- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 2
- |
- Видео 3
- |
- Мероприятия 0
Тем, кто постится впервые: 6 правил Великого поста
www.pravmir.ru/postitsa-vpervye/
Тем, кто постится впервые: 6 правил Великого поста
Дарья Менделеева | 23 февраля 2015 г.
Первый в жизни пост – особенно Великий – золотое время неофитства, когда кажется, что свернёшь горы. Чужие советы в это время воспринимаются со скепсисом, потому что "у меня, конечно, всё будет по-другому и лучше". И всё же.
Священник Антоний Мессех: Для чего мы постимся?
Ограничивать ли в пост общение с другими?
«Камертон» постного подвига
Правила поста – личный опыт за четверть века
Пощусь «не так» – что обо мне подумают?
Правило первое: дело не в еде
С наступлением постного времени Интернет и эфир заполняются подробнейшими гастрономическими указаниями о том, что отныне можно, а что нельзя вкушать православным. Указания эти бывают порой, мягко говоря, странными – несколько лет назад на одном из центральных телеканалов в список «запрещённых продуктов» попал, Бог весть, почему, морковный сок.
Добавляют ажиотажа и календари, до сих пор активно перепечатывающие предписания монастырского устава с его сухоядением, а иногда и полным воздержанием от пищи.
Глядя на всю эту «постную вакханалию», я вспоминаю выражение Иоанна Дамаскина: “Если бы в посте всё дело было в еде, то святыми были бы коровы”. И как человек, в своё время не успевший, но честно пытавшийся испортить здоровье буквальным соблюдением Типикона, хочу напомнить правило, ставшее в последнее время повсеместным: меру Вашего поста Вы определяете в личной беседе с духовником или исповедующим священником.
И не стоит приходить на неё со списком и «поштучно» утверждать виды разрешённых продуктов. Основная идея здесь – пост – это не ритуал «священного вкушения картошки», а наша жертва Богу. И уж конечно он не должен превращаться в кратчайший способ попасть в больницу.
Пост призван дисциплинировать, но при этом быть посильным. Шахтёр не может поститься так, как домохозяйка, студент – как пенсионерка с гипертонией, не говоря уже о детях, беременных или, например, диабетиках, для которых отказ от пищи или отдельных продуктов может быть смертельно опасен.
Весьма неплохо «компенсировать» «допуск запрещённых продуктов» в ваше меню бóльшей разборчивостью в пище духовной. Например, можно почитать хорошие, не обязательно даже «духовные» книжки, которые вы так давно откладывали. А вот телевизор и соцсети ваше отсутствие в течение семи недель вполне себе переживут.
И, всё-таки, ещё немного про еду
С другой стороны, допускаемые послабления тоже должны быть разумны. И, поверьте, взрослый, условно здоровый человек обходиться без животной пищи в течение семи недель без ущерба для здоровья может вполне.
Да, при этом немного меняется физическое состояние, к этому просто надо привыкнуть. При переходе на растительную пищу есть, как правило, хочется чаще (особенно, если на улице холодно). Может, особенно поначалу с непривычки, меняться настроение.
Как правило, подобные проблемы переносятся легче, если в пост входить плавно и использовать Масленицу именно как «сырную седмицу», а не «блинную обжираловку». Выход из поста тоже требует определённой умеренности, но мы пока не об этом.
Разумный подход надо проявить и тем, кто регулярно занимается спортом. Если вы не член олимпийской сборной, то до Пасхи вполне можете удержаться от рекордов – ведь ресурсов стало меньше, а организм не железный. Зато спортивное упорство и выдержка пригодятся вам вполне.
Пост – время молитвы
Многажды говорилось, что главная цель поста – молитва. Собственно, для того, чтобы немного «вынуть» человека из его обычного состояния и направить на молитву, и придуманы все пищевые ограничения. В общем же, пост призван стать временем наблюдения себя, внутреннего спокойствия и ясности.
Молитвенные упражнения, предписанные верующим во время Великого поста, – это ряд особенных общих служб и ваше личное молитвенное правило. Мера того и другого, опять же, в разумных пределах, колеблется.
Службы
Понятно, что присутствовать постом на всех церковных службах так, как это делали иногда древнерусские крестьяне (поскольку полевые работы в средней полосе в это время ещё не начинались), современный человек, особенно житель мегаполиса, позволить себе не может. И всё же, есть несколько особенных богослужений, побывать на которых желательно.
В понедельник, вторник, среду и четверг первой недели поста, а затем вечером в среду пятой недели (формально – на утренней службе четверга) в храмах читают «Великий покаянный канон» Андрея Критского. Конечно, его можно почитать дома, а теперь даже и послушать на диске. Но при возможности быть в храме – очень желательно.
Великим, а теперь и другими постами в храмах массово проводится таинство Соборования, очень созвучное постной дисциплине. Время его проведения и продолжительность в разных храмах различается, нужно просто узнать про ближайшие и выбрать удобный.
Очень помогает достойно завершить пост и подготовиться к празднику Пасхи посещение служб последней Страстной седмицы. Некоторые православные даже берут на эти дни отпуск, а в православных гимназиях – объявляют специальные каникулы.
Всё перечисленное выше, – ключевые моменты, которые хорошо бы не пропустить. Разумеется, что прочие церковные службы постом тоже продолжаются (правда, чуть реже служатся литургии, которые в первые шесть недель по будням бывают только в среду и пятницу). И их посещение зависит от Ваших возможностей.
Важно иметь в виду, что после Соборования необходимо при первой же возможности причаститься. То есть, в обычном порядке подготовиться и побывать либо на ближайшей литургии, либо – на литургии в ближайшие выходные (разумеется, всё – с посещением вечерней службы накануне).
Также на литургии по будням могут быть отслужены полным чином Часы, и тогда служба займёт больше времени, чем обычно. Впрочем, это зависит от обычаев конкретного храма, о которых стоит заранее расспросить дежурную у свечного ящика.
Молитвенное правило
Пост – время молитвы, и личному правилу в это время тоже стоит уделить чуть большее внимание. Но здесь опять необходимо призвать на помощь разум.
Помните, что пост – это забег на длинную дистанцию. А потому человек, решивший ежедневно в качестве подвига вычитывать пол-Псалтири, рискует бросить вообще всё ещё до конца первой недели. Рассчитайте свои силы, при необходимости посоветуйтесь со священником, учтите обстоятельства.
В итоге, кто-то добавит что-то к набору ежедневных молитв, кто-то – просто постарается, наконец, дочитывать до конца утреннее и вечернее правило. Это – опять же вопрос совести, личных сил, времени и терпения. Главное, чтобы молитва в принципе не уходила из фокуса вашего внимания.
О ближних
Отдельных замечаний требует общение с окружающими.
Все мы живём среди людей. Это – и домашние, и наши коллеги. И именно постом нередко возникают ситуации в стиле «был бы праведником – но ближние так мешают!» Но, в конце концов, именно того человека, который стоит перед Вами сейчас, некоторые Отцы называли главным человеком Вашей жизни.
Поэтому пост – самое время помириться или наладить отношения. И уж, конечно, он – не время раздувания конфликтов (хотя иногда с голодухи очень хочется).
К тому же на Великий пост выпадает у нас несколько гражданских праздников, сопровождающихся иногда коллективными застольями. И тут – опять призываем на помощь разум.
Понятно, что на разухабистом корпоративе православным лучше не гулять. Но немного посидеть с коллегами за столом с бутылкой шампанского и парой салатиков, демонстрируя тем самым, что православные – вообще-то не угрюмые отшельники, а вполне себе мирные люди, – можно. (Небольшой жизненный совет: принесите к столу связку бананов. В противном случае набор «шампанское+солёный огурец» вам обеспечен).
***
Надеемся, всё вышесказанное хоть немного поможет вам благополучно перебраться через обширное море поста (или, как обычно бывает, к его окончанию вновь констатировать, что «не успел, «не сделал», «не прочитал», «не стал») и достойно встретить праздник Пасхи.
И тихонечко шёпотом: «Христос Воскресе!».
Интересные личности
- Священник
- Священник
- Священник
"С наступлением постного времени Интернет и эфир заполняются подробнейшими гастрономическими указаниями о том, что отныне можно, а что нельзя вкушать православным..."
"В передней стоят миски с желтыми солеными огурцами, с воткнутыми в них зонтичками укропа, и с рубленой капустой, кислой...
Развернуть
"С наступлением постного времени Интернет и эфир заполняются подробнейшими гастрономическими указаниями о том, что отныне можно, а что нельзя вкушать православным..."
"В передней стоят миски с желтыми солеными огурцами, с воткнутыми в них зонтичками укропа, и с рубленой капустой, кислой, густо посыпанной анисом, - такая прелесть. Я хватаю щепотками, - как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во весь пост.
Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно? Будут
варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох,
маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые
баранки, "кресты" на Крестопоклонной... мороженая клюква с сахаром, заливные
орехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки, изюм кувшинный,
пастила рябиновая, постный сахар - лимонный, малиновый, с апельсинчиками
внутри, халва... А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные
пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам... а кутья с
мармеладом в первую субботу, какое-то "коливо"! А миндальное молоко с белым
киселем, а киселек клюквенный с ванилью, а...великая кулебяка на
Благовещение, с вязигой, с осетринкой! А калья, необыкновенная калья, с
кусочками голубой икры, с маринованными огурчиками... а моченые яблоки по
воскресеньям, а талая, сладкая-сладкая "рязань"... а "грешники", с
конопляным маслом, с хрустящей корочкой, с теплою пустотой внутри!.. Неужели
и т а м, куда все уходят из этой жизни, будет такое постное! И почему все
такие скучные? Ведь все - другое, и много, так много радостного. Сегодня
привезут первый лед и начнут набивать подвалы, - весь двор завалят. Поедем
на "постный рынок", где стон стоит, великий грибной рынок, где я никогда не
был... Я начинаю прыгать от радости, но меня останавливают...
Какой же великий торг!
Широкие плетушки на санях, - все клюква, клюква, все красное. Ссылают в
щепные короба и в ведра, тащат на головах.
- Самопервеющая клюква! Архангельская клюкыва!..
- Клю-ква... - говорит Антон, - а по-нашему и вовсе журавиха.
И синяя морошка, и черника - на постные пироги и кисели. А вон
брусника, в ней яблочки. Сколько же брусники!
- Вот он, горох, гляди... хороший горох, мытый. Розовый, желтый, в
санях, мешками. Горошники - народ веселый, свои, ростовцы. У Горкина тут
знакомцы. "А, наше вашим... за пуколкой?" - "Пост, надоть повеселить
робят-то... Серячок почем положишь?" - "Почем почемкую - потом и
потомкаешь!" - "Что больно несговорчив, боготеешь?" Горкин прикидывает в
горсти, кидает в рот. - "Ссыпай три меры". Белые мешки, с зеленым, - для
ветчины, на Пасху. - "В Англию торгуем... с тебя дешевше".
А вот капуста. Широкие кади на санях, кислый я вонький дух. Золотится
от солнышка, сочнеет. Валят ее в ведерки и в ушаты, гребут горстями,
похрустывают - не горчит ли? Мы пробуем капустку, хоть нам не надо.
Огородник с Крымка сует мне беленькую кочерыжку, зимницу, - "как
сахар!". Откусишь - щелкнет.
А вот и огурцами потянуло, крепким и свежим духом, укропным, хренным.
Играют золотые огурцы в рассоле, пляшут. Вылавливают их ковшами, с палками
укропа, с листом смородинным, с дубовым, с хренком. Антон дает мне тонкий,
крепкий, с пупырками; хрустит мне в ухо, дышит огурцом.
- Весело у нас, постом-то? а? Как ярмонка. Значит, чтобы не грустили.
Так, что ль?.. - жмет он меня под ножкой.
А вот вороха морковки - на пироги с лучком, и лук, и репа, и свекла,
кроваво-сахарная, как арбуз. Кадки соленого арбуза, под капусткой
поблескивает зеленой плешкой.
- Редька-то, гляди, Панкратыч... чисто боровки! Хлебца с такой умнешь!
- И две умнешь, - смеется Горкин, забирая редьки. А вон - соленье;
антоновка, морошка, крыжовник, румяная брусничка с белью, слива в кадках...
Квас всякий - хлебный, кислощейный, солодовый, бражный, давний - с
имбирем...
- Сбитню кому, горячего сбитню, угощу?..
- А сбитню хочешь? А, пропьем с тобой семитку. Ну-ка, нацеди.
Пьем сбитень, обжигает.
- Постные блинки, с лучком! Грещ-щневые-ллуковые блинки!
Дымятся луком на дощечках, в стопках.
- Великопостные самые... сах-харные пышки, пышки!..
- Грешники-черепенники горря-чи, Горрячи греш-нички..!
Противни киселей - ломоть копейка. Трещат баранки. Сайки, баранки,
сушки... калужские, боровские, жиздринские, - сахарные, розовые, горчичные,
с анисом - с тмином, с сольцой и маком... переславские бублики, витушки,
подковки, жавороночки... хлеб лимонный, маковый, с шафраном, ситный весовой
с изюмцем, пеклеванный...
Везде - баранка. Высоко, в бунтах. Манит с шестов на солнце, висит
подборами, гроздями. Роются голуби в баранках, выклевывают серединки,
склевывают мачок. Мы видим нашего Мурашу, борода в лопату, в мучной
поддевке. На шее ожерелка из баранок. Высоко, в баранках, сидит его сынишка,
ногой болтает.
- Во, пост-то!.. - весело кричит Мураша, - пошла бараночка, семой возок
гоню!
- Сбитню, с бараночками... сбитню, угощу кого...
Ходят в хомутах-баранках, пощелкивают сушкой, потрескивают вязки.
Пахнет тепло мочалой.
- Ешь, Москва, не жалко!..
А вот и медовый ряд. Пахнет церковно, воском. Малиновый, золотистый,-
показывает Горкин, - этот называется печатный, энтот - стеклый, спускной...
а который темный - с гречишки, а то господский светлый, липнячок-подсед.
Липонки, корыта, кадки. Мы пробуем от всех сортов. На бороде Антона липко, с
усов стекает, губы у меня залипли. Будочник гребет баранкой, диакон -
сайкой. Пробуй, не жалко! Пахнет от Антона медом, огурцом.
Черпают черпаками, с восковиной, проливают на грязь, на шубы. А вот -
варенье. А там - стопками ледяных тарелок - великопостный сахар, похожий на
лед зеленый, и розовый, и красный, и лимонный. А вон, чернослив моченый,
россыпи шепталы, изюмов, и мушмала, и винная ягода на вязках, и бурачки
абрикоса с листиком, сахарная кунжутка, обсахаренная малинка и рябинка,
синий изюм кувшинный, самонастояще постный, бруски помадки с елочками в
желе, масляная халва, калужское тесто кулебякой, белевская пастила... и
пряники, пряники - нет конца.
- На тебе постную овечку, - сует мне беленький пряник Горкин.
А вот и масло. На солнце бутыли - золотые: маковое, горчишное, орешное,
подсолнечное... Всхлипывают насосы, сопят-бултыхают в бочках.
...
- А вот, лесная наша говядинка, грыб пошел! Пахнет соленым, крепким.
Как знамя великого торга постного, на высоких шестах подвешены вязки
сушеного белого гриба. Проходим в гомоне.
Лопаснинские, белей снегу, чище хрусталю! Грыбной елараш,
винегретные... Похлебный грыб сборный, ест прнтоиии соборный! Рыжики
соленые-смоленые, монастырские, закусочные... Боровички можайские!
Архиерейские грузди, нет сопливей!.. Лопаснинскне отборные, в медовом
уксусу, дамская прихоть, с мушиную головку, на зуб неловко, мельчен
мелких!..
Горы гриба сушеного, всех сортов. Стоят водопойные корыта, плавает
белый триб, темный и красношляпный, в пятак и в блюдечко. Висят на жердях
стенами. Шатаются парни, завешанные вязанками, пошумливают грибами, хлопают
по доскам до звона: какая сушка! Завалены грибами сани, кули, корзины...
- Теперь до Устьинского пойдет, - грыб и грыб! Грыбами весь свет
завалим. Домой пора..." :)
Свернуть