Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Учимся Православию.

КРАТКИЕ ЖИТИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ВАЛЕНТИНА

КРАТКИЕ ЖИТИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ВАЛЕНТИНА, ЕПИСКОПА, МУЧЕНИКОВ ПРОКУЛА, ЕФИВА, АПОЛЛОНИЯ И ПРАВЕДНОГО АВУНДИЯ

Свя­той Ва­лен­тин был епи­ско­пом го­ро­да Ин­те­рам­ны в Ум­брии (Ита­лия). Он спо­до­бил­ся от Бо­га да­ра вра­че­вать бо­лез­ни, при­зы­вая имя Гос­по­да Иису­са Хри­ста. В прав­ле­ние им­пе­ра­то­ра Авре­ли­а­на (270–275 гг.) три юно­ши, Про­кул, Ефив и Апол­ло­ний, при­шли из Афин в Рим для изу­че­ния на­ук и по­се­ли­лись в до­ме сво­е­го на­став­ни­ка Кра­то­на. Сын Кра­то­на, Хо­ри­мон, по­вре­дил се­бе спи­ну, ко­то­рая со­гну­лась так, что юно­ша не мог вы­пря­мить­ся. Три го­да он об­ра­щал­ся к раз­ным вра­чам, но без­ре­зуль­тат­но. На­ко­нец Кра­тон при­гла­сил епи­ско­па Ва­лен­ти­на по­мо­лить­ся за его боль­но­го сы­на.

При­дя в Рим, свя­ти­тель за­тво­рил­ся с юно­шей в ком­на­те и усерд­но мо­лил­ся всю ночь. На сле­ду­ю­щее утро юно­ша вы­шел из ком­на­ты со­вер­шен­но здо­ро­вым. Весть об этом чу­де рас­про­стра­ни­лась в Ри­ме, и мно­гие ста­ли об­ра­щать­ся к хри­сти­ан­ской ве­ре, в том чис­ле и сын гра­до­на­чаль­ни­ка по име­ни Авун­дий. Гра­до­на­чаль­ник, языч­ник-фа­на­тик, весь свой гнев об­ра­тил на свя­ти­те­ля Ва­лен­ти­на. Ва­лен­ти­на ста­ли при­нуж­дать от­речь­ся от ве­ры и по­кло­нить­ся идо­лам. Не до­бив­шись успе­ха, они бро­си­ли его в тюрь­му. Здесь его ста­ли на­ве­щать уче­ни­ки Кра­то­на, ко­то­рые при­ня­ли хри­сти­ан­ство. Но вско­ре свя­то­му Ва­лен­ти­ну от­сек­ли го­ло­ву. По­сле него по­стра­да­ли так­же и уче­ни­ки Кра­то­на: Про­кул, Ефив и Апол­ло­ний – за рас­про­стра­не­ние хри­сти­ан­ской ве­ры. Авун­дий по­хо­ро­нил их при гро­бе свя­щен­но­му­че­ни­ка Ва­лен­ти­на.

ПОЛНЫЕ ЖИТИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ВАЛЕНТИНА, ЕПИСКОПА, МУЧЕНИКОВ ПРОКУЛА, ЕФИВА, АПОЛЛОНИЯ И ПРАВЕДНОГО АВУНДИЯ

В Ом­врии, ита­льян­ской об­ла­сти, в го­ро­де, на­зы­ва­е­мом Ин­те­рам­на, был епи­ско­пом свя­той Ва­лен­тин, по­лу­чив­ший от Бо­га дар вра­че­ва­ния. Он, ис­це­ляя в лю­дях вся­кие бо­лез­ни и неду­ги мо­лит­вой и при­зы­ва­ни­ем пре­свя­то­го име­ни Иису­са Хри­ста, об­ра­щал невер­ных от идоль­ско­го слу­же­ния к Бо­гу (в то вре­мя язы­че­ское мно­го­бо­жие еще гос­под­ство­ва­ло в ми­ре, и нече­сти­вые ца­ри, вла­дев­шие За­па­дом и Во­сто­ком, пре­сле­до­ва­ли хри­сти­ан). В эти дни три схо­ла­сти­ка[1], ро­дом из Афин[2], ве­ры язы­че­ской и по име­ни Про­кул, Ефив и Апол­ло­ний, при­шли для уче­ния в Рим, же­лая по­луч­ше озна­ко­мить­ся с язы­ком и рим­ской на­у­кой. Они на­шли од­но­го уче­но­го на­став­ни­ка, опыт­но­го в обо­их язы­ках: ла­тин­ском и гре­че­ском, по име­ни Кра­то­на, по­сту­пи­ли к нему в уче­ние и жи­ли в его до­ме. Слу­чи­лось од­но­му из сы­но­вей Кра­то­на, име­нем Хе­ри­мо­ну, силь­но за­бо­леть; бо­лезнь со­сто­я­ла в том, что хре­бет его со­гнул­ся, го­ло­ва очу­ти­лась меж­ду ко­лен, и он ни­как не мог вы­пря­мить­ся. Мно­гих вра­чей при­зы­ва­ли, но они ни­ка­кой поль­зы не мог­ли при­не­сти боль­но­му. Стра­дал он та­ким об­ра­зом око­ло трех лет и по­те­рял вся­кую на­деж­ду на ис­це­ле­ние. При­шел как-то в дом Кра­то­на три­бун[3], по име­ни Фрон­тон; уви­дев­ши боль­но­го, он ска­зал:

– Та­кая бо­лезнь бы­ла у мо­е­го род­но­го бра­та, и он по­лу­чил ис­це­ле­ние от неко­е­го хри­сти­ан­ско­го епи­ско­па, на­зы­ва­е­мо­го Ва­лен­ти­ном, ко­то­рый жи­вет в го­ро­де Ин­те­рамне.

Со­об­щив­ши об этом, три­бун со­ве­то­вал Кра­то­ну по­слать к се­му епи­ско­пу сво­е­го боль­но­го сы­на; ска­зал он о сво­ем бра­те еще и то, что он, по­лу­чив­ши ис­це­ле­ние, не по­же­лал оста­вить епи­ско­па и, при­вле­ка­е­мый его доб­ро­той, при­вя­зал­ся к нему лю­бо­вью. Услы­шав­ши всё это, Кра­тон по­слал к епи­ско­пу неко­то­рых по­чет­ных, вер­ных и пре­дан­ных ему му­жей с прось­бой, чтобы он при­шел к нему, так как невоз­мож­но бы­ло в та­кой путь от­прав­лять боль­но­го от­ро­ка. Че­ло­век Бо­жий для сла­вы Гос­под­ней не по­ле­нил­ся прид­ти из сво­е­го го­ро­да в Рим к при­гла­сив­ше­му его му­жу и при­нят был им с боль­шой че­стью. По­ка­зав­ши свя­ти­те­лю боль­но­го Хе­ри­мо­на, Кра­тон стал про­сить, чтобы он ис­це­лил сы­на, как ис­це­лил бра­та три­бу­на. Свя­той Ва­лен­тин ска­зал:

– Ес­ли ты хо­чешь, бу­дет ис­це­лен сын твой.

– По­ло­ви­ну сво­е­го име­ния не по­жа­лею от­дать те­бе, ес­ли ты толь­ко мо­жешь ис­це­лить сы­на мо­е­го, – от­ве­тил Кра­тон.

– Удив­ля­юсь, – воз­ра­зил свя­той, – те­бе, что ты, бу­дучи муд­рым учи­те­лем, не по­ни­ма­ешь ска­зан­ных мною слов. Опять го­во­рю те­бе, ес­ли по­же­ла­ешь, вы­здо­ро­ве­ет боль­ной, ибо ес­ли уве­ру­ешь во Хри­ста мо­е­го, всё бу­дет воз­мож­но для ве­ру­ю­ще­го. Ве­ру­ю­щий несрав­нен­но бо­лее при­я­тен Бо­гу, чем неве­ру­ю­щий, ко­то­рый по­ла­га­ет свою на­деж­ду в мир­ских и ни­чтож­ных ве­щах и по­чи­та­ет за бо­гов изо­бра­же­ния неко­гда жив­ших злых лю­дей, сде­лан­ные из де­ре­ва, кам­ня или ка­ко­го-ли­бо ве­ще­ства. Как воз­мож­но до­пу­стить, чтобы бо­га­ми бы­ли те, ко­то­рые, бу­дучи по­гру­же­ны в дур­ные де­ла и упраж­ня­ясь в же­сто­ких му­че­ни­ях, ни од­но­го ча­са не име­ют сво­бод­но­го от мер­зост­ных без­за­ко­ний? Ес­ли ве­ру, пред­ла­га­е­мую те­бе мною, ты при­мешь, от­ка­зав­шись от язы­че­ско­го нече­стия, и воз­ло­жишь свою на­деж­ду на Еди­но­го Бо­га, неви­ди­мо­го и все­мо­гу­ще­го, то бу­дет да­но здо­ро­вье тво­е­му сы­ну, как ты же­ла­ешь. Ту же по­ло­ви­ну име­ния, ко­то­рую ты пред­ла­га­ешь мне, раз­дай ни­щим, пусть они мо­лят Бо­га о те­бе и тво­ем сыне. Ме­ня же ты ни­ка­ким об­ра­зом не убе­дишь, чтобы я что-ли­бо взял от те­бя за ис­це­ле­ние тво­е­го сы­на; про­шу толь­ко од­ной ве­ры. Итак, ве­руй в Сы­на Бо­жия Иису­са Хри­ста, что Он есть ис­тин­ный Бог, от­ка­жись от всех сво­их идо­лов, и ты уви­дишь сво­е­го сы­на здо­ро­вым.

Кра­тон ска­зал на это:

– Хо­тя я не знаю, в чем соб­ствен­но со­сто­ит ва­ша ве­ра, но слы­шал, что вся­кий спа­са­ет­ся по сво­ей ве­ре; ве­ра од­но­го не мо­жет по­мочь дру­го­му, и на­обо­рот, чье-ли­бо неве­рие не мо­жет по­вре­дить дру­го­му.

Свя­той епи­скоп от­ве­чал:

– В жиз­ни че­ло­ве­че­ской есть та­кое, что не мо­жет дру­гим ни по­мочь, ни по­вре­дить; и оте­че­ское неве­рие не мо­жет вре­дить ве­ре сы­нов­ней, но в нуж­де и при ис­це­ле­нии боль­ных ве­ра од­но­го мо­жет спо­соб­ство­вать дру­го­му, на­при­мер, ве­рой отец в со­сто­я­нии по­мочь сы­ну, сест­ра бра­ту и гос­по­дин ра­бу. В Пи­са­нии мы чи­та­ем, что сот­ник по ве­ре по­лу­чил вы­здо­ров­ле­ние сво­е­го уми­ра­ю­ще­го ра­ба (Мф.8:5-13); на­чаль­ник си­на­го­ги свою уми­ра­ю­щую дочь уви­дал воз­вра­щен­ной к жиз­ни (Мф.9:23-25), а сест­ры, пла­чу­щие о сво­ем умер­шем и по­гре­бен­ном бра­те Ла­за­ре, уви­да­ли его на чет­вер­тый день вос­крес­шим по сло­ву Гос­по­да, и воз­ра­до­ва­лись (Ин.11:1-44). Есть и дру­гие мно­го­чис­лен­ные при­ме­ры в Вет­хом и Но­вом За­ве­те, яс­но по­ка­зы­ва­ю­щие, что ве­ра од­но­го мо­жет по­мочь дру­го­му. Бы­ва­ет и так, что неве­рие од­но­го при­но­сит вред дру­гим, на­при­мер, неве­рие од­но­го че­ло­ве­ка – фа­ра­о­на – при­чи­ни­ло раз­лич­ные каз­ни все­му Егип­ту и да­же по­гу­би­ло его со всем его во­ин­ством.

Слу­шая эти и по­доб­ные им ре­чи епи­ско­па, учи­тель Кра­тон пал к но­гам его и ска­зал:

– Ве­рую в Про­по­ве­ду­е­мо­го то­бой, что Он есть Ис­тин­ный Бог и нет дру­го­го, кро­ме То­го, Кто по­веле­ва­ет бо­лез­ням и смер­ти уй­ти, и они ухо­дят; по­веле­ва­ет жиз­ни – и воз­вра­ща­ет­ся.

Свя­той епи­скоп Ва­лент на это ска­зал ему:

– Ве­ру хри­сти­ан­скую сле­ду­ет об­на­ру­жи­вать не толь­ко сло­ва­ми, но и де­лом.

– Ка­ко­вы же, – спро­сил учи­тель, – те де­ла, ко­то­ры­ми мо­жет об­на­ру­жить­ся ве­ра?

– От­ка­жись, – по­учал епи­скоп, – от идо­лов, сде­лан­ных ру­ка­ми че­ло­ве­че­ски­ми, и при­ми свя­тое омо­ве­ние, чтобы при­чис­лить­ся к сы­нам Бо­жи­им.

– Ка­ким же об­ра­зом, – спро­сил Кра­тон, – во­да, омы­ва­ю­щая толь­ко те­лес­ную сквер­ну, мо­жет очи­стить от гре­хов?

– Во­да, – раз­ре­шил его недо­уме­ние свя­той, – ко­гда над ней бу­дет при­зва­но имя Пре­свя­той Тро­и­цы, по­лу­ча­ет та­ин­ствен­но Ду­ха Свя­то­го, Ко­то­рый и очи­ща­ет все гре­хи кре­ща­ю­ще­го­ся в сей во­де че­ло­ве­ка.

– На­ша бе­се­да всё рас­тя­ги­ва­ет­ся, – ска­зал Кра­тон, – а жизнь сы­на мо­е­го Хе­ри­мо­на со­кра­ща­ет­ся.

Свя­той Ва­лен­тин на это ска­зал:

– Ес­ли ты не бу­дешь ве­ро­вать то­му, че­го ни­ко­гда не мог ни слы­шать, ни ви­деть, сын твой не мо­жет быть здо­ров.

– Что же это та­кое, – недо­уме­вал Кра­тон, – че­го я не мог ни ви­деть, ни слы­шать?

– Слы­шал ли ты, – по­яс­нял свя­ти­тель, – ко­гда-ли­бо про Де­ву, непо­роч­но за­чав­шую и ро­див­шую и по рож­де­нии остав­шу­ю­ся Де­вой? Ви­дел ли ты ко­го-ли­бо, хо­дя­ще­го по мо­рю, как по су­ше? Слы­шал ли ты, чтобы кто од­ним сло­вом укро­щал бу­рю мор­скую, чтобы Он в кон­це кон­цов был рас­пят, умер, по­гре­бен, в тре­тий день вос­крес из мерт­вых, на гла­зах мно­гих воз­нес­ся на небо, при­чем Ан­ге­лы, яс­но явив­ши­е­ся лю­дям, за­сви­де­тель­ство­ва­ли, что Он сно­ва при­дет с неба су­дить жи­вых и мерт­вых? Ес­ли ты ве­ру­ешь се­му, что всё так про­изо­шло, то при­сту­пи и при­ми Кре­ще­ние, чтобы и сын твой по­лу­чил здо­ро­вье и ты сам спо­до­бил­ся жиз­ни веч­ной.

– Всё, что ты го­во­ришь, сде­лаю, – со­гла­сил­ся учи­тель, – толь­ко пусть сын мой бу­дет здо­ров.

На это ска­зал свя­той епи­скоп:

– Так как вся пре­муд­рость мир­ская, ко­то­рой ты учи­те­лем счи­та­ешь­ся, пред Бо­гом ни­что­же­ство и ты не мо­жешь так со­вер­шен­но ве­ро­вать, как тре­бу­ет са­мая ве­ра, то дай мне сло­во, что ты со всем сво­им до­мом об­ра­тишь­ся ко Хри­сту и кре­стишь­ся по­сле то­го, как сын твой по мо­ей ве­ре по­лу­чит здо­ро­вье!

То­гда учи­тель Кра­тон, при­звав­ши же­ну свою и всех до­маш­них, пал к но­гам свя­ти­те­ля, и все обе­ща­лись сде­лать­ся хри­сти­а­на­ми, ес­ли ис­це­ле­ет Хе­ри­мон. Бы­ли здесь и вы­ше­упо­мя­ну­тые юно­ши: Про­кул, Ефив и Апол­ло­ний, они так­же, же­лая вы­здо­ров­ле­ния сы­ну сво­е­го учи­те­ля, обе­ща­лись сде­лать­ся хри­сти­а­на­ми. По­сле это­го свя­той епи­скоп по­ве­лел при­го­то­вить от­дель­ную ком­на­ту и пре­бы­вать в мол­ча­нии день и бли­жай­шую ночь; сам же, взяв­ши в эту ком­на­ту боль­но­го, за­тво­рил­ся с ним в оди­но­че­стве. Боль­ной был со­гнут те­лом как бы в круг­лый клу­бок: го­ло­ва бы­ла меж­ду ко­ле­на­ми, но­ги на пле­чах и спине, ни од­на часть те­ла не бы­ла сво­бод­на, не в со­сто­я­нии он был да­же язы­ком го­во­рить и толь­ко сто­нал; ни­кто из вра­чей не мог ни по­нять, ни из­ле­чить этой бо­лез­ни. Свя­той епи­скоп Ва­лент, взяв­ши свою вла­ся­ни­цу, на ко­то­рой он обык­но­вен­но мо­лил­ся, по­стлал ее на зем­лю и по­ло­жил на нее боль­но­го по­лу­мерт­во­го от­ро­ка, а сам всю ночь мо­лил­ся и сла­во­сло­вил Бо­га. В пол­ночь в той ком­на­те вос­си­ял Небес­ный свет, так что на­хо­дя­щим­ся вне ка­за­лось, как буд­то внут­ри за­го­рел­ся огонь, а по­сле пол­но­чи от­рок встал здо­ро­вым и на­чал гром­ким го­ло­сом хва­лить Бо­га. Ро­ди­те­ли и все быв­шие в до­ме, услы­шав­ши го­лос Хе­ри­мо­на и про­из­но­си­мые им сло­ва, очень об­ра­до­ва­лись, так как в те­че­ние трех лет они слы­ша­ли толь­ко его сто­ны. По­до­шед­ши к две­рям, они на­ча­ли сту­чать и про­сить свя­то­го, чтобы он от­крыл им и они уви­де­ли бы Хе­ри­мо­на. Но свя­той от­ве­тил, что он не от­кро­ет им до тех пор, по­ка не со­вер­шит сво­их обыч­ных мо­литв; и жда­ли они до утра, ра­ду­ясь слу­чив­ше­му­ся. Ко­гда на­чал­ся день, свя­тый епи­скоп от­крыл дверь и, вы­вед­ши от­ро­ка со­вер­шен­но здо­ро­вым, как буд­то он ни­ко­гда и не бо­лел, пе­ре­дал его ро­ди­те­лям. То­гда учи­тель Кра­тон со всем сво­им до­мом уве­ро­вал во Хри­ста и кре­стил­ся; все ра­до­ва­лись ду­хом о Бо­ге, Спа­си­те­ле сво­ем.

Ис­це­лив­ший­ся от­рок Хе­ри­мон по при­ня­тии Кре­ще­ния не по­же­лал оста­вить сво­е­го вра­ча свя­то­го Ва­лен­та; точ­но так же и вы­ше­ука­зан­ные три юно­ши, оста­вив­ши по­сле Кре­ще­ния мир­скую муд­рость, при­вя­за­лись со всем усер­ди­ем к ду­хов­но­му учи­те­лю, Бо­жье­му ар­хи­ерею, и ста­ли его уче­ни­ка­ми, под­ра­жа­те­ля­ми его свя­той жиз­ни и ис­ка­те­ля­ми сво­е­го спа­се­ния. И дру­гие схо­ла­сти­ки од­них с ни­ми лет, юно­ши и от­ро­ки, по­буж­да­е­мые их уве­ща­ни­я­ми и при­ме­ром чест­ной и це­ло­муд­рен­ной жиз­ни, об­ра­ща­лись к ве­ре Хри­сто­вой и Свя­то­му Кре­ще­нию, так что ста­ло сте­кать­ся к ним мно­же­ство схо­ла­сти­ков, ко­то­рые, по­слу­шав­ши их бо­го­дух­но­вен­но­го уче­ния, на­уча­лись небес­ной муд­ро­сти и всту­па­ли на путь ис­тин­ный. Ко­гда же сын на­чаль­ни­ка го­ро­да, име­нем Авун­дий, уве­ро­вав­ши во Хри­ста и кре­стив­шись, воз­го­рел­ся бо­же­ствен­ной рев­но­стью и яв­но пред все­ми ис­по­ве­дал се­бя ра­бом Хри­сто­вым, то отец его и дру­гие на­чаль­ни­ки силь­но раз­гне­ва­лись, схва­ти­ли пер­во­учи­те­ля хри­сти­ан­ской ве­ры свя­то­го епи­ско­па Ва­лен­та и бес­по­щад­но би­ли его; они скло­ня­ли его к идо­ло­по­клон­ству, но он не по­же­лал ис­пол­нить во­ли их; по­это­му его сно­ва му­чи­ли еще бо­лее лю­то и за­тем за­клю­чи­ли в тем­нич­ные око­вы. Свя­той же ра­до­вал­ся, что спо­до­бил­ся по­стра­дать за Хри­ста, Гос­по­да сво­е­го, и укра­шен­ный, по­доб­но апо­сто­лам, при­ня­ты­ми ра­на­ми, как до­ро­ги­ми укра­ше­ни­я­ми, хва­лил­ся ими и го­во­рил:

– Я но­шу яз­вы Гос­по­да Иису­са на те­ле мо­ем (Гал.6:17) и вос­пол­няю недо­ста­ток в пло­ти мо­ей скор­бей Хри­сто­вых (Кол.1:24).

При этом сво­их уче­ни­ков, при­хо­див­ших к нему в тем­ни­цу, он укреп­лял в свя­той ве­ре. Узнав­ши об этом, на­чаль­ник силь­но разъ­ярил­ся и, по­слав­ши за ним но­чью, вы­вел его из тем­ни­цы и от­сек ему го­ло­ву. Так окон­чил свой стра­даль­че­ский по­двиг свя­той епи­скоп Ва­лен­тин. Уче­ни­ки свя­ти­те­ля Про­кул, Ефив и Апол­ло­ний, взяв­ши чест­ное те­ло его, от­нес­ли в го­род Ин­те­рам­на, ку­пи­ли в пред­ме­стьи неболь­шую часть зем­ли и по­греб­ли с че­стью, пре­бы­вая при гро­бе несколь­ко дней и но­чей в по­сте, мо­лит­вах и сла­во­сло­вии Гос­по­да. К ним со­би­ра­лись быв­шие в го­ро­де ве­ру­ю­щие и мно­же­ство невер­ных; по­след­ние, по­слу­шав­ши их ду­ше­спа­си­тель­ных ре­чей и Хри­сто­вой про­по­ве­ди, про­све­ща­лись ве­рой. Спу­стя неко­то­рое вре­мя об этом ста­ло из­вест­но гра­до­на­чаль­ни­ку Леон­тию, и он, схва­тив­ши сих трех от­ро­ков, по­са­дил их в тем­ни­цу. Ко­гда же уви­дел, что на­род вол­ну­ет­ся и жа­ле­ет их, так как все лю­би­ли их, то при­ка­зал но­чью убить их: днем осу­дить их на смерть он бо­ял­ся, чтобы вол­ну­ю­щий­ся на­род не от­нял их. Так свя­тые му­че­ни­ки но­чью бы­ли усе­че­ны ме­чом и ото­шли к немер­ца­ю­ще­му све­ту Небес­но­го Цар­ствия. Вы­ше­упо­мя­ну­тый свя­той Авун­дий, сын рим­ско­го на­чаль­ни­ка, ко­гда при­шел к сво­им воз­люб­лен­ным дру­зьям и узнал об уби­е­нии их, очень опе­ча­лил­ся; взяв­ши чест­ные те­ла, он с че­стью по­хо­ро­нил их при гро­бе сво­е­го учи­те­ля свя­то­го Уа­лен­та, про­слав­ляя Гос­по­да Иису­са Хри­ста, Ко­то­рый жи­вет и цар­ству­ет со От­цом и Свя­тым Ду­хом в бес­ко­неч­ные ве­ки ве­ков. Аминь.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Интересные личности