Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Семинар "Куклы из коллекции Майи Сысоевой" совсем скоро.

Семинар "Куклы из коллекции Майи Сысоевой" совсем скоро. Еще есть места, можно записаться vk.com/cdnc_ru?w=wall-37222031_466.

Интервью с Майей Сысоевой

cs623619.vk.me/v623619269/1ff1a/D-69_6G_XQA.jpg

Игрушка из сундука для народного мастера России Майи Сысоевой куклы - и увлечение, и профессия. Занимается череповчанка ими с 1994 года, регулярно проводит мастер-классы и семинары по экспедиционным (этнографическим) куклам, проходил такой семинар и в омском Сибирском культурном центре.

- Люди могут удивиться: зачем в Омске вологодские куклы? - говорит мастерица. - Но конструкции и технологии изготовления очень близки. На семинарах я не только учу делать конструкции, шить и вязать, но и объясняю, как собирать материал у бабушек. У нас в Вологодской области не так много осталось информации - в центральную Россию очень быстро пришла цивилизация, люди перестали делать для себя кукол уже в 50-х годах, их большей частью покупали. А на Урале, в Сибири это мастерство сохранилось: довольно молодые бабушки - иногда даже и бабушками язык не повернется назвать - знают, как шили и как играли куклами, и даже некие архаические черты сохраняются в их рассказах.

Своих кукол Майя Сысоева создает из этнографических тканей и кружев, найденных в бабушкином сундуке или добытых во время поездок по деревням. Авторских кукол она разрабатывает на основе экспедиционных образцов и наряжает в соответствующем стиле.

Дайте куклу сыну
- Мне очень нравится книга Игоря Морозова «Феномен куклы в традиционной и современной культуре», - продолжает народный мастер. - Она перекликается с моим мнением о том, что кукла не только раньше, но и сейчас выполняет очень важные функции - ученый как раз говорит о её помощи в социализации ребенка.

Через куклу ребёнок учится относиться к людям, это не просто игрушка для него, не предмет - малыш воспринимает свою любимицу как человека. Он учится с ней общаться, выстраивать отношения, развивая все те навыки, которые пригодятся в обществе. Если ваш сын играет в куклы, в этом нет ничего плохого, считает Майя Сысоева. Даже наоборот: дети, применяя семейные и общественные модели поведения к игрушкам, уже на ранней стадии развития преодолевают момент аутизма, который есть у каждого ребенка от двух до пяти лет. Кстати, для мальчика куклой может быть мишка - важен не человекоподобный внешний облик, а сама игра, момент одушевления плюшевых или пластиковых персонажей.

- При этом ребенку понятнее, во-первых, кукла небольших размеров, а во-вторых, не новая. Старые куклы детям всегда дороже только что купленных, - добавляет мастерица.

Невосполнимая потеря
С последним тезисом как-то не вяжется стандартная картинка из супермаркета - ребенок, истерично тычущий пальцем: «Мама, купи!» Однако в таком поведении чада, по словам Сысоевой, родителям следует винить только себя:

- Ребёнка уже воспитали в состоянии «дай, дай!», вырастив из него потребителя. А для того, чтобы ребенок умел отдавать, он должен уметь вести диалог. Это провал воспитания, и родители сами виноваты, в частности, когда выбирают игрушку для сына или дочери. Вы обращали внимание, как они ее оценивают? Ведь рассматривают же её со своей, взрослой точки зрения. Я на ярмарках часто сталкиваюсь с такой ситуацией: лежит на прилавке сделанная из лоскутков куколка, маленькая, неказистенькая с точки зрения взрослого, а девочка упрашивает маму купить. Она и стоит-то копейки, а мама бурчит под нос: «Я сама тебе такую сделаю» - и оттаскивает дочь. Всё, ребенок, считайте, потерян для общества уже наполовину. Потому что мама, во-первых, сама не сделает, а во-вторых, она купит «лучше» Барби какую-нибудь дорогущую, и девочка будет одевать её, отрывая голову кукле - потому что иначе Барби не оденешь. И этот момент разрушения в общении маленького человека с игрушкой отразится на его будущей жизни и жизни окружающих его людей.

В народной традиции не просто так наблюдали за тем, как играют дети. Интерес ребенка, иногда расковыривающего машинку или вытаскивающего глаз кукле, - такой интерес познающего мир человека к устройству игрушки понятен. Но если он только и делает, что ломает игрушки, тут стоит обратить внимание: значит, у малыша внутренний диссонанс, он не удовлетворен жизнью.

- Глядя на то, как ребенок играет в куклы, можно понять, как он относится к другим людям, - подводит итог Майя Сысоева. - Бывает, что он не расстаётся со старой, замусоленной куклой, не может заснуть без неё - это говорит о том, что у человека есть что-то святое в детской жизни, и будет святое во взрослой. А когда ему важен только престиж игрушки, значит, и родителям он рано или поздно скажет: «Папа и мама, вы не престижные».