- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 0
- |
- Видео 2
- |
- Мероприятия 0
О душепопечении и приходской православно-психологической помощи
В последнее время на фоне ухудшения социально-экономической ситуации в мире и резкого увеличения общего числа психотравмирующих факторов с вытекающими отсюда запросами на кризисную психологическую и душевную помощь, всё чаще можно слышать упоминания и ссылки на необходимость развития нравственно-ориентированной психологии и возрождения пастырского душепопечения.
В этом, действительно, есть смысл, поскольку перечень вызовов и угрожающих факторов не уменьшается, а только увеличивается день ото дня и парадигма светской психологии совершенно бессильна перед многими проблемами, имеющими под собой не рациональную, а душевно-духовную и духовно-нравственную основу:
- Планомерное разрушение института традиционной семьи,
- Кризис духовности и нравственности в современном обществе,
- Вызовы современности (зависимости, права ЛГБТ, насилие, ювенальная юстиция, сексуальная распущенность, ЭКО и суррогатное материнство, стремление к бездетности, утрата смысла жизни и т.д.),
- Рост экстремизма, отчуждённости и нетерпимости,
- Увеличение деструктивного влияния сектантства и оккультизма,
- Усиление потребительских и гедонистических тенденций,
- Рост суицидов и серьёзных психических расстройств,
- Неспособность светской (секулярной) психологии работать с душевными проблемами и травмами, требующими нравственно-ориентированного подхода,
- Ограниченность возможностей священства удовлетворять всё возрастающие запросы населения в кризисной и психологической помощи в рамках установленных богослужебных правил и т.д.
Опыт работы целого ряда реабилитационных и кризисных центров православно-психологической помощи в России говорит о том, что в обществе уже есть предпосылки для отхода от традиционной психологической помощи (секулярной) и создании системы приходской православно-психологической помощи в виде консультативных служб при приходах и благочиниях и спрос именно на душевную поддержку и духовно-нравственную помощь будет в ближайшее время только расти.
Таким образом, в последнее время всё острее встаёт вопрос наличия в структуре Церкви системы соответствующих консультативных и душепопечительских служб, которые могли бы работать с соответствующими запросами со стороны прихожан, удовлетворяя растущий спрос и снимая со священства чрезмерную кризисную нагрузку. Ведь ни для кого не секрет, что на провинции единственным кризисным психологом, работающем в с душевно-духовными проблемами, а заодно консультантом и душепопечителем в одном лице является священник.
Именно по этой причине на многих приходах, не дожидаясь централизованной помощи со стороны экзархата, многие священнослужители уже берут себе в помощь кризисных психологов из числа воцерковлённых людей, имеющих соответствующее образование и опыт, но это не решает проблемы в целом, поскольку речь идёт о необходимости создания единой системы душепопечения и консультативной православно-психологической помощи прихожанам и населению регионов.
Говоря о современном душепопечении, перед любым образованным и воцерковлённым человеком встаёт резонный вопрос о том, а насколько совместимы между собой консультативная психологическая помощь в нравственном её аспекте и традиционное пастырское душепопечение, как разновидность религиозной помощи ?
Как ни странно, но противоречий с православно-психологической точки зрения тут не возникает. Тем не менее, для ответа на этот вопрос нужно разобраться с понятиями и определениями.
Душепопечение – это взращивание в соответствии с идеалом Христовым души христианина по заповедям Евангелия и духовно-нравственного закона (Закона Божьего).
Психология и в частности православная — это наука о душе, её свойствах, внутренней и внешней жизни, а также о душевных недугах и методах их лечения.
Таким образом, по существу, если вести речь о душепопечении и именно православно-психологической помощи, а не светской (секулярной), — никаких противоречий не возникает. Вопрос только в наличии православных психологов, как таковых и соответствующей системе их подготовки.
Говоря другими словами, душепопечение сегодня — это по существу духовно-психологическая помощь воцерковлённым, воцерковляющимся и открытым к вере людям, в основе которой лежит нравственно-ориентированный и православный подход к оценке и рассмотрению психологическим проблем человека через призму духовно-нравственного состояния личности.
В этой связи современное душепопечение как раз и предполагает тесное взаимодействие пастырского душепопечения и православно-психологической помощи или, говоря другими словами, обогащение традиционного душепопечения современным научно-психологическим знанием с сохранением неизменности святоотеческой основы и традиции.
Если обратиться к истории возникновения термина душепопечение, то он был введён в употребление святым Григорием Двоесловом (540 — 604) и он, вне сомнений, гораздо точнее и лучше передаёт суть заботы (опеки и попечения) о душе, а не о психике. Именно по этой причине, говоря о помощи страждущим сегодня, нельзя обойтись одной только психологической помощью, как одним только душепопечением, поскольку многие проблемные ситуации требуют сегодня объединения усилий священника и православного психолога.
Проще говоря, отвечая на вопрос о том, к кому лучше обратиться, — «к священнику или к православному психологу», — нужно говорить о том, что обращаться лучше к священнику, имеющему психологическое образование или к православному психологу, работающему при храме.
Необходимость обогащения традиционного пастырского душепопечения знаниями современной психологии и в частности кризисной объясняется тем, что со времени появления душепопечения в его традиционном виде прошло уже полторы тысячи лет, за которые очень сильно изменился и сам человек, и общество и система современных знаний.
Таким образом, пастырское душепопечение в наше время можно определить, как разновидность духовно-психологической помощи, которая основывается на Священном Писании и святоотеческом предании, в основе которой лежит рассмотрение психологических проблем личности, как проблем душевно-духовных изначально, а уже во вторую очередь, как проблем психических и психологических. Иными словами, если ещё 100 — 150 лет тому назад было достаточно одной только душевно-духовной работы с человеком, то сегодня к душевно-духовной работе добавляется и аспект работы психологической.
Это и есть ответ на вопрос о том есть ли смысл в соединении пастырского душепопечения с православно-психологической помощью и нельзя ли обойтись одним только душепопечением в его классическом виде? Увы, сегодня уже нельзя.
Принципиальная важность и необходимость дополнения традиционного душепопечения современной православно-психологической и кризисной помощью определяется тем, что основная масса современных воцерковляющихся людей мыслит сугубо рационально и психологически и далека от той традиционной религиозности, набожности, душевности и заботы о душе, которая имела место 100 – 150 лет назад.
Даже само понятие души сегодня отсутствует в категориальном аппарате современного человека и заменено более рациональным и поверхностным термином психика, как отражающая способность и набор свойств сознания. Вот почему для современного рационально и психологически мыслящего человека, и душевный и тем более духовный уровни понимания жизни и глубины большинства проблем закрыты и уже практически недоступны, тогда как именно психологический уровень общения и понимания, как более поверхностный и универсальный остаётся открытым для связи и работы с личностью.
Другими словами именно психология, причём, исключительно православная, как нравственно-ориентированная, может сегодня быть единственным путём и ключиком к душе, уму и сердцу современного человека.
Говоря языком самой православной психологии, можно сказать, что именно по причине имеющегося разрыва между т.н.:
— телесным умом (рациональным психологическим рассудком) и
— душевно-духовным умом (нравственным осознанием)
…классическое пастырское душепопечение в его дореволюционном виде уже просто не ляжет на современный психологический ум, как рациональный и прагматичный, а будет им отвергнуто в силу не соответствия именно психологии и психо-логике современного человека.
Иными словами, это и есть ответ на вопрос о том, почему душепопечение сегодня в его прежнем и классическом, т.е. дореволюционном виде уже практически бесполезно, как отражение архаики и внешней формы, лишённой современного знания и содержания.
Ещё одной проблемой душепопечения можно назвать и весьма ограниченное число подлинных духовников и душепопечителей из числа современного священства в совершенстве владеющих основами святоотеческой психологии, глубоко знающих природу души и видящих душу, хотя довольно много и психотерапевтов и психологов.
К сожалению, западная психофизиология атеизма и рационализма почти 100 лет безальтернативно владевшая умами большинства людей в нашей стране, наложила отпечаток и на современное духовенство. Говоря об актуальности в наше время такого направления как православная психология, нельзя не привести слова Архиепископа Никона (Рождественского):
«Как жаль, что наша церковная власть в свое время не поручила святителю Феофану Затворнику составить учебник психологии по творениям святых отцов и учителей Церкви! Никто не мог бы выполнить этой задачи лучше этого святителя-подвижника. А то ведь – что грех таить? – в наших духовных семинариях вместо психологии преподается в сущности патология души человеческой. Учебники психологии составлены на основании западных писателей, коих миросозерцание далеко от учения святоотеческого.» (Архиепископ Никон (Рождественский), Дневники, Козни врагов наших сокруши…)
В данной связи можно сказать о том, что для реального изменения ситуации на местах сегодня нужна система принципиально «Нового» душепопечения, основанного на неизменном святоотеческом предании, наследии и святоотеческой психологии, но дополненного современным научно-психологическим знанием и подходами к работе с кризисными ситуациями.
Таким образом, речь идёт и не об отказе от классического душепопечения и не об отказе от рациональной психологии, а о совмещении и обогащении пастырского душепопечения современным научно-психологическим знанием с сохранением неизменности святоотеческой основы и традиции. Говоря другими словами, церкви и обществу сегодня нужна новая парадигма психологии, которую можно назвать психологией нравственности и душевности, как особый вид деятельности и душепопечения.
Как это сделать ?
Это отдельный вопрос, требующий основательной проработки и подготовки соответствующей концепции. Вначале потребуется разработка концепции с созданием головного центра душепопечения и православно-психологической помощи. Далее можно вести речь о создании епархиальных центров, методически подчинённых головному.
Параллельно можно вести разговор о создании приходских душепопечительских центров. На первоначальном этапе решение проблемы душепопечения и организации кризисной православно-психологической помощи страждущим, может быть связано с созданием в каждом благочинии соответствующей душепопечительской и консультативной службы. В отдельных случаях можно вести речь о наличии православного психолога при храме, что уже частично практикуется. Именно об этом говорил кризисный психолог Михаил Хасьминский на страницах журнала «Фома» в сентябрьском номере за 2015 г. в статье «Психолог в храме».
В связи с тем, что светская психология оказывается беспомощной перед многими вызовами времени и кризисными ситуациями душевного характера, а число нуждающихся в душепопечении и кризисной помощи постоянно растёт, напряжение и в обществе и в церкви усиливается.
В России данная проблема уже решается. По данным портала русской православной психологии на территории России функционирует уже около 100 служб и центров душепопечения, реабилитации и кризисной православно-психологической помощи. В Белоруссии пока нет ни одного и все попытки реализации данной идеи наталкиваются на неприятие направления православной психологии, как альтернативы существующей системе психологической помощи населению, которая давно уже не способна решать данную проблему в нравственном ключе, а не коммерческом.
Вот почему вопрос стоит в разработке соответствующей концепции и системы кризисных и консультативных служб при приходах, где помощь может оказываться и бесплатно и на основе добровольных пожертвований. Иными словами, речь идёт о развитии целого направления душепопечительской и приходской православно-психологической помощи, которой сегодня очень не хватает.
В этой связи почти пророчески звучат сегодня слова профессора Киевской духовной академии Леонида Соколова о душепопечении и пастырстве, когда более 100 лет назад он говорил о важности использования в душепопечении психологического подхода и основания:
«Все пастырские богословия отличаются теоретическим характером, они, прежде всего, питают ум, но пастырство требует не теории и знания, а жизни и деятельности. …И вот мы видим, что люди, изучившие основательно и твердо системы пастырского богословия, …на деле оказываются, однако, плохими пастырями, сухими теоретиками и настоящего пастырского дела не делают, потому что в них нет психологического основания для этого дела».
К.В. Яцкевич, кризисный православный психолог, по материалам сайта ссылка
Интересные личности
- Священник
- Митрофорный протоиерей
- Протоиерей