Казанская епархия
В канун праздника Казанской иконы Божией Матери митрополит Феофан совершил всенощное бдение в Богородицком монастыре Казани
20 июля 2017 года, в канун праздника Казанской иконы Божией Матери, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил всенощное бдение в Крестовоздвиженском соборе Казанско-Богородицкого мужского монастыря.
Его Высокопреосвященству сослужили наместник обители игумен Марк (Виленский), секретарь Казанского епархиального управления протоиерей Владимир Самойленко, первый проректор Казанской православной духовной семинарии игумен Евфимий (Моисеев), благочинный I градского округа Казани протоиерей Алексий Чубаков, клирик Салаватской епархии протоиерей Сергий Завьялов, братия монастыря в священном сане.
Богослужебные песнопения исполнялись двумя монастырскими хорами: мужским под управлением Дениса Рогова и смешанным под управлением монахини Амвросии (Кочережкиной).
Полиелей был совершен перед почитаемым списоком Казанской иконы Божией Матери.
По окончании богослужения глава Татарстанской митрополии обратился к участникам всенощного бдения со словом проповеди.
«Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися…» Пожалуй, этот тропарь Казанской иконе Божией Матери как никакое другое песнопение выражает сущность сегодняшнего праздника. Мы с вами стоим на том месте, где была обретена икона Царицы Небесной. Мне представилось сейчас, какое великое множество народа собралось в тот великий день. И вот будущий Патриарх, тогда ещё священник Ермолай с трепетом берёт на свои руки у девицы Матроны этот обретенный образ Преблагословенной Девы Марии.
Непростыми были времена, когда была обретена икона Царицы Небесной. Накануне была великая Смута, когда Россию раздирали междоусобными бранями. Явление Богоматери в то время — Покров Её и Её Сына. Несмотря на то, что люди нарушали самую главную заповедь — любви друг ко другу, несмотря на то, что воцарились ненависть и разделение, Богоматерь с небес смотрела на Своих чад как на детей неразумных. И сжалилось Её сердце, Она явилась, как это часто бывает, не прямо, а в Своём образе.
Столько веков, столько поколений, столько миллионов людей несут к этому образу свои печали и скорби. Редко — радости, ибо, к великому сожалению, так устроен греховный человек, что о Боге вспоминает только во времена скорби. И в наше время, когда мы вновь имеем возможность прибегнуть к Её Покрову и заступлению, происходит всё то же самое. «В державный Твой Покров прибегающим, всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице...» Как никогда мы нуждаемся в Её заступничестве.
Посмотрите, что происходит у нас в Отечестве. С одной стороны, строятся храмы, а с другой — всюду косность и нерадение. Разве мало православных проживает в Казани? Где же мы все? А ведь сегодня мы пришли к хозяйке града Казани. Она — Госпожа и Царица, Она — заступница и надежда наша. Когда же мы, народ славянский, проснёмся? Славянин, разве мало ты в жизни претерпел потрясений? Разве не научили тебя исторические уроки? Разве ты не видел разрушения, скорбь и печаль? Разве не твои сыны и дочери шли на смерть за веру? Где же ты теперь, народ Божий? Какого грозного внушения ты ожидаешь и по сей день? Ждешь благополучия? Благополучия не бывает без Бога, без Бога есть только тьма. Видимость благополучия часто оборачивается великой скорбью. Мы видим, как ещё вчера благополучный, богатый, всё имевший и на всех свысока смотревший человек сегодня сидит в тюрьме или где-то прячется. Благополучие там, где в душе мир, где живешь по совести, где народ чтит свои национальные святыни.
Слава Богу, на наших глазах возрождается древний собор. Слава Богу, что в его возрождении участвуют все — и власть, и бизнесмены, и народ Божий. Нам дан шанс от Царицы Небесной принять участие в воссоздании Её поруганного некогда дома. Однако, созидая храм, мы должны позаботиться и о главном храме — храме нашей души. Ибо если там нет порядка, если там мерзость запустения, если там богоотступничество, то радости не будет.
Проснись же, христианин! Проснись, душа славянина! Помнится, в детстве моя бабушка любила петь: «Душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается и имаши смутитися. Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняй» (песнопение после шестой песни Великого канона Андрея Критского — ред.). Разве мы не видим, что происходит сейчас, какие случаются страшные, невиданные для наших мест катаклизмы? В мгновение ока сметаются поселения, рушатся жилища. Гордыня человеческая, любящая твердить, что мы всё можем, сокрушается как соломенный стебель перед природными явлениями, в которых заложена сила Божия. Разве мы не слышим, что где-то проливается кровь? Разве не видим, что на Русь святую враги ополчились со всех сторон за то, что мы хотим жить так, как раньше жила Россия, что сохраняем веру наших отцов, хотим сохранить человеческий облик и не пойти по пути полного разврата и погибели?
Но не бойся, народ Божий, ибо не в силе Бог, а в правде. Как велика была фашистская империя, но Бог дал дух нашему народу и мы выстояли. И сегодня, в эту непростую годину, если мы сплотимся, если мы обернёмся к Богу, если мы будем учить детей наших жить по заповедям, то Господь и Царица Небесная непременно будут нашими защитниками. А где Бог, там и сила, где Бог, там и правда. Русь святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение. Аминь.