Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

"В кругу семьи"

"Православная азбука"

С давнего времени и до наших дней напротив престола, у восточной стены алтаря, устраивается Горнее место – кресло или трон для архиерея, а чуть ниже по сторонам располагаются сидения исключительно для священников, на которых даже диаконы не имеют права сидеть. Все устроено в соответствии с библейскими словами из Откровения святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, который увидел престол, сидящего на престоле Господа Вседержителя, а подле Него - 24 восседавших старцев (Откр.4:2-4). Во время архиерейского богослужения, во время чтения Апостола, восседающий на Горнем месте архиерей символизирует Самого Господа, а духовенство – апостолов. Независимо от времени богослужения Горнее место обозначает таинственное присутствие Небесного Царя, поэтому всегда хранится особо благоговейное отношение к нему.
В небольших приходских храмах не всегда есть возможность устроить Горнее место по всем правилам. В таком случае устанавливают лампаду и (или) высокий подсвечник. При освящении такого храма, после того как освящен престол, архиерей своей рукой возжигает и устанавливает светильник на Горнем месте.
В переводе с церковнославянского языка Горнее место означает вышний, возвышенный. Такое название определил святитель Иоанн Златоуст, назвавшего его "Горний престол", или "сопрестолие" - совокупность престолов-седалищ. По другим толкованиям, Горнее место символизирует Вознесение Господа нашего Иисуса Христа, вознесшегося вместе с плотью и воссевшего одесную Бога Отца. Поэтому кафедра архиерея на Горнем месте устанавливается всегда выше остальных седалищ.
В Откровении святого апостола Иоанна Богослова можем узнать дальнейшее устройство центральной части алтаря: «Семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих» (Откр. 4, 5).
В алтаре современного храма при открытых Царских вратах мы можем увидеть верхнюю часть особого светильника на длинной подставке из семи ветвей, который располагается за престолом и перед Горним местом. На семи ветвях такого светильника чаще всего располагаются семь лампад, реже - семь подсвечников для семи свечей, как было принято в старину. Еще в Ветхом Завете можно увидеть прообраз современного семисвечника – это светильник из семи светил в Моисеевой скинии, устроенной по повелению Божиему (Исх.25:31-37). Но люди того времени, конечно же, не смогли постичь тайну этого священного предмета.
Семисвечник соответствует таинственному числу семь, которое лежит в основе многих небесных и земных законов бытия. Символизирует собою свет благодатных даров Святого Духа, который изливается в семи таинствах Православной Церкви, «семь духов Божиих, посланных во всю землю (Откр. 5:6), семи церквам, семи печатям таинственной книги, семи трубам ангельским, семи громам, семи чашам гнева Божия, о которых повествует Откровение Иоанна Богослова. Также видел он «…дверь отверста на небе…» (Откр.4:1), что символизирует современные Царские врата и иконостас, но об этом разговор пойдет в следующем номере нашей газеты.