Святыня храма
Храм Рождества Христова в Вифлееме
О святыне
Всем известна библейская история о том, что Иисус был рожден в пещере, которая впоследствии стала популярным местом для посещения паломников. Но мало, кто знает, что над гротом вот уже на протяжении многих столетий находится еще и Храм Рождества Христова. Это сооружение считается одной из главнейших святынь на Святой Земле. Безусловно, как и большинство древнейших архитектурных памятников, этот дошел до нас не в своем первозданном виде. История церкви очень насыщенная событиями и требует поэтапного рассмотрения…
Строительство Храма Рождества Христова в Вифлееме было инициировано византийской императрицей Еленой после того, как она побывала на Святой Земле в 330 году. О месте, которое она для этого выбрала, в Евангелие ничего не говорится. Лишь некоторые апокрифические источники говорят о некой пещере, в которой якобы родился Иисус.
Наряду с прочими храмами в Палестине, построенными в византийский период, главная цель этого заключалась не в проведении богослужений, а в предоставлении возможности паломникам увидеть место, где произошло очередное евангельское событие. Такое свое предназначение базилика выполнял около двухсот лет. В 529 году она была полностью уничтожена пожаром в ходе восстания Самарии. Примечательно, что в архитектурном стиле сооружение во многом походило на Храм Гроба Господня.
Восстановление базилики Рождества в Вифлееме пришлось на время правления императора Юстиниана. С этой просьбой к нему обратился преподобный Савва Освященный. Заново отстроенный храм был удачливее своего предшественника. К всеобщему удивлению, он совсем не пострадал во время нашествия персов на Вифлеем в 612-629 годах. Объяснением этому служит одна легенда, существующая с IX столетия: «С западной стороны церкви, по распоряжению Елены, была украшена мозаикой, на которой были изображены Богородица с Младенцем на руках и Волхвы, поклоняющиеся родившемуся Спасителю. Когда персы увидели эту картины, то были ею поражены. Среди волхвов они узнали своих далеких предков. Только из-за уважения к ним они не стали разрушать храм Рождества».
Удивительно, но и при завоевании Вифлеема халифом аль-Хакимом в 1009 году храм тоже остался целым и невредимым. Дело в том, что мусульмане с почтением относились к месту, где родился Иисус Христос. Часть базилики использовалась ими как мечеть.
В период крестовых походов Храм Рождества Христова, который раньше не имел епископской кафедры, наконец, ее приобрел – в 1100 году во главе него был поставлен латинский епископ Вифлеема и Аскалона. Сразу после этого здесь был коронован первый католический правитель Иерусалима Балдуин I, а спустя 18 лет – сменивший его на троне сын Балдуин II. Во времена их правления храм постоянно посещали различные паломники, которые затем описывали его в своих литературных трудах. Например, тогда сооружение было окружено монастырскими зданиями, а защитой ему служила оборонительная стена с прямоугольными выступающими башнями.
Захвативший Вифлеем в 1187 году султан Саладин изгнал латинского епископа и клира из Храма Рождества Христова. По истечению пяти лет разрешение вернуться в него получили трое католических священников. Однако право владения святилищем было отдано Сирийской Православной Церкви.
В 1129 году в Вифлееме вновь начали править франки. Однако вооруженные конфликты на этом не закончились. Из-за непрекращающихся войн в 1244 году храм был осквернен тюрками-хорезмийцами, а в 1263 году подвергся уничтожению один из монастырей, находящийся неподалеку от него. Не обошлось в истории базилики и без расхищений имущества – в 1266 году мамлюкский султан Бейбрас вывез из нее в Каир весь мрамор.
Не смотря ни на что, Храм Рождества Христова не утратил своего величия. С 1271 года его вновь начали посещать католические паломники, с 1277 года им разрешили проводить в нем различные богослужения. Но только спустя 70 лет Католическая Церковь стала владеть одной из частей базилики – ей принадлежит престол в пределе Яслей пещеры Рождества Спасителя. Главный же алтарь в ней и мужской монастырь, расположенный у южной стены, с 1244 года находятся в собственности Греческой Православной Церкви.
В эпоху Османской империи христианские права на владение Храмом Рождества Христова не были ограничены. Сооружение неоднократно подвергалось ремонту. Так, в 1497 году была положена новая кровля, изготовленная на средства английского короля Эдуарда IV, в 1670 году греками был установлен новый иконостас. Российские императоры Александр III и Николай II не раз отправляли в Вифлеем колокола и паникадила. Определенные восстановительные работы, вызванные землетрясением и пожаром в XIX веке, также велись и в пещере Рождества Господа.
Сегодня знаменитый храм в Вифлееме имеет каменный фасад, чем напоминает крепость. С одной стороны от него располагается армянский монастырь Святой Троицы, с другой – православный греческий монастырь Георгия Победоносца. А маленькая боковая дверь сооружения ведет в дворик католической церкви Святой Екатерины. В восточной части базилики находится пещера, в которой родился Сын Божий.
Вход в Храм Рождества Христова называется «вратами смирения» и имеет свою легенду. Раньше кочевники имели привычку заезжать в него верхом на лошадях, поэтому вход сделали низким и узким – в высоту он составляет всего 120 сантиметров! Каждый, кто входит в храм, должен склониться перед местом, где был рожден Мессия.
Пол базилики имеет двойное покрытие. Сверху находятся каменные плиты. Под ними – византийская мозаика, часто которой можно увидеть в специально оставленном проеме.
Особым способом в храме Рождества расписаны колонны: смешивать краску с расправленным воском придумали крестоносцы. К сожалению, в настоящий момент на них видны только нечеткие изображения святых. Но одна из колонн на фоне остальных все же выделяется – образ Господа на ней ведет себя словно живой. Когда смотришь на него издали, то глаза на его лице кажутся открытыми либо закрытыми, а когда начинаешь двигаться вперед, то открытые глаза закрываются и наоборот. Есть среди колонн еще одна особенная – на ней имеется пять углублений в форме креста. Это подтверждение очередного чуда, случившегося здесь много веков назад. Из данной колонны чудесным образом вылетел рой ос, который защитил прихожан от ворвавшихся в храм арабов-мусульман. А с 2000 года в базилике начала мироточить одна их икон Спасителя, находящаяся на одной из мраморных колон. Интересно, что случается это исключительно в день апостола Фомы, который всегда с недоверием относился к учениям Христа.
Таким образом, отправляясь в Вифлеем, в Храм Рождества Христова, будьте готовы не только к интереснейшей экскурсии с гидом, но и к тому, что вы сможете стать очевидцами происходящих здесь чудес.