Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами и даёте разрешение на передачу необходимых для работы персональных данных. Политика конфиденциальностии
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами и даёте разрешение на передачу необходимых для работы персональных данных. Политика конфиденциальностии
Сообщество

Молимся вместе

13 ЯНВАРЯ.Отдание праздника Рождества Христова.

Слово пастыря. Проповедь на Отдание праздника Рождества Христова протоиерея Георгия Полякова 12 января 2012 г.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня наша Русская Православная Церковь молитвенно совершает службу Отдания Рождества Христова. Все богослужение, песнопение, чтение, молитвы, священнодействия дышит неизреченной радостью Рождественского торжества. Отдание – это последний великий аккорд уходящему празднику.

После светлых дней Пасхи ни одно евангельское событие не празднуется церковью с такой духовной радостью, как Рождество Христово. Почти 2000 лет прошло со дня совершения «великой благочестия тайны», но искупленное Христом Спасителем человечество в основанной им на земле церкви не перестает в лице лучших своих представителей приносить Ему жертву хвалы и благодарения.
$imgtitle13 января – Отдание праздника Рождества Христова. Память преподобной Мелании Римляныни

Отдание праздника Рождества Христова

Празднование Рождества Христова завершается 13 января (31 декабря по юлианскому календарю), когда отмечается отдание (окончание) праздника. В Православной Церкви в праздновании больших праздников существует определенный порядок. Вначале идет предпразднство ("перед праздником") – дни, когда церковные службы содержат песнопения на темы будущего праздника и являются своеобразной к нему подготовкой (все великие праздники имеют предпразднства по 1 дню, кроме Рождества Христова и Богоявления, из которых первый имеет 5, а последний 4 дня). Следующий этап – само празднество и, наконец, последний – попразднство ("после праздника").

Последний день попразднства, после которого его литургическое воспоминание прекращается до следующего года, называется называется "отданием праздника". Отдание знаменуется особо торжественным богослужением, во время которого исполняются все молитвы и песнопения, которые поются в самый праздник.

Отдания праздника были приняты при организации богослужения в IV в. и преимущественно для главных праздников: Пасхи, Пятидесятницы и Рождества Христова; в последующее время церковь, для большей торжественности, присоединила их и к другим великим праздникам.

Праздник Рождества Христова - самый торжественный из праздников неподвижного цикла, имеющий 6 дней попразднства. Отдание праздника Рождества Христова отмечается особым богослужением, более торжественным, чем службы предыдущих дней попразднства, иногда почти воспроизводящим службу первого дня этого праздника.

Слово пастыря. Проповедь на Отдание праздника Рождества Христова протоиерея Георгия Полякова 12 января 2012 г.

Протоиерей Георгий Поляков, настоятель храма Сретения Господня в Санкт-Петербурге

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня наша Русская Православная Церковь молитвенно совершает службу Отдания Рождества Христова. Все богослужение, песнопение, чтение, молитвы, священнодействия дышит неизреченной радостью Рождественского торжества. Отдание – это последний великий аккорд уходящему празднику.

После светлых дней Пасхи ни одно евангельское событие не празднуется церковью с такой духовной радостью, как Рождество Христово. Почти 2000 лет прошло со дня совершения «великой благочестия тайны», но искупленное Христом Спасителем человечество в основанной им на земле церкви не перестает в лице лучших своих представителей приносить Ему жертву хвалы и благодарения.

Рождество Христово

Так в чем же для нас, сегодняшних христиан, заключается смысл, непреходящее значение и реальная не умирающая сила Рождества Христова? Почему сказание евангелистов о Младенце, рожденного Бога в вертепе так волнует наши души и заставляет учащенно биться наши сердца? Своим отпадением от Бога человек воздвиг страшную пропасть, и сам не в силах был ее преодолеть. Всем криком и тоской своей падшей души он стал стремиться к возвращению в Отчий дом. Но ему оставалось только ждать и верить, что когда-нибудь настанет время примирения с Богом.

И вот, когда пришла полнота времени, послал Бог Своего Сына Единородного. Господь склонился к нам в Своей Божественной любви, и Слово стало плотью, Бог стал Человеком, и на темном горизонте человеческой истории зажглась утренняя заря. В одном лице Иисуса Христа неизменно и непреложно навсегда и вечно сочетались Божественное и человеческое естество.

С рождением Богомладенца Христа рухнула многовековая ветхозаветная преграда. Первородный грех спал, как шелуха, растаял, как туман. Человек получил долгожданную возможность воссоединиться с Богом. Ничтожная природа человеческая из того состояния, в какое она спала вследствие грехопадения, возвысилась над девятью ангельскими чинами, достигла высшей ступени Божественной природы, с которой ипостасно и соединилась, и человек, таким образом, обожился.

Поэтому Рождество Христово есть праздник нового второго творения жизни через влитие в нее Божественного света. «Помысли все это человек, и возвеселись духом, — говорят святые отцы. – Ты изгнан из рая, но ныне открываются тебе райские двери. Ты удален от Бога, но ныне Сам Господь Иисус сходит к тебе во плоти, чтобы ввести тебя в первое блаженство».

Но Господь является не во славе, не в громе и молнии, а в немощи, беспомощным и уязвимым, в образ новорожденного Ребенка. В Своем Рождестве Он отдается нашей любви, призывая нас ответить на Его беззащитность защищающей и соединяющей нас с Ним любовью. Он – Маленькое Дитя, способное погибнуть от любого ветерка, приходит к нам с главным вопросом: Могу ли Я родиться в тебе, в твоей душе, в твоем доме, в твоей семье, среди твоих близких? Могу ли Я прийти к тебе? Пустишь ли ты Меня к тебе? Вот в чем тайна Рождества.

Тогда, 2000 лет тому назад для Него оказались закрытыми все двери града Вифлеема. Никто не согласился дать приют Святому Семейству. Но места не нашлось не в домах, а в сердцах человеческих. Никто не принял Его рождение, все отвернутся и от Его смерти. Человечество отослало Его на далекий бесконечный путь страданий и лишений, отверженности и непонимания.
Но разве так было только тогда, во дни римского Императора Августа? Разве не происходит это из века в век? Этот Младенец сегодня опять с нами. И мы часто становимся похожими на людей, которые жили тогда, в Вифлееме. Сколько душ испуганно затворяют свои двери, когда Христос стучится в них. Одни боятся нарушить свой покой или стеснить себя. Другие погружены в заботы, а у иных давно угасла духовная жажда, молитвенное горение первых христиан. И такие люди становятся обычными, теплохладными обывателями, которые словами говорят о Христе и никого они не греют своими делами.

Есть и такие, что не прочь отвести Богу некоторое место в своей жизни, но чаще всего это место где-то на задворках его бытия. И поэтому становится понятной мысль святых отцов, которые говорили, что Христос мог тысячу раз рождаться в Вифлееме, но тебе нет в этом никакой пользы, если Он хотя бы раз не родится в твоей собственной душе.
И сегодня Христос ищет новые ясли для Своего рождения, ясли человеческого тепла, любви, понимания. Только в сердце, распахнутом покаянием и слезами, может засиять свет Рождества Христова. Нам нужно оставить всякую гордость и надменность нашего ума, оставить все распри, вражды, нестроения, избегая всякого унижения других, злословия и осуждения и поспешить к источнику света, радости, милосердия и всепрощения.

И когда в душах наших вдруг затеплится любовь, значит, рождается в ней Христос. И тогда эта любовь будет подвигать нас к умиранию за другого человека. И нам не надо бояться этой любви. Надо отдать себя ей всего без остатка. И тогда родившийся Богомладенец станет реальностью не только давно минувших лет истории, но и нашей сегодняшней жизни. Аминь.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Согласие на передачу  персональных данных

Защита от спама: