Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Епитимия

О нераскаянных грешниках пишет апостол Павел к коринфским христианам следующее: “Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господне” (1 Кор.11:27-29). На эти слова святого апостола Павла еп. Феофан Вышенский Затворник, даёт следующее пояснение: “Искушать себя – значит испытывать и внимательно исследовать, достоин ли Святого Причастия. Коль скоро найдёшь что-либо, препятствующее причащению, – устранить то и исправить. Искушение здесь значит достойное приготовление. В чём оно? В очищении совести. Принеси покаяние во грехах и положи твёрдое намерение вперёд не грешить, а вместо грехов творить всякую добродетель – и ты достойно готов к причастию.”
Святой Иоанн Златоуст говорит: “Главное благо в том, чтобы приступить к Тайнам с чистой совестью.” А что значит: “Суд себе яст и пиет, не рассуждая Тела Господня”?
Святой Феофан объясняет: “В минуту самого вкушения Святого Причастия бывает приговор суда Божия, – и не это только, но и присуждение наказания. Приговор суда пред сим указан: повинен Телу и Крови Господни; а здесь разумеется присуждение наказания – одни в сей жизни совершаются и иногда тотчас, а другие оставляются до будущей жизни. Всё, как судит правда Божия и милость к нам, даже в самом наказании.”
На эту тему поучает нас другой знаменитый святитель Русской Церкви – Митрополит Антоний (Храповицкий) следующими словами: “Разрешение грехов и причащение Святых Тайн имеет смысл только при условии решимости выйти из своего преступного, греховного состояния и исправить свою жизнь. Без такого условия причастие будет только новым и тяжким грехом и для не желающего исправиться грешника, для допустившего его к причастию духовника.” Эти последние слова митрополита указывают, что священник-духовник тяжело согрешает, допустивши заведомо нераскаянного грешника.
В упомянутом выше нашем распоряжении конкретно указаны грехи, лишающие виновных в них Святого Причастия. Эти грехи стоят в списке грехов, перечисленных в “Последовании о исповедании” в наших служебных требниках и относятся к нарушениям 9-ой заповеди Закона Божия: “Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.” В катехизисе Православной Церкви объясняется, что этой Божией заповедью запрещено всякое ложное свидетельство на суде или в быту, всякого рода клевета и ложь, “как не согласные с любовью и уважением к ближнему и недостойны человека, а наипаче Христианина.” В “Настольной книге для священно-церковно служителей,” составленной С. В. Булгаковым и изданной в 1900 г. в Харькове, преподано подробное наставление о таинстве исповеди. Там говорится, что против 9-ой заповеди Божией согрешает тот, кто “клевещет на кого-нибудь заочно, лает и укоряет в лице, осуждает чужие грехи, обличает недостатки ближнего во уме или в теле, издевается с досадою, или ругается над ближним, толкует коварно чужие дела и слова, и прямо сказать: что ни говорит или делает на умаление славы и чести ближнему, т. е. всякому человеку, хотя и иноверному, то всё есть лжесвидетельство и помянутой заповеди противно.” – “ Против сей же заповеди согрешает, кто оклеветания слушает, и по тому оклеветанию наносит ближнему, т. е. всякому человеку, хотя иноверному, бедство, от которого бедства может и смерть приключиться.” “Помянутые грехи родятся в человеке от зависти, ярости, гордости и от лжесловесного обычая: и сия обида ближнему, так же как и воровская обида. И буде ты честь или славу добрую у кого злоречием отнял, или повредил, должен её возвратить и исправить, исповедая лжу твою пред тем, пред кем ближнего своего озлословил, или пред самим оным ближним твоим и всем сердцем жалеть о том преступлении и впредь того всячески оберегаться.” Св. Иоанн Златоуст поучает: “Аще в помышлении обидел, в помышлении и примирися; аще словом обидел, словом примирися; аще же делом обидел, делом и примирися.”
Грехи злоречия, оклеветания и лжи совершили и продолжают совершать лица по отношению к высшему духовному лицу, который никакого зла им не совершил. Кроме того, эти же лица нарушили и нарушают 5-ую заповедь Божию. В указанной нами выше книге по поводу этой заповеди говорится: “Против сей заповеди, согрешает, кто духовный чин не любит, не слушает и не почитает, переговаривает, осуждает, а в нуждах их не помогает.” Духовник – священник обязан серьёзно относиться к тем лицам, которые приходят к нему по обычаю на исповедь, имея на совести своей тяжкие грехи против заповедей Божиих, и духовнику эти грехи известны. В наставлении духовнику говорится: “Выслушав внимательно исповедь, он даёт разрешение только тогда, когда убедился, что исповедующийся покаялся во всех своих грехах. Если кающийся утаил свой грех, то духовник при помощи вопросов должен привести его к покаянию в утаённом грехе. Пастырю не должно никогда забывать, что неправильное разрешение грехов есть не только злоупотребление властью, но может во зло обратиться душе грешника. Разрешить душу недостойную, вместо того, чтобы связать её, значит дать волю её страстям, порокам, утвердить её во грехе. Поэтому надо быть священнику чрезвычайно осторожным в этом случае, дабы избежать опасности излишним и неуместным снисхождением подать беспечному повод беззаботно продолжать греховную жизнь.”
В “Книге о должностях пресвитеров приходских,” в которой содержатся наставления и правила для приходских священников, предписывается иерею духовнику исповедников одних разрешать и удостаивать причащения Святых Таин, других разрешать, но не допускать до Святого Причастия, третьих не разрешать и угрожать отлучением от Церкви. Однако отлучение совершается не иначе, как с благословения Архиерея. Церковные правила повелевают налагать “канон” или, что то же, епитимью на неисправных грешников.
52-ое правило Карфагенского собора указывает, что те лица, которые своим поведением смущают народ, подвергаются строгой епитимии по суду епископа. О епитимиях, налагаемых на грешников, говорят следующие правила Вселенского и Поместных соборов: Ап. 52, 1 Всел. 11:13; трул. 102; анкир. 6:22; неокес. 2; карф. 6:7; Василия Великого 73; Григория Нисского 2:5. В книге “Требник” сказано, что после исповеди иерей духовник “канон даст ему (т. е. кающемуся) противо согрешения его. Аще убо имать многие грехи, даст ему канон вящший.”
Епитимия налагается на грешника или в виде духовного наказания или назначается для врачевания его, причём налагается различная, смотря по грехам, по возрасту, по положению кающегося. За тяжкие и многие грехи запрещается приступать известное время к Святому Причастию, а позволяется только пить священную воду. Отлучение от Святых Тайн может быть отменено, если грешник искренно раскаялся и стал на путь духовного исправления.
В правилах Номоканона, являющегося законом для Православной Церкви, в правиле 76 записаны следующие слова: “Аще кто имать вражду на кого, в храм да не входит, ниже приносы его, дондеже примирится: ибо молитва его в клятву и грех вменяется. Да творит же на всяк день поклонов 50.”
Правило 77: “Аще во время Причастия печаль имея на брата, не даст ему мира, да будет отлучен.”
Святой Василий Великий пишет следующее: “Тех, которым божественными правилами это воспрещено, не причащай, ибо они как язычники, и если не обратятся, горе и им, и тем, которые причащают их”…. “Если ты не достоин причастия, в таком случае не принадлежишь к тем, которые достойны молитвы и церковной службы”….”Для того и дьякон возглашает, говоря: “Святая Святым,” т. е. кто не свят, пусть не приступает. Не говорит только: кто чист от греха, а кто свят. Таким образом, ввиду вышеизложенного, ничего нового или особенного не находится в нашем распоряжении о недопущении до Святого Причастия лиц, занимающихся антицерковной противоправославной работой, распространяющих устно и печатно неправду об Архиерее, которого они желают унизить и оскорбить, как равно вооружить против него его пасомых и посеять раздор и смуту в церковной жизни.

Слова и поучения – архиепископ Афанасий (Мартос)

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем

    СИМВОЛИК

    Сообщество