- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 2
- |
- Видео 0
- |
- Мероприятия 0
Блажен муж и его силы
Господи, благослови!
Мы, люди, мужчины и женщины. Господь заповедал нам любить друг друг друга, что мы и стремимся воплощать в наших семьях. Но не все бывает гладко, есть много искаженного в нас, и в мужчинах, и в женщинах. Господь и Церковь учат и воспитывают нас, чтобы мы состоялись в жизни, вошли бы в вечную жизнь в Господе в Его Церкви, служа друг другу своими дарами. И очень важно понимать свою роль, свою миссию и мужчинам, и женщинам в их взаимосвязи.
Каков должен быть муж? Как бывает во всякой науке, сперва исследуют идеальную модель, а затем уже рассматривают реальные ситуации. Давайте построим модель мужа, чтобы выяснить структуру личности в православных понятиях. Поскольку это всего лишь модель, она не претендует на полноту и всеоб'емлемость, а отражает те аспекты, о которых хочет сказать автор. Речь пойдет о силах личности.
Муж должен быть сильным, так как он мужчина, глава семьи, защитник, добытчик, отец, опора для всей семьи. Силы мужа - это его духовные и разумные силы, сила любви и способность к жертвенности, его таланты и способности, труды и плоды трудов, имущество интеллектуальное, материальное, финансовое, связи, положение и т.п. Все это - силы мужа, силы человека.
Силы иерархичны:
Высший уровень (1) - силы взаимодействия между его личностью и Богом;
Второй уровень (2) - силы взаимодействия между его личностью и другими личностями, с близкими;
Третий уровень (3) - силы взаимодействия между ним и остальным миром.
К высшим силам, силам духа, относятся: любовь, вера, смирение перед Богом, молитва, терпение, мужество, стойкость, храбрость, верность, разумность и рассудительность, надежда и т.п.
К силам души относятся любовь к родителям, жене, детям, друзьям, родственикам, людям, жертвенность ради счастья жены и детей, помощь, выручка, совет, утешение, обучение, воспитание, благотворение, пример, добрые дела и т.п.
К силам телесным и общим относятся адаптация и выживание в окружающей среде природы и цивилизации, в экономике, культуре, государстве, слоях и группах социума, труд, спорт, отдых, обственность, карьера, организация, бизнес, самореализация и служение, и т. п.
Эти силы - дары, таланты, данные Богом личности и взращенные в процессе жизни и самообучения и самовоспитания, от младенчества до старости. Эти дары растут подобно дереву внутри человека и составляют его личность.
Корень личности - это ее высшие силы и дары, ствол личности - силы второго уровня, а ветви, листья и плоды образуют силы третьего уровня.
Они предназначены для питания наших близких и прославления Бога, т.е. уровень 3 предназначен для служения 1 и 2 уровня, т.е. для Бога и ближнего.
Вот вкратце модель личности в терминах силы.
Особое внимание обращаю на следущий момент: личность не тождествена своему частному таланту: сказать о себе "я - художник" или "я - водитель" и из этого выводить свою жизнь неправильно. Если бы это было правильно, то то, что способствует моему таланту, есть хорошо. Но тогда я могу ради своего таланта перешагнуть через ближнего, и отвергну Бога, а это ошибка, это грех. Значит, это утверждение не есть истина, не есть основа для жизни. Личность тождествена всему древу, от корня до плодов, целостно. А направление роста задает заповедь Божья. Поэтому ставить ветви выше всего древа - абсурд. Ради спасения дерева можно пожертвовать ветвями, но ради спасения ветвей нельзя пожертвовать стволом и тем более корнями, ибо тогда погибнет все древо. Помните? если рука, или нога, или глаз соблазняет тебя, отсеки его и брось, чтобы все тело твое не было ввержено в геенну. Это о ветвях личности, о тех ветвях, которые приносят худые плоды. Худые ветви надо отсекать, чтобы и худого плода не приносили. Ветви - это силы, страсти, плоды - грехи, дела худые. Привычка - это ветка личности. Хорошая привычка - хорошая ветка, приносит добрый плод. Худая привычка приносит худой, вредный плод для всего тела, всей личности. Эти привычки надо отсекать. Хорошие ветки-привычки воспитываются в тренировках в добром деле, как в спорте, как в тренингах. Упражнения каждый день по нескольку подходов через внутреннее сопротивление, и терпеть, пока плод не придет. Тогда сформируется добрый навык и будет легко творить доброе. Главное, чтобы ствол был добр, а не худ, и тем более корни. Иначе, если корни и ствол худы, то и плоды будут худы...
Два слова надо сказать о деньгах и отношении к ним, ибо деньги играют важную роль в мире людей и экономике, и бытуют ошибки по отношению к ним, крайности.
Первая крайность - сребролюбие, т.е. пристрастие к деньгам и вещам, поставление их выше человеческой жизни, выше ближнего, алчность, жадность до предательства Бога и ближнего ради денег и вещей.
Другая крайность - среброненавидение, т.е. отрицание пользы денег, отношение к ним как злу, нежелание зарабатывать деньги для пропитания, нищета, уход из социума, при этом нуждаться в них для пропитания.
Середина - нормальное отношение к деньгам, как средству для реализации потенциала любви к ближним и себе, имеющим служебное значение. Деньги нужны для того, чтобы их жертвовать ради людей и их нужд в условиях товарно-денежной экономики, подразумевая нужны свои личные, семейные, родовые, государственые, народные, социальные, групповые, человеческие, природные и пр.
Не люди ради денег, а деньги ради людей. И пользоваться этой силой муж обязан уметь, а также зарабатывать ее своим трудом, талантом, теми дарами, которые даны ему Богом, родителями, самовоспитанием и самообразованием.
Сказано Господом: ищите прежде Царствия небесного и правды его, и все остальное приложится вам. Речь идет о внутреннем развитии на основе Слова Господа и самовоспитании себя, в развитии сил высшего и второго уровней, чтобы, вооружась дарами, уметь трудиться эффективно и зарабатывать необходимое в мире цивилизации или на лоне природы вне мира сего. Через труд идет и самосовершенствование личности, рост ее новых веточек, укрепление существующих, отсечение вредных и бесплодных. Вынуждающей силой труда и развития служит принцип "кто не работает и, следовательно, не имеет денег, тот не ест". Под работой подразумевается не только физический труд, но любой труд или капитал, приносящий ценность ближним и денежный эквивалент.
Речь идет о норме. Немощных и нетрудоспособных питают за счет трудоспособных при условии несения ими своего креста и для реализации любви к ближним.
Немного сумбурно, но пусть пока так.
26-27.05.2016
г. Архангельск