются длинными, отлетающими в сторону прядями, по три слева и справа.
Короткая борода разделена на две части.
Пряди волос и борода выходят за пределы окружности нимба. Глаза написаны легко и прозрачно, их взгляд обладает притягательностью реального взгляда.
Лик Христа выражает спокойствие, милосердие и кротость.
После 1917 года оригинал иконы в Новоспасском монастыре и список над Спасскими воротами был утрачен.
Ныне в монастыре хранится список XIX века, который занимает в иконостасе Спасо-Преображенского собора место оригинала.
Список оставленный в Вятке хранился до 1929 года, после чего также был утрачен.
В июне 2010 года при помощи научного сотрудника Вятского художественного музея Галины Алексеевны Моховой было установлено, как точно выглядела чудотворная Вятская икона, после чего был написан новый точный список Спаса Нерукотворного и в конце августа отправлен в Киров (Вятку) для установки в Спасском соборе.

Спасский собор в советское время.
Спасский собор был действующим до 1929 года. 6 сентября 1929 года горсовет передал здание Спасского собора под клуб трех организаций - металлистов, рабпроса и СТС, но все три организации не нашли возможности совместного использования здания собора. В феврале 1930 года здание Спасского собора передано в распоряжение педагогического института на перестройку под общежитие студентов. Летом 1930 года снесена колокольня и 5 куполов собора, а здание внутри перестроено на четыре этажа и разделено на комнаты.
3 октября 1994 года решением вятского губернатора здание Спасского собора передано в ведение Вятской Епархии. 19 мая 1995 года Спасский собор передан на баланс церковной общины прихода Спасского собора. Начались восстановительные работы для предания храму прежнего вида. С января 1996 года проектная организация начала работы по составлению проектной документации.
В 2000 году исполнилось 2000 лет со дня рождения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. По этому поводу президент РФ подписал указ о восстановление всех храмов носящие имя Спасителя, к которым относится и наш Спасский храм.
В 2010 году из Москвы была привезена копия иконы Спаса Нерукотворного, сделанная для нашего храма с иконы, которая хранится в Москве. Икона была, установлена в храме и перед ней был, отслужен молебен.
Сегодня в храме продолжаются восстановительные работы на втором этаже, где раньше находилось 3 предела, а также отделочные работы с наружной стороны храма.

Читать далее
добавлено 28 июл 2015 15:18

Описания | 1

История иконы Спаса Нерукотворного
Почти 400 лет назад, в начале XVII века на месте нынешнего Спасского собора стояла деревянная церковь. Она находилась на окраине Хлынова и её приход состоял из посадских людей. На паперти храма над входом висела икона Спаса Нерукотворного. Икона, изображающая лик Иисуса Христа, чудесно запечатленный на пла...

Читать далее

    Партнеры проекта