- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 0
- |
- Видео 0
- |
- Мероприятия 0
Что следует помышлять, когда после долготерпения помысл высокомудрствует?
Вопрос 409, того же к тому же.
Если случится мне показать долготерпение в каком-либо деле, то помысл мой высокомудрствует; что же следует мне помышлять?
Ответ.
И пред сим я уже сказал тебе, что, когда случится тебе сделать что-нибудь доброе, ты должен знать, что это дар Божий, (данный тебе) по благости Божией;
ибо Бог всех милует.
Внимай же себе, чтобы по слабости своей не погубить милость, Им на тебя являемую, которая простирается и на всех грешников.
Данного тебе Господом на добро не теряй во зле;
теряется же дар сей, когда похвалишь себя, как долго терпевшего, и забудешь облагодетельствовавшего тебя Бога.
Сверх сего навлечешь и осуждение на себя, как скоро осмелишься приписывать себе то, за что должно воссылать благодарение человеколюбцу Богу.
Апостол говорит: что же имаши, егоже неси приял?
Аще же и приял еси, что хвалишися, яко не приемь? (1 Кор. 4, 7).
Помыслу же, который хвалит тебя за что-нибудь, говори: плавающие в море и во время тишины не забывают, что они находятся еще в пучине, но всегда ожидают бури, опасностей и потопления;
случившаяся же на краткое время тишина не приносит им полной пользы, потому что они считают себя безопасными лишь тогда, когда придут в пристань.
(Случалось же) со многими и то, что и при самом входе в пристань корабль их утопал.
Так и грешник, пока пребывает в мире сем, должен всегда страшиться потопления.
Итак, никогда не прельщайся поверить помыслу, который хвалит тебя за доброе дело.
Все доброе есть Божие, и по нашему нерадению мы не можем обеспечить себя, что оно пребудет с нами.
Как же после сего посмеем высокомудрствовать?
Вопрос 408, того же.
Когда исполняю заповедь, как мне избежать высокомудрия, дабы знать, что, сделав и благое, я чужд оного?
Ответ.
Брат!
Добрые дела должны мы и признавать добрыми, и прибегать к ним как к добрым;
ибо не следует доброе считать злым.
Но если кто делает доброе не по цели Богоугождения, — это доброе оказывается злым, по намерению делающего.
Каждый должен стараться о том, чтобы всегда делать доброе, и впоследствии благодатью Божией дается ему и то, что дела его будут уже совершаться по страху Божию.
Итак, когда чрез тебя делается благое, благодари Подателя благих, как Виновника блага оного, себя же укори, говоря: если бы и я хорошо проходил сие дело, то мог бы быть соучастником сего блага;
и тогда подастся тебе помолиться Богу с умилением о том, чтобы Он сподобил тебя быть участником во благом деле, чрез тебя совершившемся.