
- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 2594
- |
- Видео 239
- |
- Мероприятия 2
Протоиерей Андрей Канев "О мечтательности"
К сожалению, мы не видим греха в мечтательности, почему нам святитель Игнатий и показывает весьма категорично, что это грех, а не невинное действие ума.
Что же делать? Следовать совету святителя: если осознал себя промечтавшим, то раскайся. Это, конечно, зависит от опыта. Когда человек более будет к себе внимателен, от опытного наблюдения за собой у него будет появляться правильный навык молитвы и покаяния. Так что со временем (на это нужны годы, а не 2 – 3 дня), если терпеливо жить – читать, наблюдать за собой, – человек уже не будет мечтать. Эта мечтательность уйдет, если он в течение дня будет молиться, обращать к Богу краткие молитвы покаяния.
Если бы мечтательность была невинным действием для ума, то она бы не влияла отрицательно на молитву. Молитва – очень хорошее средство проверки, правильно ли духовно человек настроен. Мы часто жалуемся: невнимательно помолился или пропустил молитвенное правило, или очень трудно себя собрать на правило, или ум отвлекался во время правила, в голову лезла мелодия, которую услышал в маршрутке.
Это результаты невнимательности. Конечно, можно сказать «это лукавый искушает человека» – в этом безусловно будет доля правды. Но большинство немощей мы сами приобретаем из-за рассеянной жизни. Следствие рассеянности – ожесточение сердца; это тоже очень важный признак, который мы должны знать. Что такое жестокость сердца при молитве? Это когда человек не чувствует покаяния, он читает слова молитвы: «согрешил делом, словом, помышлением, тем-то, тем-то, тем-то» как про другого человека. Или: «Боже, милостив будь ко мне, грешному…» – холодно, как будто ты не делал смертных грехов раньше, не падал в грехи, как будто бы ты праведник, которому не о чем вздохнуть Богу в молитве, которому не о чем в сердце плакать. Ожесточение и появляется от мечтательности или рассеянности. Представляете, какие страшные результаты?
То, чего мы желаем – молитва, внимательное изучение Писания, внимательное стояние на храмовом богослужении, – все крадет мечтательность. Мы должны попробовать бороться с ней, увидеть этого коварного врага: враги же не обязательно идут в лоб, хитрые враги обходят и сзади, и в твои ряды проникают – это более страшные враги, чем те, которые напротив в окопах сидят. Мечтательность – как раз из врагов хитрых.










