Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

"В кругу семьи"

"Чтение во спасение"

Пост – время молитвы и духовного делания.
Много слов говорят сейчас священнослужители о значимости поста духовного, много кулинарных книг написано о культуре поста телесного, и все мы, конечно, читали мнения святых отцов о пользе телесного и духовного поста одновременно. Но какой он – пост? Страшная, голодная и бессонная ночь, проведенная на коленях? Или ясный день - и солнечный свет, пронизывая весь храм, падает на иконы... Или вечер дома, когда вся семья собирается на молитву после легкого ужина? Можно рассуждать бесконечно, потому что пост для каждого свой. Отрекись злого. Смирение – высшая добродетель. Что тебя пленит в жизни, от чего мы зависимы? Природа не терпит пустоты: мы стремимся заполнить душу развлечениями, общением с друзьями, а тело - приятными напитками и обилием яств. Остановимся, отложив на время развлечения и не набивая желудок жирной едой, попробуем побыть в тишине. Давайте найдем время для размышлений о Боге, о спасении своей души, время для чтения Священного Писания. Батюшки на проповедях часто говорят, что надо жить по Евангелию. А возможно ли это в наши дни? Когда мы читаем священные строки, не получается переложить их на современную жизнь, ведь это было две тысячи лет назад, и как будто нас это не касается! Обычно после первого прочтения Святого Евангелия человек воодушевляется, Господь приоткрывает малую часть греховности, и человек рьяно бросается исправлять видимые проявления греха, потом перечитывает строки снова и снова. Но со временем впечатления от прочитанного становятся уже не такими яркими. За суетой и заботами житейскими мы сначала машинально перелистываем страницы, а потом и вовсе оставляем чтение. Нам может показаться, что и так все понятно, Господь две тысячи лет назад воскресил человека и сказал ему, чтобы больше не грешил. Но что до этого нам? Святитель Игнатий (Брянчанинов) в книге «Аскетические опыты» (т.1, гл. 5) пишет: «Читая о прокаженных, расслабленных, слепых, хромых, беснующихся, которых исцелил Господь, помышляй, что душа твоя, носящая многоразличные язвы греха, находящаяся в плену у демонов, подобна этим больным. Научайся из Евангелия вере, что Господь, исцеливший их, исцелит и тебя, если ты будешь прилежно умолять Его об исцелении твоем». Для понимания простоты евангельской у нас нет смирения, а старец Паисий Святогорец говорил: «Когда у человека нет смирения, то его толкования рассудочны, идут «от ума», и Божественного просвещения в них нет». Или, наоборот, у нас опускаются руки от непонимания евангельских строк, ведь за чудесами, описанными с простотой, для нашего же восприятия, скрывается огромный смысл и, по примеру самого Христа, конкретное руководство к действию, подходящее и в наши дни. Святитель Николай Сербский говорил в своих проповедях: «Общество нравственно опустилось…, воцарились безразличие и летаргия, которая наносит ущерб и государству, и Церкви, и каждому в отдельности. … Единственная вечная сила, которая однажды оживила падший мир, которая всегда оживляет его, как только он падает вновь, которая вечно будет оживлять и перерождать его, сила, которая всегда одна, вчера, сегодня и завтра, это – слово Божие». Из поучений схиигумена Саввы мы можем видеть евангельскую заботу о душе: «Облагухаем, возлюбленные, души наши евангельскими словами и посеем семя доброе в наши сердца». Святитель Феофан Затворник наставлял: «Не оставляйте святой книги, пока не почерпнете какого урока или правила для жизни». Многие опытные современные священники рекомендуют читать Священное Писание после молитв Господу, чтобы отверз нам очи духовные, и читать только с толкованием, чтобы мы не начали мудрствовать и не впали в прелесть. Начать можно с толкований блаженного Феофилакта Болгарского.

Блаженный Феофилакт Болгарский жил в II веке. Житие при его жизни никто не записывал, т.к. жил он скромно, долгое время служил при патриархе на простой должности диакона. Историю его жизни собирали буквально по крупицам, по летописям, письмам того времени. Кроме диаконства, Феофилакт был прекрасным ритором, его даже называли светилом среди риторов, т.к. у него был талант проповедничества. Уже в зрелом возрасте патриарх того времени возвел диакона Феофилакта в сан архиепископа ( по историческим данным, не позднее 1081 г.) и впоследствии назначил на Болгарскую кафедру. Это был пятый болгарский архиепископ из греков. Болгары были грубы и не очень образованны, среди них было много ярых еретиков, которые открыто нападали на православных. Феофилакт даже просил уволить его с кафедры, но постепенно свыкся и даже полюбил болгар за их простое, но искреннее благочестие. Мудрый архипастырь, просвещая народ, избирал на служение самых достойных и просвещенных епископов и священников и сам наблюдал за их деятельностью. Служение его проходило в постоянной борьбе за веру христианскую. В первом томе толкований на Святое Евангелие вы можете прочитать о служении блаженного Феофилакта на Болгарской кафедре. Вы поймете, почему именно его толкования так просты и доступны для каждого из нас. Также в книге предоставлено житие и страдания апостолов Матфея и Марка, написанные святителем Димитрием Ростовским.
Из аннотации:
Став архиепископом Болгарской Церкви, блаженный Феофилакт показал себя твердым в вере и мудрым пастырем. Труд блаженного Феофилакта Болгарского, посвященный истолкованию Четвероевангелия, доступен пониманию всякого и прост, и вместе с тем с древних времен почитается Русской Церковью творением истинно отеческим и православным, верно передающим смысл евангельских изречений.
Из книги:
«И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк.9:29). «Сей род»... Какой? Род бесновавшихся в каждом новомесячии или вообще весь род бесов, который не изгоняется иначе как молитвой и постом. Должно поститься и тому, кто страждет от них, и тому, кто хочет целить; и тому и другому это нужно, особенно же требуется это от самого страждущего; да и не поститься только надобно, но и молиться, и не молиться только, но и поститься. Ибо так истинная молитва совершается, когда соединяется с постом; когда молящийся не обременен пищей, молиться легко и без затруднения». ( Толкование на Святое Евангелие блаженного Феофилакта Болгарского: В 2-х т. Т1. Толкования на Евангелия от Матфея и от Марка. – М.: Сибирская Благозвонница, 2014. С. 436).