- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 0
- |
- Видео 2
- |
- Мероприятия 0
Экзаменационные вопросы по курсу "Методологические основы православной психологии"
i1.wp.com/psyheo.by/wp-content/uploads/2015/11/16.jpg?w=1279
На сайте www.psyheo.by курса "Православная психология" опубликованы экзаменационные вопросы по предмету "Методологические основы православной психологии":
1. Недостатки парадигмы академической (естественнонаучной) психологии.
2. Этимология понятия «психология», вклад Аристотеля в развитие представлений о душе.
3. Базисные положения парадигмы академической (научной) психологии.
4. Основные отличия парадигмы академической психологии от парадигмы православной психологии.
5. Эгоцентризм как состояние когнитивной сферы. Характерные особенности эгоцентрического мышления, мировоззрения и подхода к жизни.
6. Эго и история развития представлений об это и его структуре. Православный взгляд на природу эго и эгоизма.
7. Концентрическая (10 слойная) модель психического бытия К.Г. Юнга, её общая характеристика.
8. Эгоизм, как когнитивная программа и её качества.
9. Наиболее характерные особенности эгоизма.
10. Диалектика состояний «Я», «Не Я», «Мы».с позиций парадигмы православной психологии.
11. Святоотеческий взгляд на эгоизм и его природу.
12. Жертвенность, как состояние когнитивной сферы и его природа.
13. Соотношение жертвенности и эгоизма.
14. Жертва Христова и её суть.
15. Принципиальные отличия состояния жертвенности от состояния эгоизма.
16. Наиболее характерные особенности жертвенности.
17. Жертвенность, как когнитивная программа и её качества.
18. Покаяние, как необходимое и обязательное условие вхождения в программу жертвенности.
19. Состояние «Не я» в программе жертвенности и его значение в духовно-нравственном развитии личности.
20. Святоотеческий взгляд на жертвенность и её природу.
21. Святость, как высшее состояние когнитивной сферы и его природа.
22. Соотношение эгоизма, жертвенности и святости.
23. Противоречивость рационального восприятия и понимания святости.
24. Критерии оценки состояния святости.
25. Принципиальные отличия святости от жертвенности.
26. Наиболее характерные особенности состояния святости.
27. Святость, как когнитивная программа и её качества.
28. Святоотеческий взгляд на святость и её природу.
29. Что такое нравственность.
30. Проблемы правильного понимания категории нравственности.
31. Нрав как категория, её природа и основа.
32. Соотношение морали, нравственности и духовности.
33. Определение нравственности.
34. Искажения категории нравственности через призму идеологии на примере США и СССР.
35. Значение нравственности для когнитивного и душевно-духовного развития личности.
36. Понятие о совести и нравственных качествах.
37. Первоисточники нравственности.
38. Парадигма православной психологии и её принципиальные особенности.
39. Базисные принципы парадигмы православной психологии.
40. Представление о «вертикальной» психологии и психологии «горизонтальной».
41. Телесное, душевное и духовное знание, как уровни познания человека.
42. Мировоззренческий базис парадигмы православной психологии.
43. Принцип тримерии природы человека.
44. Принцип Образа и Подобия человека Богу.
45. Принцип высшего предназначения человека.
46. Принцип антропологической катастрофы.
47. Принцип долженствования.
48. Принцип покаяния (метанойи).
49. Принцип понуждения (себя) в стяжании добродетелей.
50. Принцип духовно-нравственного возрастания.
51. Принцип последовательной работы со страстями.
52. Принцип безусловного принятия символа веры.
53. Принцип разграничения компетенции православного психолога и священнослужителя.
54. Принцип служения Богу, ближним, подлинной науке и практике.
55. Задачи парадигмы православной психологии.
56. Определение православной психологии и её предмет.
57. Определение личности в парадигме православной психологии.
58. Православная психология, как пропедевтика аскетики.
59. Основные вехи подвижника на пути духовного спасения по преподобному Макарию Великому (Добротолюбие 1 Т. Наставления).
60. Психология покаяния.
61. Понятие греха, его этимология и виды человеческой повреждённости по святоотеческому учению.
62. Святоотеческое учение о страстях.
63. Механизм работы страсти (порабощения человека).
64. Классификация страстей.
65. Три ступени духовно-нравственного преуспеяния.
66. Лествица духовная преподобного Иоанна Лествичника.
67. Ступень отречения от мира.
68. Ступень беспристрастия.
69. Ступень странничества.
70. Ступень послушания.
71. Ступень покаяния.
72. Ступень памяти о смерти.
73. Ступень радостотворного плача.
74. Ступень безгневия.
75. Ступень незлопамятности.
76. Ступень незлословия и неклевещения.
77. Ступень немногословия и молчания.
78. Ступень праведности.
79. Ступень неунывания.
80. Ступень нечревоугодия.
81. Ступень целомудрия.
82. Ступень несребролюбия,
83. Ступень нестяжания (простоты)
84. Ступень неомертвения души.
85. Ступень ночного бдения.
86. Ступень телесного (дневного) бдения.
87. Ступень бесстрашия.
88. Ступень нетщеславия.
89. Ступень негордости.
90. Ступень кротости.
91. Ступень смиренномудрия.
92. Ступень рассуждения (духовного).
93. Ступень безмолвия.
94. Ступень священной молитвы.
95. Ступень бесстрастия.
96. Ступень союза веры, надежды и любви.
97. Представление о душе, история возникновения понятия, миф о «Психее и Эроте».
98. Представление о душе в святоотеческой традиции.
99. Спор между святителем Феофаном Затворником и Игнатием Брянчаниновым о материальности души.
100. Святоотеческое учение о душе и её природе.
101. Видение пророка Иезекииля с точки зрения понимания природы души.
102. Символы Четвероевангелия.
103. Происхождение души и существующие теории.
104. Представление о посмертной жизни души.
105. Психологическое понимание мытарств души.
106. Вехи души, оставляющей тело.
107. Устройство души по святоотеческому учению
108. Основные силы души.
109. Вожделевательная сила души (воля), её изначальное состояние и предназначение.
110. Распад вожделевательной силы души.
111. Современное состояние вожделевательной силы души.
112. Желание, воля, намерение и их отличия.
113. Раздражительная сила души (чувство), её изначальное состояние и предназначение.
114. Распад раздражительной силы души.
115. Современное состояние раздражительной силы души.
116. Эмоция, чувство, чувствование и их отличия.
117. Познавательная сила души (ум), её изначальное состояние и предназначение.
118. Распад и искажение познавательной силы души.
119. Современное состояние познавательной силы души.
120. Рассудок, разум, ум и их отличия.
121. Интеллект и духовно-нравственная осознанность их различия.
122. Первозданное состояние человека.
123. Состояние познавательной силы в первозданном состоянии.
124. Состояние раздражительной силы в первозданном состоянии.
125. Состояние вожделевательной силы в первозданном состоянии.
126. Падшее состояние человека.
127. Состояние познавательной силы в падшем состоянии.
128. Состояние раздражительной силы в падшем состоянии.
129. Состояние вожделевательной силы в падшем состоянии.
130. Искупленное состояние человека.
131. Состояние познавательной силы в искупленном состоянии.
132. Состояние раздражительной силы в искупленном состоянии.
133. Состояние вожделевательной силы в искупленном состоянии.
134. Понятие о духовных дарах.
135. Будущее состояние человека.
136. Психология спасения и её суть.
137. Принцип «вертикализации» мышления.
138. Доктрина эгоистического самоутверждения и духовно-нравственного спасения.
139. Принцип спасения посредством обретения целостного христианского мышления и мировоззрения.
140. Что такое христианское мышление и мировоззрение.
141. Отличия трёх базовых состояний человека (телесного, душевного, духовного).
142. «Ветхий» человек и «Новый» человек, их принципиальные отличия.
143. Святые отцы о спасении.
144. Основные вехи на пути спасения.
145. Этимология понятия молитва.
146. Святые отцы о молитве.
147. Психология молитвы.
148. Принцип ослабления рефлексии в процессе молитвы.
149. Эффект молитвы с точки зрения парадигмы православной психологии.
150. Этапы освоения молитвенной практики.
151. Виды молитвы.
152. Состояние современной православной психологии.
153. Душепопечение и православная психология – сходства и различия.
Планка требований для православных психологов, претендующих на диплом, - высока и это справедливо.