

- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 2594
- |
- Видео 239
- |
- Мероприятия 2
"Нужен ли психолог верующему?" Стешенко Е. А.
Нужен ли психолог верующему?
Зачастую постоянные прихожане храмов считают, что воцерковленный человек не нуждается в психологической помощи, тем более, если у него есть духовник или священник, у которого он постоянно исповедуется и с которым советуется по различным вопросам. Некоторые люди считают, что существует опасность подмены психологом духовника. Так ли это? Давайте попробуем разобраться в этом.
Нам известно, что с точки зрения христианской антропологии человек состоит из духа, души и тела. Проведем упрощенную аналогию: на уровне тела работает врач, на уровне души – психолог, на уровне духа - священник.
Что же такое психика, с чем, собственно говоря, работает психолог? Психика включает в себя психические процессы - ощущение, восприятие, память, мышление; психические состояния - эмоции, чувства; психические свойства - характер, темперамент, способности, задатки. Таким образом, психолог имеет дело с проявлениями у человека каких - либо сложностей в личностной и познавательной сфере. К примеру, если у человека болит желудок, то он обратится за лечением к врачу; если он не может понять, почему его поведение не соответствует декларируемым им же самим ценностям или желаемому результату - он обратится к психологу, чтобы разобраться в причинах своего поведения; если же он ищет смысл жизни, подлинную духовность и готов к покаянию – он придет в храм и обратится к священнику. Например, непосредственной задачей психолога не является указание человеку на его грехи и призыв к покаянию. Это то же самое, как если бы врач вместо медикаментозного лечения предлагал просто читать акафист.
У каждого – свое поприще, главное, не нарушать границы своей профессиональной компетентности и не вторгаться не в свою область. Вряд ли можно усмотреть в этих служениях какую-либо конкуренцию между врачом, психологом и священником.
Человек как существо трехсоставное, состоящее из духа, души и тела, нуждается в заботе о каждой его составляющей, которые взаимовлияют друг на друга. Несомненно, сферы деятельности врача, психолога и священника во многом перекликаются: врач своим добрым словом может настроить на лечение, ободрить; священник может прозреть духовным взором причины психологических проблем человека; психолог может понять, что следствием неосознанных внутренних конфликтов может стать, например, гастрит или психиатрическая патология. Если мы рассматриваем человека с точки зрения христианской антропологии, подразумевающей его трехсоставность, то соработничество священника, психолога и врача представляется желательным, а в идеале – необходимым.
Нужна ли психотерапия (психологическая помощь) православному человеку? Он ведь уже нашел смысл жизни, имеет вполне определенную иерархию ценностей. Освобождается ли человек от психологических проблем автоматически, по факту пребывания в церковной ограде?
Психологические проблемы зачастую влияют на духовную жизнь независимо от искренности веры. Например, бывает так, что искренне и горячо верующий человек просто не может воспринять Бога как Отца всеблагим и любящим не потому, что он теоретически не знает, что Бог его любит, а лишь из-за того, что его земной отец был пьющим и жестоким, чем создал у ребенка негативную ассоциацию с образом отца, которая сохраняется и во взрослой жизни. Это и есть то, что называется в психологии влиянием психологической травмы, «призмой травматического опыта», через которую человек научился смотреть на жизнь. Никто не будет спорить с тем, что личный опыт гораздо сильнее влияет на человека, чем самые правильные, но теоретические знания. Вот тут и возникают сложности в религиозной жизни. Человек хотел бы воспринимать Бога не карающим, а любящим, а не может, но не в силу духовных, а в силу чисто психологических причин.
Еще пример: ребенка в семье учили добиваться самых высоких результатов в учебе, ориентировали быть «лучше всех», «заслуживать любовь» родителей своими достижениями, и он, став взрослым верующим человеком, может неосознанно практиковать ту же самую модель поведения в Церкви - быть первым «аскетом», «молитвенником» и так далее, то есть «быть самым первым в смирении». И здесь это уже становится не только психологической, но уже и духовной проблемой и требует соработничества психолога и духовника.
Наверное, если мы честно заглянем внутрь себя, мы поймем, что решение любых (не только психологических) проблем не наступает автоматически с приходом в Церковь. Личность формируется годами, образуются и укореняются привычки, стили поведения, многие из которых нам мешают стать более зрелыми, ответственными, любящими, а, следовательно, препятствуют исполнению призвания, которое есть у каждого.
Что такое православная психология?
Современная психология представлена множеством психологических школ, на одной из которых хотелось бы остановиться, на той, которая базируется на святоотеческом учении о человеке и называется духовно – ориентированным направлением в психологии. Это направление в психологии пытается соотнести психологические знания с христианской концепцией человека.
Духовность здесь рассматривается в контексте христианской православной антропологии. Вместе с тем надо сказать, что не существует сугубо православной психологии или психотерапии. Законы психики у всех одни и те же. Не существует какой-то особой психики запоминания или психики восприятия православного христианина.
Человек — это образ и подобие Божие с бессмертной душой. Он по природе своей троичен. Дух – это высшее и совершенное начало в человеческой природе, Образ Божий в человеке, который при всех обстоятельствах остается совершенным и прекрасным. Человек несет в себе изначальную раздвоенность между грехом и Образом Божиим. Эта раздвоенность является источником внутриличностных противоречий и конфликтов. Если с течением жизни данное противоречие не находит удовлетворительного решения, то духовный раскол углубляется, проявляя себя на душевном уровне в виде личностных расстройств, а в тяжелых случаях - в виде психической патологии.
Духовно - ориентированная психология исходит из того, что никакой человек, даже тяжко согрешивший или психически больной, не лишен Образа Божия. Если человек при этом еще и живет церковной жизнью, советуется с духовником, то более полно Образ Божий открывается в каждом конкретном человеке на пути духовного преображения личности. Митрополит Антоний Сурожский очень хорошо обозначил терапевтический момент благоговейного отношения к любому человеку: «Священник, обходя храм, кадит каждого присутствующего, как икону, образ Божий. Мы — падший образ Божий, ужасно поврежденный, однако воплощение не только восстановило нас в нашем человеческом достоинстве, но придало нам достоинство, которое в конечном итоге может быть измерено только мерой Самого Христа. И я думаю, что это - самый исцеляющий момент. Прежде всего, подарите человеку его достоинство».
Православие и психология нисколько не противоречат друг другу, оставаясь при этом самими собой: православие - вероисповеданием, а психология - наукой.
Однако христианское мировоззрение и учение о человеке может выступать как теоретическая основа психологической науки. Именно этот принцип и лежит в основе духовно-ориентированной психологии и психотерапии.
Чем может помочь психолог и что такое психотерапия?
Для начала давайте определимся с названиями, которые начинаются с пугающего многих корня «пси»: психиатр и психолог – это совершенно разные специальности. Психолог не занимается лечением психических заболеваний, как это делает психиатр. Обращение к психологу, естественно, не грозит постановкой на учет в психиатрический диспансер. Задачи психолога в зависимости от запроса человека могут быть следующими: помочь человеку разобраться в том, каков он на самом деле, каковы его особенности; способствовать тому, чтобы человек захотел увидеть себя без «маски», снять «темные очки» и взглянуть на жизнь по-новому, а не через призму прошлого травматического опыта. Человек в процессе психотерапии переосмысливает какие-либо события или свои устремления, набирается мужества посмотреть своей затаенной боли в глаза и, по сути, заново переживает ее. При этом очень важным становится сам психотерапевтический процесс, в котором психолог сочувствует и сопереживает человеку, тем самым помогая переживать болезненные для него чувства. Это и становится новым опытом для человека, благодаря которому перестраивается его взгляд на мир. После этого человек становится близок к прощению обидчика, не на словах, не «теоретически» прощает, а прощает по-настоящему, опытно понимая, что прощение – это не столько решение ума, сколько мучительный труд души.
Как выбрать психолога?
Психолог – это человек, которому Вы сможете доверять, гарантирующий конфиденциальность информации. При первой встрече, как правило, становится ясно, сможет ли данный специалист вызвать Ваше доверие. Обычно все мы имеем подобный опыт в обыденной жизни: с кем-то нам легко и просто общаться, а с другим человеком как будто говорим на разных языках.
Если психолог или вызвал Ваше доверие, важно узнать, в каком направлении психотерапии он работает (в рамках какой психологической школы) и какие техники использует в работе. Психолог, для которого имеют значение Евангельские заповеди любви к ближнему, свободы выбора, не будет использовать в своей работе техники, попирающие свободу воли человека (например, гипноз, кодирование, программирование).
Психотерапевтический процесс не должен противоречить задачам духовного развития, а быть интегрирован с ними. При этом любой психолог, даже представляющий себя как православный психолог, должен четко понимать, где заканчивается его сфера деятельности и начинается сфера деятельности священника. Психолог не работает над становлением религиозных убеждений человека, а предполагает их решение в диалоге со священником.
И все-таки, идти ли к психологу или ждать, что все сложности разрешатся сами собой, чудесным образом?
Многие люди считают, что им не нужна психологическая помощь, думая, что в ней нуждаются только «психически больные» (что, конечно, является весьма распространенным заблуждением). На это можно ответить, что каждый человек решает сам обращаться ему к психологу или нет. Бог дал каждому из нас свободу воли. Возможно, человек решит, что самостоятельно справится с трудностями, научится иначе общаться с близкими, перестанет попадать в одни и те же ситуации, сможет преодолеть влияние негативного опыта. Конечно, не исключено, что с человеком произойдет явное чудо и какие-то проблемы решатся сами собой. Возможно, он помолится у святыни, попросит соборной молитвы, поговорит с духовником или встретится с благодатным старцем, и жизнь его в корне изменится - все это может быть, ведь пути Господни неисповедимы и чудесам Его нет числа. Как верно и то, что ждать чудес и искать знамений не подобает христианину, когда есть вполне земные способы преодоления повседневных сложностей. Именно на этом пути человек учится трудиться и принимать на себя ответственность за свое поведение, и здесь происходит соработничество с Богом. А это ли не истинное чудо – трудиться вместе с Творцом над преображением себя?
Каждый из нас, проходя путь земной жизни, учится узнавать и понимать себя и других, ищет общения с Богом, Который каждому открывает свой путь ко спасению в соответствии с его сердцем: дарит встречи с разными людьми, знакомит с науками, произведениями искусства.
Почему бы в наше православное мировосприятие не вместить мысль о том, что для кого-то встреча с психологом может оказаться Божиим Промыслом?

Интересные личности
- Протоиерей
- Митрофорный протоиерей
- Протоиерей
- Священник
Добрый день. Я сам, скажем так, приличный невротик и немало консультировался у разных психологов...Поскольку я верующий, то последнее время общался и с православными психологами (по сути с двумя). И знаете... на уровне тактики, все равно часто они дают советы, противоположные тому, что писали свя...
Развернуть
Добрый день. Я сам, скажем так, приличный невротик и немало консультировался у разных психологов...Поскольку я верующий, то последнее время общался и с православными психологами (по сути с двумя). И знаете... на уровне тактики, все равно часто они дают советы, противоположные тому, что писали святые отцы. К примеру... выплескивать гнев на что-либо, чтобы он не копился... проорать в ванной комнате у со злостью имя того, на кого злюсь... если мне например хочется в даный момент ударить человека - разрешить себе это сделать мысленно, пока не успокоюсь... Конечно не только такие советы - но все равно такое бывает регулярно. Или, например, после упражнения определенного у меня гнев ушел - мне психолог говорит: "поздравьте себя, вам удалось победить гнев" (а я думал вообще то, что только Господь способен убрать наши страсти - а мы всего лишь проявить стремление к этому)...Или другой психолог, говорила что гнев с ее точки зрения - это вообще движущая сила любой человеческой активности и мне надо побольше позволять себе гневаться, я слишком сдерживаюсь и вообще - "не позволяйте другим оскорблять в себе образ Божий". Это все мне говорили именно православные психологи! Вот что тут делать?) А те же священники мне указывают на мои гордыню, самолюбие, высокомерие...Я был бы рад, честно, если б это же мне сказал и православный психолог - а она говорит, что этого во мне не видит...
Свернуть
И еще такой вопрос... Гневливость (не говорю о праведном гневе) - это страсть? Если так, то раздражительность - это духовная проблема или душевная? Как разделить?
".. апостол Павел говорит, что душевные
люди не могут принимать того, что от
Духа Божия (1 Кор. 2:14) . Итак, будучи
душевными, они употребляют и учение
душевное, о котором сказано: это не
есть мудрость, нисходящая свыше, но
земная, душевная, бесовская (Иак. 3:15) ,
не имеющая Духа Божия. "
Как разделить ? : корни - в духе, плоды - в душе.