Святыня храма
Св. мощи прп. Сисоя, схимника Печерского
О святыне
Святые мощи преподобного Сисоя схимника Печерского доступны для поклонения и хранятся в большом мощевике в Храме Иверской иконы Божией Матери на Всполье г. Москва.
Подвижничество преп. Сисоя, преставившагося в 429 г., память коего совершается ныне, продолжалось от ранней юности до глубокой старости. Сначала жил он в ските, потом перешел Нил и уединился на той горе, где подвизался великий Антоний и где все напоминало ему о дивном образце иноческаго жития. Уединение не скрыло великаго подвижника Сисоя от людей, жаждущих духовнаго просвещения и многие стали посещать Сисоя, чтобы пользоваться его наставлениями. Он же не отказывался принимать людей, так как любовь к людям ставил выше своего, хотя и возлюбленнаго, безмолвия.
В беседах его с людьми заключались в особенности уроки «смирения».
— Отец! — сказал однажды Сисою один пустынник, — я замечаю за собою, что памятование о Боге всегда со мною... — Это еще немного, сын мой, — отвечал ему Сисой, — еще важнее того — видеть себя ниже всех, потому что такое уничижение способствует к приобретению смирения...
Другому брату сказал он: — имей смирение, отрешись от своей воли, откажись от пустых забот мирских, и ты найдешь мир сердца...
О себе самом Сисой постоянно говорил: грешником засыпаю, грешником пробуждаюсь...
Препод. Сисой говорил, что впродолжение 30-ти лет он молился так: — «Господи Иисусе, не дай мне согрешить сегодня моим языком»... — «И между тем, — прибавляет он, — я постоянно согрешаю в этом роде»...
Во время кончины преп. Сисоя выказалось и великое смирение его и великая благодать Господня, пребывающая на смиренныхъ… Умирая, старец пришел в восхищение, лицо его просияло и он заговорил: — «вот авва Антоний идет ко мне»... Немного спустя воскликнул: «я вижу лик пророков», и в то же мгновенье лицо его еще более просветлело, — «вот, пришли апостолы», — стал он говорить тихо и как-будто разговаривая с кем-то из святых.
— С кем он разговаривает? -недоумевали пустынники, собравшиеся вокруг преп. Сисоя, чтобы выслушать его последния изречения.
— Вот, ангелы пришли взять мою душу, — и я молил их подождать еще несколько, чтобы успеть мне совершить покаяние... Они же сказали: ты не имеешь больше нужды в покаянии... — «Не знаю начинал ли я еще его?» Эти последния слова преп. Сисоя дали понять ученикам его, знавшим о глубоком его смирении, что добродетель его была совершенна...
Наконец лицо подвижника просияло как солнце и в то же время он воскликнул: «смотрите, Господь идет ко мне», и с этими словами переселился в иной мир.
II. Препод. Сисой есть великий учитель смирения и в жизни своей и при смерти. Посему побеседуем о смирении.
а) Все святые украшались смирением, не смотря на все свои великия добродетели. Посмотрим на этих смиренных людей, которые пред всеми себя унижали, посмотрим, кто они были на самом деле. Смирен был патриарх «Авраам», он говорил о себе: я земля и пепел. Но кто этот Авраам? Это — отец верующих, которому между патриархами нет равнаго. Смирен был цар «Давид», он говорил о себе: я червь, а не человек. Но кто этот Давид? Это — порфироносный пророк, которому между царями нет равнаго. Смирен был апостол «Павел», он написал о себе: я наименьший из апостолов, я недостоин и называться апостолом. Но кто этот Павел? Это — один из первоверховных апостолов, который более всех трудился в деле проповедания. Смиренна была пресвятая «дева Мария»; Она, выслушав от ангела благовестие о зачатии Сына Божия, говорила: «величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем, яко призре на смирение рабы Своея». Но кто эта смиренная дева Мария? — Это — пресвятая Дева, Матерь Божия, высшая херувимов и славнейшая серафимов. Впрочем, на что нам приводить слишком много примеров? Перечислять смиренных — значит перечислять мужей, высоких по духу и святых по жизни. Кончим все одним. Кто есть «Христос Иисус», Который во всю жизнь до самой смерти непрестанно смирял и уничижал Себя, Который не восхотел трости сокрушенной переломить и льна дымящагося угасить? Кто этот кроткий и смиренный сердцем, умывший ноги Своим ученикам? Высочайшая премудрость, совершеннейшая святость, сияние славы Отчей и образ Ѵ40;постаси Его; словом Бог — во плоти.
б) После сего, что же мы должны сказать о тех людях, которые не хотят смириться пред другими, которые любят гордиться собою? Что сказать о них? Это — люди, в которых нет истиннаго христианскаго духа, в них нет истинных достоинств; в них нет ни величия, ви святости. Гордятся только низкие и ничтожные люди. Все тяжелое естественно падает вниз, лежит на земле, а легкое поднимается вверх, летает по воздуху; так люди великие и святые всегда смиряются пред другими, а низкие и ничтожные ставят себя выше всех. И в самом деле, почему некоторые люди ведут себя гордо? Не имея ничего, они хотят гордостию восполнить недостаток совершенств, надменностию думают заменить слабость своих сил. Почему иной человек, заняв важное место в обществе, делается вдруг неприступным? Он боится, чтобы вблизи не разсмотрели его, кто он таков: он неприступностию хочет скрыть свои недостатки, спесью думает восполнить скудность своих заслуг. Если вы увидите человека гордаго, неприступнаго: то не старайтесь много разгадывать, кто он таков; это просто человек без истинных достоинств, в нем нет ни хорошаго ума, ни добраго сердца.
Правда, и люди с великими достоинствами иногда предаются гордости. Но зато надолго ли они остаются великими при своей гордости? Начать гордиться, значит начинать падать; мечтание о себе — приготовление к унижению. Бог оставляет гордых самим себе, а смиренных поддерживает Своею благодатию. И потому-то, братия, когда вы возмечтаете о себе: то бойтесь, чтобы вам в скором времени не посрамиться. Только при смирении высок и силен человек, а без смирения он слаб и низок.
Правда, низкие и слабые люди тоже иногда смиряются. Их смирение не лучше гордости. Пред кем смиряются низкие люди? Только пред высшими. Для чего смиряются? Чтобы удобнее возвыситься. В каких слабостях признаются низкие люди? В самых ничтожных, маловажных. Для чего признаются? Чтобы дать знать другим, как маловажны слабости, которым они подвержены. Таким образом у низких и смирение всегда низко, истинное смирение для них слишком высоко, оно не по их духу. Истинно смиренный потому и смиряется, что он смирен душею; потому и не возносятся его очи, что не надмевается его сердце; у него сердце как невинное, покорное, простосердечное дитя. От того-то истинно смиренными бывают только люди с совершенствами, люди великие и святые; только у таких людей достанет духу говорить о себе: я земля и пепел; я червь, а не человек.
III. Итак, братия, смирение вовсе не есть признак слабаго и малодушнаго человека; вот гордые люди всегда слабы и малодушны, а смиренные всегда велики и святы; смиренная выя есть признак величия духа, а гордое чело отпечаток малой души. И потому не будем смущаться, хотя бы нам довелось отправлять самую низкую должность раба: низкая служба никогда не унизит высокаго человека. (Сост. по поуч. прот. Р. Путятина).
В мощевике покоятся святые мощи угодников Божиих
Киево-Печерские Святые
1. Лаврентий еп. Туровский
2. Ефрем еп. Переяславский
3. Нифонт еп. Новгородский
4. Прп. Никола Святоша князь Черниговский
5. Прп. Поликарп архим. Печерский
6. Прп. Никон игумен Печерский
7. Прп. Варлаам игум Печерский
8. Прмч. Василий иеромонах
9. Прп. Тит иеромонах
10. Прмч. Анастасий диакон
11. Прп. Лука эконом Печерский
12. Прп. Григорий иконописец
13. Прп. Алипий иконописец
14. Прп. Агапит врач безмездный
15. Прп. Дамиан целебник
16. Прп. Спиридон просфорник
17. Прп. Никодим просфорник
18. Прп. Феофан постник
19. Прп. Иоанн постник
20. Прп. Сильвестр чудотворец
21. Прп. Исаия чудотворец
22. Прп. Прохор чудотворец
23. Прп. Исаакий затворник
24. Прп. Онуфрий молчаливый
25. Прп. Нестор летописец
26. Прп. Авраамий трудолюбивый
27. Прп. Пимен многоболезненный
28. Прп. Иоанн многострадальный
29. Прп. Сергий послушливый
30. Прп. Онисифор исповедник
31. Прп. Марк гробокапатель
32. Прп. Никон сухой
33. Прп. Илия Муромец
34. Прп. Моисей Угрин
35. Мч. Иоанн младенец
36. Прмч. Григорий
37. Прмч. Феодор
38. Прмч. Евстратий
39. Прп. Савва
40. Прп. Еразм
41. Прп. Нектарий
42. Прп. Иоанн Богоугодный
43. Прп. Макарий
44. 12 мастеров зодчих
45. Иулиания дева княгиня Ольшанская
46. Симон еп. Суздальский
47. Св. муч. Иоанн варяг Киево-Печерский
48. Вифлеемский мученик
Дальние Пещеры (Прп. Феодосия)
49. Свят. Феофил еп. Новгородский
50. Прп. Феодор кн. Острожский
51. Прп. Игнатий архимандрит
52. Прп. Пимен игумен, постник
53. Прп. Евфимий иеросхимонах
54. Сщмч. Лукиан
55. Сщмч. Кукша
56. Прп. Макарий диакон
57. Прп. Ахила диакон
58. Прп. Ипатий целебник
59. Прп. Геронтий канонарх
60. Прп. Леонтий канонарх
61. Прп. Зинон постник
62. Прп. Захария постник
63. Прп. Меркурий постник
64. Прп. Пимен постник
65. Прп. Моисей чудотворец
66. Прп. Лаврентий затворник
67. Прп. Вениамин затворник
68. Прп. Анатолий затворник
69. Прп. Афанасий затворник
70. Прп. Григорий чудотворец затворник
71. Прп. Феодор молчаливый
72. Прп. Нестор некнижный
73. Прп. Арсений трудолюбивый
73. Прп. Иосиф многоболезненый
74. Прп. Силуан схимонах
75. Прп. Сисой схимонах
76. Прп. Иларион схимонах
77. Прп. Павел послушливый
78. Прп. Лонгин вратарь
79. Прп. Тит воин
80. Прп. Паисий
81. Прп. Мартирий
82. Прп. Агафон
83. Частица гроба князя Владимира Киевского
Иные святые и угодники Божии
84. Святитель Филарет Амфитеатров
85. Святитель Лука Симферопольский
86. Святитель Митрофан Воронежский
87. Святитель Филарет Московский
88. Святитель Игнатий Брянчанинов
89. Святитель Иннокентий Московский
90. Святитель Иннокентий Херсонский
91. Святитель Тихон Патриарх Московский
92. Сщмч. Климент папа Римский
93. Прп. Макарий Калязинский
94. Прп. Шио Мгвимский
95. Прп. Анатолий младший Оптинский
96. Прп. Нектарий Оптинский
97. Прп. Иосиф Оптинский
98. Прп. Антоний архим. Радонежский
99. Прпп. Кирилл и Мария Радонежские
100. Прпп. Петр и Феврония Муромские
101. Прп. Иоаким Афонский
102. Прп. Феодосий Тотемский
103. Прп. Соломония София Суздальская
Святые предметы
104. Часть дуба Мамврийского
105 Камень Гроба Господня