- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 99
- |
- Видео 24
- |
- Мероприятия 0
Петр Мамонов: Вот стоит араб в шапочке, спроси Господа, какая на этого Мухаммеда воля его?
Что делать в четверг, если умрешь в среду? На что Европе дано нашествие беженцев? Почему Бог несправедлив? Как сохранить крепкую семью? Окунать ли младенцев в прорубь? Портал Delfi публикует ответы Петра Мамонова на важные вопросы рижских поклонников.
Наверное, почтенный зал Дома латышского общества до сих пор не знал таких страстей. Атмосфера на концерте Петра Мамонова «Приключения Незнайки» напоминала сейшены рижского рок-клуба конца 80-х, только вместо отчаянного «Металл давай!» откуда-то с галерки после каждого куплета раздавалось отчаянное «Зашибись!» И Петр Николаевич зашибал так, что дух вышибало.
Наивный коротышка Незнайка в прочтении «русской народной галлюцинации» (как в свое время окрестил Мамонова один из критиков) превращался то в диссидентствующего художника, то в гиганта мысли, то в отца русской демократии. Невинная детская сказочка Николая Носова лупасила боксерской грушей по мозгам и больно щипала расстроенные нервы-струны. Петр Николаевич явно был в ударе. Его одинокий зуб, как рыболовный крючок, насаживал на себя заблудшие души, а в редкие поэтические паузы расслабиться не давал слепящий в глаза фонарь.
После концерта музыкант великодушно спустился в зал, где народ в ажитации внимал каждому его слову.
Где трудно — там и счастье. Где релакс — там ты дыня на диване
Об одиночестве Незнайки
— Вишь, как Незнайку бедного забили: и стихи он не так пишет, и рисует не так, и музыку не ту играет… Коротышки ему: давай, делай, как мы. А он: братцы, не буду я таким, погибаю, помогите! Вот так и люди одинокие бегают в капюшонах в героиновом запале и не могут найти себе успокоения. Это мы оставили наших детей! Не поговорили, не объяснили ничего…
О выборе между Пилюлькиным и Медуницей
Delfi.lv: В «Приключениях Незнайки» было два доктора: Пилюлькин всех стращал уколами да касторкой, а Медуница лечила медом с вареньем. Какой способ действеннее?
Петр Мамонов: А ты вспомни, что Незнайка той Медунице сказал, когда она его с другими коротышками заперла: «Ваши методы неправильные!» Сказка — ложь, да в ней намек. Всем одного рецепта не бывает. Одному нужен кнут, другому пряник. Вы хотите, чтобы Петя Мамонов вам тут все рассказал, как жить правильно. Да Петя еле сам знает, что ему делать. Могу лишь своим опытом поделиться, что из чего у меня вышло.
По-моему, так никакого Страшного суда не будет. Какими умрем — с тем и соединимся. Масло с водой никогда не соединится, а подобное с подобным — пожалуйте. Будешь добрая, будешь прощать всех, не обижаться — с тем и соединишься на том свете. Если же умрешь в злобе на окружающих и обиде на детей-внуков своих, то придешь к Богу, а он скажет: извини, я тебя не знаю, ты ко мне в жизни не обращалась, церковь, которую я основал на крови своей, не посещала, данный тебе для меня воскресный день не на то использовала — вот и оставайся, с чем пришла. И вот вроде у тебя все было неплохо — и на работе уважали, и злого ты не делала, но ты как елка красивая в лесу — она царствие Божие не наследует… Я такого не хочу — карабкаюсь поэтому, падаю по пять раз в день, но лучшей цели не вижу.
О том, как увидеть Бога
— А как его можно не увидеть? Ты глаза открой-то! На улице минус сорок, а птичка уцепилась лапками за веточку и «чирик-чирик» — это что она сама, что ли? И огурец сам из грядки вырос? Или выйди ясной ночью на улицу и глянь на небо — разве можно, чтобы эти звезды все сами появились? Знаете одну из версий, почему Он создал человека? Потому что создал все и хотел, чтобы кто-то вместе с ним полюбовался. Ты голову включи, вопрос изучи, почитай Евангелие, как Бог пришел на Землю, прикинь, кто я и зачем живу?
Я свой путь к Богу начал с книжки «Сокровищница духовной мудрости» издания Сретенского монастыря, где есть евангельские чтения на каждый день года. Стал по утрам читать по кусочку Евангелия и высказывания святых в тему, выписывал в книжечку, что мне особенно нравится. Радовался, как ребенок. Господь ведь когда призывает, то выдает авансом предваряющую благодать, чтобы ты познал даром Дух святой. А потом реальные труды начинаются, карабкание и искушения. Но надо помнить, что где трудно — там и счастье. Где релакс — там ты дыня на диване. К чему нас эти западники призывают.
Путь у каждого — свой, но тропа одна, это ясно. Стратегия, что делать, ясна. Заповеди всего две — Бога люби и ближнего своего — а по тактике написаны тома. Одного рецепта на всех нет. Но вопрос в конечном счете один: что будем делать в четверг, если умрем в среду?! Что нам обещано? Изучайте вопрос!
О терпении и страданиях
— Конечно, не всегда терпеть надо. Если хам в троллейбусе обижает женщину или издевается над ребенком — надо бить. Или если война. Правда, тут важно, за что воевать. Если, как наши отцы и деды, защищаешь родину и свою семью — вперед! Тут уж нельзя медлить и мямлить: дом разбомбили, жену-детей убили — котомку на плечи и пошел! И в страдании Бог еще ближе. В тюрьме, в больнице — он там прям сам ходит.
О Крещении и младенцах в проруби
— У нас тут люди спорили, надо ли в Крещение брать в прорубь младенцев, у которых нет свободного выбора…
— Что тут скажешь — дураков-то много у нас! Да и если бы все было так легко, что окунулась и нет грехов! Ничего подобного! Если кто принял обряд крещения, то там — да. Дух святой приходит и действует. Да и то, нам лишь засаживают семечко — мы его можем так затоптать, что оно не даст ростка, а можем помочь прорасти, дать жизнь. Все зависит от нашего выбора.
О справедливости и милосердии
— Мой любимый святой — Исаак Сирин (христианский писатель-аскет Церкви Востока, жил в и Сирии в VII веке — прим. ред.). Я его читаю по любому поводу. И на все вопросы нахожу ответы. Он четко объясняет, что такое Господь. Это сплошная любовь и милость. Мне нравится его выражение: никогда не называй Бога справедливым. Справедливость и милосердие, как сено и огонь не могут сосуществовать в одной душе. Если бы Бог был справедливым, тыщу раз горели бы мы все в аду, а по милости Божьей мы тут стоим обуты и согреты, и есть у нас телогрейка и сапоги резиновые, чтобы за грибами сходить — вот и не голоден уже, и нечего стонать "кризис-кризис!" Ты холодильник открой — там у тебя столько продуктов, что все протухло пятьсот раз. Вот в Великую Отечественную, в блокаду — это кризис был. И жили же люди! Сирин по этому поводу пишет: всегда свои скорби сравнивай с большими…
Жизнь — не для того, чтобы устроиться комфортно. Как написано в книге Иова: «Человек рождается для страданий, чтобы, как искра, сгорая, устремляться вверх». В страданиях сокрушается сердце. Значит, в камне появляется трещина, в которую может проникнуть благодать Божья, Дух святой. Только когда нас сильно встряхнет, мы вспоминаем о Боге. Храмы полны каким народом? По любви они к Богу пришли? Да ни одного такого нет! Все — с горя: сын-наркоман, ногу сломал, муж умер… Куда идти? К Богу, а куда еще! Как у нас в сельском храме старушки поют: «С тобой спокойно засыпаю, с тобой я радостно встаю…»
Может араб, как ангел с небес к тебе спустился, чтобы спасла ты душу свою
О национальном вопросе
— Сидел мой любимый старец Исаак Сирин в своей сирийской пещере в седьмом веке, а ученики его записывали ответы на мои вопросы, которые я в 21-м веке задам. А что теперь в Сирии, на родине Сирина, происходит? Дьявол силен — вот и месит. У него одна идея — разделить да перебить всех поодиночке. Так ведь и действовали опытные властители: разделяй и властвуй. И так — всюду.
У меня был конкретный случай, на котором все наглядно видно: вылетаем мы в конце 80-х из одной прибалтийской страны. Молодой стюард в самолете всем чай дал, а нам не дал, потому что мы по-русски говорили. И вот он идет по коридору, я смотрю, а шея у него аж раскалилась докрасна от ненависти — так он горд, что нам не дал. Такого лишь пожалеть можно, бедный пацан, ему ведь жить с этой ненавистью.
Забавно, что когда мы раньше в Ригу приезжали, нас эти «борцы против советских оккупантов» воспринимали как своих. Как будто бы мы, неформалы, тоже были на их стороне — вроде как тоже были разрушители советских устоев. Все это глупость! Мы же все с вами родственники, все от Адама и Евы. Как же можно нас разделять? Мы же все вместе благодаря живым кусочкам, которые внутри нас, а не по государствам или национальностям. А дальше как у Высоцкого: «Не трогай шурина! Какой ни есть, а он родня». Ну какие русские, латыши, католики, православные… Ерунда! Дважды два — четыре, а не три с полтиной. Истина только одна.
О наплыве беженцев
— Думать о глобальных проблемах — принимать беженцев или нет, не твоя забота. Себя надо делать, а не других обсуждать и осуждать. Это нас дьявол отвлекает, чтобы глядели вокруг, а не в себя. У вас рядом Европа с беженцами, а у нас — Украина. День и ночь задаю себе вопрос: чем я могу помочь? И мой ответ таков: моя помощь — отказ от греха. Бог увидит, как я стараюсь, и подумает: если Петя отказался от своей старой греховной привычки, то ради этого Пети я сделаю больше мира на Земле. Если таких Петь-Вась-Коль будет много, то совесть земная увеличится. Бог не Тимошка — он видит немножко. Причем как всю картину в целом, так и тебя-меня в отдельности.
Если обездоленный араб оказался рядом, то в каждом конкретном случае надо сиропить своей башкой, но за советом всегда к Богу можно обратиться. Мне тут невестка говорит: Петр Николаевич, теперь по скайпу можно бесплатно с любой страной мира говорить. Не стал я расстраивать бабу молодую открытием, что могу к Творцу Вселенной с любого места бесплатно обратиться: Господи, помилуй! Вот он крутняк какой!
Допустим, стоит рядом араб в шапочке, спросите Господа, какая на этого Мухаммеда воля его? Подскажи, Господи! Ведь Бог каждому из нас хочет спасения, чтобы мы пришли к нему через обстоятельства, которые он нам дает. Если послал он тебе араба — думай и молись. Если у тебя дети малые, не знаешь, как их прокормить и вырастить, а тут еще араб стучится — нафига он тебе нужен?! А если ты одинока и не знаешь, чем заняться, сидишь себе вяжешь десятую кофточку, так может араб, как ангел с небес к тебе спустился. И спасешь ты через него душу свою.
О грехопадении Европы
— Европа понятно, почему всю эту напасть получила. Там ведь отказ от Бога полный: однополые браки, зоофилы, педофилы. И все это под эгидой хорошести скрывается. Всюду тело, тело, тело… Только подумайте, во Франции 8% детей рождаются в официальном браке, а остальные — блуд. Ну и че ты хочешь, раз ты так живешь?! Чего им эти пришельцы арабские говорят? Ты че, мать, оделась, как шлюха?! И, хоть и методы их неверные, по сути они правы. Стоят на трассе бабы, уж и не знают, как им одеться, чтобы раздеться. Я не ханжа, все понимаю, что молодость, то да се, но действительно неприятно смотреть на голых баб на улице. Одень ты юбочку нормальную, чтобы тайна какая-то была… И вот Бог смотрит-смотрит на этих с трассы — ах, не хотите понимать, так вот вам!
В Риме я был — там огромный храм святого апостола Петра пустой стоит. Он зачем такой большой построен? Да он был полон народу! И Saint Paul в Лондоне полный был. А теперь там одни туристы. Так вы без Бога хотите жить? Получите, как в 17-м году, когда люди забыли Бога, и сами хотели новый мир построить. И вот результат. Если в 13-м году — экономический взлет, 14% прироста продукта (никогда такого не было!), рождаемость такая, что по подсчетам Дмитрия Менделеева, если бы и дальше пошло, как при Николае Втором, то сейчас россиян было бы 600 миллионов… А нас всего 140 миллионов. Почему? Потому что без Бога. Потому что убиваем собственных детей — каждая баба убила по пятеро-четверо, а муж разрешил. И что мы хотим, страна убийц?! Чтоб счастья привалило на этой кровище? Фига два вам — ничего не будет, пока не очухаемся. Способ один — отказ от всех грехов. Мы на эти дрязги тратим драгоценное время, а жизнь так прекрасна
О крепкой семье
— Главное — терпение. Бывает очень плохо. У нас в деревне такие роскошные условия — у нее один дом, у меня другой — можем вообще отдельно жить. Бывает, сбежишь, закроешься, дуешься на нее, думаешь: такая-сякая, все делает не так, деньги растратила, внуков избаловала… Я ведь знаю, что разделение — это черти. Мой ум — страж сердца — понимаю, что надо идти. Делать первый шаг — трудно. Потому что ты — мужчина, у тебя эго, но стоит переступить через гордыню — и ты как прозреваешь: как же я мог о ней так плохо думать, ведь она, бедненькая, столько от меня терпит?! Это и есть брак. «Тяготы друг друга носить», — как говорил нам апостол Павел. Это вам не вздохи на скамейке — это тяжелое дело. День не получилось, два, три, потом пошел на родник, набрал водички, поставил ей под дверь — и уже отпустило. Это мне на помощь Дух святой пришел. Понимаю, что не буду без нее счастлив, не смогу свои любимые пластиночки спокойно слушать. А как помиримся, так хорошо становится — думаешь, чего, дурак, дулся три дня? Мы на эти дрязги тратим драгоценное время жизни, а жизнь так прекрасна без мучения взаимного и постоянных требований друг от друга: ты муж — ты должен, ты жена — ты должна… И в мире все так же, но в большом масштабе — Сирия, евреи, арабы… Не будешь ты счастлив, пока разделен.
О мате и других вредных привычках
— Я вот раньше, как все нормальные советские люди разговаривал матом, а сейчас могу себя молотком ударить по пальцам — ни единого плохого слова не вылетит. Нет их во мне. Вот, как Бог исцеляет, если человек захочет. У нас тут один мужик 10 лет не пил, доработался до ордена Трудового красного знамени, а как обмывали это дело коньяком, так после двух месяцев запоя умер. Значит, он все эти десять лет был пьяницей — просто терпел. Бога там не было. Бог помог бы навсегда покончить с желанием, если бы к нему с просьбой обратились. Но сам на себя инициативу он не берет. Не может он кого-то насильно уберечь. Ведь Бог есть любовь, а любить можно только по свободному выбору.
29.01.2016
Петр Мамонов: Вот стоит араб в шапочке, спроси Господа, какая на этого Мухаммеда воля его?
Что делать в четверг, если умрешь в среду? На что Европе дано нашествие беженцев? Почему Бог несправедлив? Как сохранить крепкую семью? Окунать ли младенцев в прорубь? Портал Delfi публикует ответы Петра Мамонова на важные вопросы рижских поклонников.