- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 13
- |
- Видео 0
- |
- Мероприятия 0
«Византийский кабинет» в СПбДА открылся дискуссией на тему 1000-летия Русского Афона
Санкт-Петербургская духовная академия включилась в празднование юбилея русского присутствия на Святой Горе, — сообщает корреспондент портала «Русский Афон». 22 февраля здесь состоялось торжественное открытие проекта «Византийский кабинет», приуроченное к началу общегородских праздничных мероприятий 1000-летия русского монашества на Афоне.( www.afonit.info )
Презентация «Византийского кабинета» открылась круглым столом, во время которого ученые и богословы обсудили значение русского монашества на Афоне.
И. о. проректора по научно-богословской работе СПбДА иерей Игорь Иванов во вступительном слове рассказал, что этот научно-просветительский проект предназначен стать универсальной площадкой для осмысления наследия Византии. В рамках «Византийского кабинета» планируется проведение исследований, кинопоказов, круглых столов, презентаций и издание научной литературы.
Епископ Царскосельский Маркелл поделился своими впечатлениями от паломничества на Святую Гору. «Афон — удивительное место. В последние годы я стараюсь бывать там каждые три месяца, — рассказал владыка. — На Афоне сохранилось то, что утрачено в современном секулярном мире, здесь получаешь ответы на вечные вопросы».
vizantiyskiy kabinet 2
Начальник городского отдела по связям с религиозными объединениями Владимир Иванов заверил, что власти Санкт-Петербурга будут оказывать широкую информационную поддержку всем мероприятиям, посвященным юбилею Русского Афона.( www.afonit.info )
В круглом столе принял участие известный православный историк, участник научных проектов по истории афонского Пантелеимонова монастыря Михаил Шкаровский, который выступил с докладом на тему «Русские обители Афона в начале XX века». Он рассказал, что активная духовная жизнь русского монашества на Афоне началась в середине XIX века, когда были основаны Свято-Андреевский, а затем Свято-Ириновский скиты. В дальнейшем многие обители на Афоне стали основываться на частные пожертвования благочестивых людей. В свою очередь афонское монашество понесло свет духовности в Россию. Здесь начали появляться подворья афонских монастырей, в которых служили по уставу Святой Горы и хранили священные реликвии.
vizantiyskiy kabinet 3
Михаил Шкаровский отметил, что к началу XX века на Афоне проживало более трех тысяч русских монахов и существовало почти четыреста малых обителей. В 1896 году было учреждено Братство русских монастырей, которые вели активную духовно-просветительскую и издательскую деятельность. Например, Свято-Пантелеимонов монастырь выпускал несколько сот изданий в год.
Афон в представлении русских людей был Царством Божиим, куда они стремились попасть хотя бы раз в жизни. Одновременно он представлял собой и образ идеального социального общества и государства. К XX веку там побывало около 30 000 человек, в основном это были крестьяне.( www.afonit.info )
Преподавательница СПбДА Лора Герд рассказала о церковно-политических аспектах жизни русского Афона во второй половине XIX — начале ХХ века. «Каждый народ имел там свой монастырь, — рассказала она. — По мере подъема того или иного государства его монастырь процветал, а влияние усиливалось. — С начала XIX века происходит подъем русского монашества на Афоне. Это неудивительно, ведь в то время Россия была единственной сильной православной державой с православным царем. Афон не существовал изолированно, он испытывал на себе и подъем освободительных движений балканских народов, и падение Османской империи. С политической точки зрения Афон был форпостом русского влияния».
Заместитель главного редактора полного собрания сочинений Константина Леонтьева Ольга Фетисенко выступила с докладом «Афон и его „единство в разнообразии“ в социокультурной концепции Константина Леонтьева». По ее словам, писатель считал монашескую республику образцом для тех, кто хочет заняться реформированием государства. Константин Леонтьев увидел в Афоне живой образ Византии как аскетической культуры: для Бога здесь есть все, для человека — ничего. Это было иерархически устроенное государство, которое имело правильное назначение — жизнь с Богом.
Интересные личности
- Священник
- Протоиерей
- Священник
- Священник