- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 69992
- |
- Видео 5346
- |
- Мероприятия 9
Макарьева пустынь (мощи Макария Римлянина Новгородского )
Есть на нашей Земле места, на которых, как на угодниках Божиих, сияет печать Богоизбранности. Там нет того, что развлекает взоры, что пробуждает чувственность, что вносит в душу шум и смятение страстей. И, сколько бы ни шли на них войны, ни пылали костры пожарищ и ни сгущался туман заброшенности и разрухи, снова и снова вознобновлялась молитва, вновь звучал колокол. Не мешали этому ни отдаленность, ни запустение.
Немногим известно, что примерно в 80 километрах к юго-востоку от Санкт-Петербурга, посередине между городом Любань и поселком Шапки, в очень глухом месте, на краю труднопроходимого топкого болота, покоятся мощи удивительного святого XVI века – преподобного Макария Римлянина Новгородского То обширное болото с давних пор наречено Макарьевским, и возле мощей святого некогда была тихая благодатная обитель – Макарьевская пустынь.
11 октября 2005 года состоялись освящение и первая Божественная литургия во вновь построенном храме Успения Пресвятой Богородицы в Свято-Успенской Макарьевской пустыни. Срубленный в самые короткие сроки – за одно лето, – храм стал явным знаком возрождения некогда прославленной, а затем поруганной и заброшенной Макарьевской пустыни, находящейся в лесной глуши Тосненского района. Труднодоступность места – топкое болото в густом лесу, вдали от населенных пунктов, разбитая дорога – не остановили многочисленных богомольцев, добравшихся до святого места, чтобы стать участниками знаменательного события освящения храма, которое возглавил по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира настоятель Тихвинского Успенского монастыря игумен Евфимий (Шашорин). Вместе с иеродиаконом Давидом (Титовым), скитоначальником пустыни, автор нижепубликуемого очерка, уроженец поселка Шапки, многократно посещавший Макарьевскую пустынь в последние годы ее забвения, также принимал непосредственное участие в качестве диакона в первом богослужении возрожденной святыни.
Протоиерей Александр Сорокин
Есть на нашей Земле места, на которых, как на угодниках Божиих, сияет печать Богоизбранности. Там нет того, что развлекает взоры, что пробуждает чувственность, что вносит в душу шум и смятение страстей. И, сколько бы ни шли на них войны, ни пылали костры пожарищ и ни сгущался туман заброшенности и разрухи, снова и снова вознобновлялась молитва, вновь звучал колокол. Не мешали этому ни отдаленность, ни запустение.
Удивительная жизнь была у святого Макария! Родился он в Риме, в богатой и знатной семье, получил блестящее образование, открывающее ему замечательное будущее на поприще общественном, но он жаждал жизни созерцательной и духовной. Римский Престол утопал в то время в роскоши и распущенности и не отвечал чаяниям будущего подвижника. И Господь обратил духовные очи юноши на Восток, указав путь в совершенно неизвестную ему Святую Русь.
Достигнув Свято-Троицкого монастыря преп. Александра Свирского, он стал его учеником. Тот ласково принял пришельца, присоединил его к Православию и постриг с именем Макарий. С благословения игумена, инок решил избрать путь отшельничества, определив себе для безмолвия непроходимые болотные дебри в верховьях рек Мги и Лезны. Здесь, на небольшом островке среди топкого болота, на левом берегу Мги, в одной версте от ее русла, поставил Макарий небольшую келию.
…Скит преп. Александра Свирского, учителя и духовника послушника-римлянина находится на крохотном и очень живописном Святом острове Валаамского архипелага. И вот, среди бескрайней синевы Ладоги, среди могучих кряжистых сосен и монументальных скал, открытых всем ветрам, внимая этому грандиозному пафосу Божьего творения, невольно задумываешься – не в том ли заключался замысел ученика: чтобы усугубить подвиг, смирить разум и чувства, отдать предпочтение невзрачному унылому болоту с чахлыми березками. Отверг он красоту великую и простор земной ради того, чтобы в Богом данной смиренной тесноте и убожестве болот познать Господа, слышать безмолвный «глас хлада тонка», который приходит лишь к тем, кто очистил свое сердце, смирившись со всем, что Господь посылает. И исполнилось на преподобном слово Божие: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).
Неведомо, сколько лет, незнаемый людьми, питаясь скудной растительной пищей, изнуряя плоть и смиряя дух, прожил здесь Макарий. Но однажды на остров забрели уставшие охотники, которые заблудились в лесах и болотах. Старец накормил их из своих скудных запасов и после молитвы и беседы, благословив, указал выход из болота. Так Господь открыл старца миру.
Молва о святом подвижнике быстро разнеслась по Новгородской земле, приведя к нему многих жаждущих духовного назидания и молитвы. Он не отказывал в помощи страждущим, но известность тяготила его, и отшельник укрылся за обширным топким болотом, покинув место первоначального подвига и избрав для нового жительства небольшую возвышенность на левом берегу реки Лезны. Но и здесь Господь открыл его убежище, привлекая путников особыми знамениями благодати – то огненным столпом, ясно сияющим в ночи, то благоуханным облаком, покрывающим место подвига святого.
Вновь и вновь отыскивая старца в непроходимых дебрях, паломники слезно просили позволения навсегда поселиться при нем. Не смея отказать в мольбах жаждущим пищи духовной и поняв волю Божию, преподобный Макарий дал согласие ревнителям подвигов и жизни иноческой поставить свои келии, чем положил начало скиту. Первым игуменом стал сам подвижник, получивший духовный сан от святителя Макария, архиепископа Новгородского, впоследствии митрополита Московского и всея Руси. Около 1540 года братия выстроила небольшую деревянную церковь Успения.
В результате непрестанной молитвы и многолетнего духовного и телесного поста преподобный Макарий сподобился дара прозорливости и чудотворений и так, принося людям исцеления, достиг глубокой старости. В 1550 году он вернулся на свой любимый островок – место первоначального подвига, и там на Успение (15 августа ст. стиля) предал душу Господу. Уже в XVII веке святой был канонизирован. Память его совершается 1 февраля (19 января ст.ст.).
Обитель знала времена и расцвета, и упадка, но строгое отношение к Уставу и монашеским обетам свято соблюдалось в ней как завет преподобного. Насельники жили замкнуто, ее игумены никогда не избирались на государственные и церковные посты, их не приглашали на собрания духовно-государственные, да и помощи из казны никогда не поступало.
В смутное время Макарьевская пустынь была разорена шведами, но вновь восстановлена усердием благочестивых жертвователей.
Но в 1764 году обитель упразднили как малолюдную и бедную, а храм стал приходским и приписным. Так продолжалось до 1840 года, когда, усердием благотворителей, обитель стала быстро возрождаться и украшаться: была построена колокольня, странноприимный дом, братские корпуса, обновлена церковь и часовня с чудотворным колодцем преподобного.
В 1893 году на месте пустыни учредили «Воскресенский практически-миссионерский монастырь» для противостояния множившимся лжеучениям. Настоятелем был назначен известнейший синодальный миссионер, иеромонах Арсений, объездивший полсвета. Воскресенский монастырь считался беднейшим среди Новгородских, из казны ничего не получал, но зато братия отличалась особенным усердием к молитве и труду. Для осушения острова трудолюбивые монахи проложили среди топей четырехкилометровую канавку, соединившую через водораздел Мгу и Лезну, сложили из обтесанных валунов точную копию Афонской горы. Благодатное воздействие находящихся в обители святынь, размеренная и неизменная череда монастырских богослужений, а также активная миссионерская деятельность и пропаганда трезвости ее насельниками – все это привлекало сюда множество паломников. Совершались многокилометровые крестные ходы из Любани, окрестных деревень и Колпина. В Любани когда-то было подворье обители.
Неизменна и неизреченна святость. Лишь человеческое сердце переменчиво и непостоянно: то согреется, оттает в лучах пресветлого Солнца, то остудится холодным осенним ветром, то соблазнится и разуверится, то вновь отчаянно и горячо поверит…
Подобно многим русским монастырям, Макарьевская пустынь была в 1932 году насильственно закрыта, а в ее стенах устроено сначала какое-то отделение Свирьлага, затем интернат для душевнобольных инвалидов. Наступающие немцы их всех расстреляли. Последним настоятелем пустыни был замечательный подвижник, прозорливый старец, схиепископ Макарий Любанский, сполна разделивший трагическую участь русского духовенства в годы гонений за веру. После закрытия монастыря он с братией был сослан в лагерь. Освободившись в 1935 году, он поселился недалеко от Любани – в Чудово, тайно руководя своими духовными детьми, постригая и рукополагая достойных.
В 1941–1943 годах Чудово находилось почти на самой линии фронта, и владыка с келейником, скрываясь в соседней деревне, жили у кого-то в избушке. И однажды видит приютившая их старушка странный сон: как будто подъезжает к избе золотая, сияющая ярче солнца карета. Восседает в той карете Всемилостивая Царица и во всеуслышание провозглашает: «Здесь у меня старец очень устал, надо ему дать отдохнуть». А на следующий день неизвестно откуда пришел католический ксендз, услышавший про православного епископа, и дал совет пробираться за Псков, в Псково-Печерский монастырь. Взяли котомочки, посохи, пошли, добрались до лавры, и там их приняли с почетом. Погиб старец от осколка снаряда в 1944 году, когда готовился к обедне.
Во время войны здесь проходили ожесточенные бои, поэтому от монастырских зданий ничего не осталось, в напитанной кровью земле лежит много «железа». Место это часто навещается «черными следопытами», которые выкапывают оружие, а найденные кости германских солдат сдают за валюту на немецкое воинское кладбище в поселке Сологубовка. Всего же за годы минувшей войны, по некоторым оценкам, на этом участке фронта сложили головы свыше 200 тыс. защитников нашего богохранимого Отечества, многие из них до сих пор не погребены! Будем же молиться, чтобы со временем эти останки русских воинов были преданы земле, упокоены в братских могилах, а о душах убиенных служились панихиды!
Последняя же русская кровь, как выяснилось, проливалась здесь спустя десятилетия после войны. Об этом поведал бывший военнослужащий, ныне сторож Успенского собора Киево-Печерской лавры, инвалид Петр Николаевич Нестерчук, участник разминирования пустыни.
…Как нигде, начинаешь здесь понимать, что монастырь должен создаваться именно вокруг человека, который ищет совершенства духовной жизни. Ведь такой подвижник удалялся от мира в уединенные, глухие места вовсе не для строительства обители, а для обретения Бога, ибо в мирских заботах, суете и страстях трудно постигнуть Его тайну. И проходили годы, прежде чем он достигал вхождения в то Царство Божие, которое внутри нас находится. Пройдя этот путь Богопознания, познав на личном опыте, что Бог каждому ищущему и трудящемуся открывает в сердце то, что, как написано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9), он становился истинным учителем духовной жизни. К такому-то духоносному старцу мало-помалу приходили и другие ищущие совершенной жизни. Так возникала обитель, которая становилась действительным светом для окружающего мира. Житие преподобного Макария Новгородского – лучшая иллюстрация этого золотого правила монастырского устроения.
И все чаще и чаще стали посещать заброшенную обитель православные христиане, радеющие об ее скорейшем восстановлении. А в 2004 году впервые пришел в пустынь молодой чтец Димитрий Титов из Никольской церкви поселка Мги, который провел в пустыни несколько дней. Он высказал намерение с благословения священноначалия поселиться в скором будущем там насовсем. С этого события и началось возрождение обители…. Молодому подвижнику удалось увлечь идеей восстановления пустыни игумена Тихвинского Успенского монастыря отца Евфимия – вскоре тот постриг нового послушника в мантию с именем Давид, благословив на возрождение пустыни и основание там монастырского cкита, затем представил новоназначенного скитоначальника правящему архиерею для возведения в сан иеродиакона.
По трудам и молитвам отца Давида вскоре была явлена благодатная помощь – несомненное следствие молитвенного предстательства святого Макария. Понемногу нашлись средства и силы, чтобы устроить скит на месте сем святом. Церковные археологи по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, произведя раскопки, обрели святые мощи преподобного.
Но, конечно, для восстановления пустыни во всей полноте церковной жизни необходима помощь и участие избранников всего православного народа – тех, кого Господь призывает со всех концов земли на эти святые места, молитвами избранника своего, преподобного Макария Римлянина. И не обязательно, чтобы появились «великие старцы», но чтобы подвижники – безусловно, ибо в этом существо монашества. Если о спасении души должен заботиться каждый христианин, то монашество – это стремление к духовному совершенству. А его достижение невозможно без подвига. Сам Бог не может спасти нас без нас, и никакие святые места не помогут, если не будет правильной духовной жизни. И если духовная жизнь будет развиваться в верующих, а одним из важнейших показателей ее является благожелательство ко всем людям, то надежда на возрождение России есть.
Монастыри и храмы – лишь средства в христианстве. А главнейшая задача христианства – в другом: в исправлении человека, в том, чтобы из нечестного и озлобленного сделать способного любить другого человека. И только таким путем все можно восстановить, все можно построить. Ибо здоровая духовная атмосфера от христиан постепенно будет расходиться дальше, и все шире будет становиться круг людей, увидевших красоту Православия. И тогда, вознобновится после многих лет забвения непрерывный круг монастырских богослужений, и многие и многие души уверовавших людей земли русской смогут совершить сюда паломничество и прикоснуться к вечным духовным сокровищам, которые бережно хранит для будущих поколений одна из многих великих, но неприметных святынь русского Севера – Свято-Успенская Макарьевская пустынь.
Азбука веры » священник Константин Пархоменко » Книжная полка
Отец Константин Пархоменко, это с Измайловского Троицкого Собора?
Да, это он.