Симбирская епархия
ТРУД МИРОТВОРЦА
Шесть рассмотренных ранее заповедей блаженства преимущественно говорили нам о том, каким должен быть человек внутренне, а седьмая заповедь в большей степени затрагивает тему поведения человека, проявления его во взаимоотношениях с окружающими людьми. Миротворцы оказываются счастливы, потому что называются «сынами божьими».
Что такое мир? По-гречески это слово звучит так irini и в случае с заповедями является попыткой перевести еврейское shalom. Последнее в свою очередь означает не просто отсутствие вражды между людьми, но высшее благо от Бога. Именно этого блага и желают евреи, встречаясь друг с другом. Таким образом, эта заповедь оказывается гораздо шире того, что можно было бы увидеть на первый взгляд. Да, безусловно, благо для человека, если он смог умиротворить чьи-то отношения, если он смог примирить других людей. Но еще большим блаженством будет наделен тот человек, который сумел приобщить других к «миру божьему», таковой будет наречен сыном божиим. Сыны Божии встречаются в Священном Писании неоднократно и могут обозначать ангелов или целый народ израильский. Так было в Ветхом Завете. Вообще же, в словоупотреблении евреев, сыны – это принадлежность к какому-то сообществу, типу, качеству. Так, сыны чертога брачного – это те, кто участвует в свадебных торжествах. Сыны Божии – это те, кто принадлежат Богу. Удивительно, что среди всех заповедей блаженства именно эта говорит о такой награде. Думаю не ошибусь, если скажу, что этой заповедью каждый реализовавший ее уподобляется Спасителю - Господу нашему Иисусу Христу, Который Своим подвигом, Своею жизнью примирил человечество с Богом. Поэтому и всякий, кто старается примирить людей, а тем более примирить человека с Богом – уподобляется Ему.
Для того чтобы была возможность даровать мир другим необходимо сначала установить мир внутри самого себя. Жизнь христианина и направлена на то, чтобы приобщиться миру Божьему, то есть тому миру, который Бог ниспосылает на всех ищущих Его. Для того, чтобы стать причастником этого мира требуется изменение ума, подготовка человека. Нужно суметь отринуть свою гордость, воспитать в себе смирение, установить живое общение с Богом и тогда противящийся гордым Бог пошлет свою благодать. Мне кажется, что для человека очень важен внутриличностный мир, внутренняя гармония, согласие с самим собой. Для этого нужно быть очень честным в ответе на вопросы: для чего я существую? К чему я действительно стремлюсь? Что готов сделать для этого? Определение иерархии ценностей и следование этой иерархии позволяет человеку соблюсти внутренний мир от внешних угроз.
Далее человек должен исполнить слова святого апостола Павла: «если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим.12:18). Но как, как можно иметь мир с теми, кто враждует против тебя? Как можно примиряться раз за разом с тем, кто все время обманывает или интригует против тебя? Или как заключить мир с тем, кто не желает этого мира? Попросить прощения – сложно, так как это всегда глубинная внутренняя работа. Да, есть привычные нам выражения, смысл которых, к сожалению, от частотности их употребления сейчас практически утратился. Среди таковых «прости меня». Как бы хотелось, чтобы каждое это прости было осмысленным, полным внутреннего раскаяния, полным желания изменить ситуацию… Но даже в противном случае мы должны пытаться хранить пусть даже и хрупкий видимый мир. Почему? Да потому, что мы христиане, а значит ученики Того, Кто сказал: «люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44). Конечно, это полностью нарушает логику нашего мира, где естественным является ударить за то, что ударили тебя, оскорбить за оскорбление и т.д., но на то и труд христианский, чтобы превзойти над этим миром. Христианство учит сверхъестественной любви. Таковой не получится научиться, таковую нужно просить у Бога, чтобы Он послал ее нам. Что делать, пока еще не стяжал этот дар? Не испытывать ненависти. Пусть не со всеми у нас будут отношения чистой любви. Невозможно всех одинаково любить, но можно не испытывать зла к другому, не мстить за себя, не злорадствовать над проблемами других, быть открытым к возможному стремлению с их стороны примириться и внутренне иметь мир. А иначе как можем приносить мы Богу свои молитвы, свои жертвы, как можно приобщаться Святых Тела и Крови, имея внутри вражду, ненависть, злобу1?
И вот, когда человек приобретет мир внутри себя, когда он смог примириться с теми, кто окружает его и смог стяжать мир от Господа, таковой будет пользоваться авторитетом у других, а значит сможет и влиять на отношения между этими другими. В конфликтологии есть такое понятие – медиатор, то есть человек, который пользуясь уважением обоих враждующих сторон, использующий этот авторитет для выхода этих сторон из конфликта. Подобно и нам следует поступать. В разговорах между собой не подогревать ненависть у одного к другому, не добавлять новых сведений, которые могут послужить эскалации конфликта, а наоборот искать что-то, что может снять напряжение, превзойти ненависть и примирить наконец-то враждующие стороны. Трудно это? Конечно! Это требует взвешенности слов, поступков, продуманности, рассудительности и чистоты личной жизни. Но ведь и легких путей Евангелие не обещает. «Царство Небесное силою берется и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12).
1 «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф.5:23-24).
Иеромонах Филарет (КУЗЬМИН)
www.simbeparhia.ru/publications/publications_as_news/?id=31580
Публикации
Публикации. Официальный сайт Симбирской митрополии Русской Православной Церкви Московского Патриархата