Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами и даёте разрешение на передачу необходимых для работы персональных данных. Политика конфиденциальностии
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами и даёте разрешение на передачу необходимых для работы персональных данных. Политика конфиденциальностии

Семинар "Куклы из коллекции Майи Сысоевой" совсем скоро.

Семинар "Куклы из коллекции Майи Сысоевой" совсем скоро. Еще есть места, можно записаться vk.com/cdnc_ru?w=wall-37222031_466.

Интервью с Майей Сысоевой

cs623619.vk.me/v623619269/1ff1a/D-69_6G_XQA.jpg

Игрушка из сундука для народного мастера России Майи Сысоевой куклы - и увлечение, и профессия. Занимается череповчанка ими с 1994 года, регулярно проводит мастер-классы и семинары по экспедиционным (этнографическим) куклам, проходил такой семинар и в омском Сибирском культурном центре.

- Люди могут удивиться: зачем в Омске вологодские куклы? - говорит мастерица. - Но конструкции и технологии изготовления очень близки. На семинарах я не только учу делать конструкции, шить и вязать, но и объясняю, как собирать материал у бабушек. У нас в Вологодской области не так много осталось информации - в центральную Россию очень быстро пришла цивилизация, люди перестали делать для себя кукол уже в 50-х годах, их большей частью покупали. А на Урале, в Сибири это мастерство сохранилось: довольно молодые бабушки - иногда даже и бабушками язык не повернется назвать - знают, как шили и как играли куклами, и даже некие архаические черты сохраняются в их рассказах.

Своих кукол Майя Сысоева создает из этнографических тканей и кружев, найденных в бабушкином сундуке или добытых во время поездок по деревням. Авторских кукол она разрабатывает на основе экспедиционных образцов и наряжает в соответствующем стиле.

Дайте куклу сыну
- Мне очень нравится книга Игоря Морозова «Феномен куклы в традиционной и современной культуре», - продолжает народный мастер. - Она перекликается с моим мнением о том, что кукла не только раньше, но и сейчас выполняет очень важные функции - ученый как раз говорит о её помощи в социализации ребенка.

Через куклу ребёнок учится относиться к людям, это не просто игрушка для него, не предмет - малыш воспринимает свою любимицу как человека. Он учится с ней общаться, выстраивать отношения, развивая все те навыки, которые пригодятся в обществе. Если ваш сын играет в куклы, в этом нет ничего плохого, считает Майя Сысоева. Даже наоборот: дети, применяя семейные и общественные модели поведения к игрушкам, уже на ранней стадии развития преодолевают момент аутизма, который есть у каждого ребенка от двух до пяти лет. Кстати, для мальчика куклой может быть мишка - важен не человекоподобный внешний облик, а сама игра, момент одушевления плюшевых или пластиковых персонажей.

- При этом ребенку понятнее, во-первых, кукла небольших размеров, а во-вторых, не новая. Старые куклы детям всегда дороже только что купленных, - добавляет мастерица.

Невосполнимая потеря
С последним тезисом как-то не вяжется стандартная картинка из супермаркета - ребенок, истерично тычущий пальцем: «Мама, купи!» Однако в таком поведении чада, по словам Сысоевой, родителям следует винить только себя:

- Ребёнка уже воспитали в состоянии «дай, дай!», вырастив из него потребителя. А для того, чтобы ребенок умел отдавать, он должен уметь вести диалог. Это провал воспитания, и родители сами виноваты, в частности, когда выбирают игрушку для сына или дочери. Вы обращали внимание, как они ее оценивают? Ведь рассматривают же её со своей, взрослой точки зрения. Я на ярмарках часто сталкиваюсь с такой ситуацией: лежит на прилавке сделанная из лоскутков куколка, маленькая, неказистенькая с точки зрения взрослого, а девочка упрашивает маму купить. Она и стоит-то копейки, а мама бурчит под нос: «Я сама тебе такую сделаю» - и оттаскивает дочь. Всё, ребенок, считайте, потерян для общества уже наполовину. Потому что мама, во-первых, сама не сделает, а во-вторых, она купит «лучше» Барби какую-нибудь дорогущую, и девочка будет одевать её, отрывая голову кукле - потому что иначе Барби не оденешь. И этот момент разрушения в общении маленького человека с игрушкой отразится на его будущей жизни и жизни окружающих его людей.

В народной традиции не просто так наблюдали за тем, как играют дети. Интерес ребенка, иногда расковыривающего машинку или вытаскивающего глаз кукле, - такой интерес познающего мир человека к устройству игрушки понятен. Но если он только и делает, что ломает игрушки, тут стоит обратить внимание: значит, у малыша внутренний диссонанс, он не удовлетворен жизнью.

- Глядя на то, как ребенок играет в куклы, можно понять, как он относится к другим людям, - подводит итог Майя Сысоева. - Бывает, что он не расстаётся со старой, замусоленной куклой, не может заснуть без неё - это говорит о том, что у человека есть что-то святое в детской жизни, и будет святое во взрослой. А когда ему важен только престиж игрушки, значит, и родителям он рано или поздно скажет: «Папа и мама, вы не престижные».