- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 93
- |
- Видео 15
- |
- Мероприятия 0
Арх.Софроний (Сахаров). Фрагмент из книги "Старец Силуан Афонский".
В наше время стало как-то само собой разумеющимся, что "добро должно быть с кулаками", что спорт, соревнования (т.е. соперничество, неизбежно влекущее за собой тщеславие, зависть и насилие в тех или иных формах) это нормальные явления, допустимые вообще и даже среди священников. Что конечно не хорошо бить в ответ, но если, мол, защищаешь кого, то можно и челюсть сломать поганому недругу, и т.д. и т.п. Говоря иначе, насилие рассматривается как нечто вполне допустимое в зависимости от обстоятельств. Соглашусь, что обстоятельства бывают разные, да только не стоит забывать, что самые эти обстоятельства не случайны, да и вести себя в них тоже можно по-разному. Главное не забывать: едва ли Христос хочет от вас именно насилия в тот или иной момент - прошу хорошенько и крепко призадуматься над этой фразой, в которой я несколько перефразировал старца Силуана.
Фрагмент ниже представляет собой небольшое рассуждение на поднятую тему. Хочу также заметить, что речь не идет ни о каком толстовстве в смысле прямолинейного "непротивления злу", не все так просто.
Каждодневный опыт убеждает нас, что даже люди, приемлющие душою
заповедь Христа о любви к врагам, – в жизни ее не осуществляют. Почему?
Прежде всего потому, что любить врагов без благодати мы не можем; но если
бы люди, понимая, что это превосходит их естественные силы, искали бы, как
говорит Старец, от Бога благодатной помощи, то, несомненно, получали бы
этот дар.
К сожалению, преобладает обратное явление, а именно: не только
неверующие, но и исповедующие себя христианами, боятся по отношению к
врагам действовать согласно заповеди Христа. Они полагают, что это выгодно
только врагам; что враги, которые чрез черную призму ненависти
представляются, обычно, не имеющими в себе ничего доброго, воспользуются
их «слабостью», и на любовь ответят тем, что или распнут, или бесстыдно
растопчут и поработят, и тогда восторжествует зло, олицетворением которого,
вообще, представляется враг.
Мысль о «слабости» христианства глубоко неправильна.
Святые обладают силою, достаточною для господствования над людьми, над
массами, но они идут обратным путем: они себя порабощают брату и чрез то
приобретают себе такую любовь, которая по самой сущности своей нетленна.
На этом пути они одерживают победу, которая пребудет во веки, тогда как
победа силою никогда не бывает прочна и по роду своему является не столько
славою, сколько позором человечества.
Старец и воплощение Бога-Слова, и всю земную жизнь Христа воспринимал
как любовь ко всему миру, хотя он и исполнен вражды на Бога. Также и Духа
Святого он познал в любви, которая явлением своим изгоняет всякую
ненависть, как свет прогоняет тьму; в любви, которая уподобляет человека
Христу в самых внутренних движениях души. Это и есть, по учению Старца,
истинная вера.
«Многие изучили все веры, но истинной веры, как должно, так и не познали;
но кто будет во смирении молиться Богу, чтобы просветил его, тому даст
Господь познать, как много Он любит человека».
Люди боятся броситься в тот огонь, который принес Господь на землю. Они
боятся сгореть в нем и «погубить» свою душу. Но те, кто не убоялся этой веры (
Лк.17:33; Ин.12:25), как видим на примере Старца, знают, что они обрели вечную
жизнь, и знают это до очевидности, и не требуется им другой свидетель, кроме
духа, свидетельствующего в них самих (1Ин.3:14, 5:10).
Многие годы жизнь Старца была молитвою за мир; и неведомым для нас
образом, благодать Божия извещала его, что доколе в мире есть такая любовь
и молитва, мир будет храним Богом, а когда совсем исчезнет с лица земли
любовь к врагам, тогда мир погибнет в огне всеобщего раздора.
Путь Старца есть путь святых, указанный Самим Христом, но мир в целом
не принял его.
Борясь со злом, проявляющимся и физически, люди прибегают к
физической силе. На этот путь становятся даже христиане. В Западной Церкви,
в средние века, физическая борьба со злом получила догматическое
оправдание, которое не отвергнуто ею и доныне.
Тогда это выливалось в формы «священной инквизиции», а ныне принимает
другие формы, которые, однако, по своей духовной сущности остаются
тождественным явлением. В истории Православной Церкви, и древней и новой,
вплоть до наших дней, также известны многие случаи склонения к идее
физической борьбы со злом, но, к счастью, то были срывы отдельных иерархов
или церковных групп. Сама же Церковь не только не освятила и не
догматизировала этих средств, но всегда выходила на путь следования
Распятому Христу, взявшему на Себя тяготу мира.
У Старца было глубокое и определенное сознание, что зло побеждается
только добром; что борьба силою приводит лишь к замене одного насилия
другим. Нам много раз пришлось беседовать с ним об этом предмете. Он
говорил: «В Евангелии ясно сказано... Когда самаряне не захотели принять
Христа, то Апостолы Иаков и Иоанн хотели свести огонь с неба, чтобы
истребить их, но Господь запретил и сказал: не знаете вы, какого вы духа... Я
пришел не погубить людей, а спасти (Лк.9:52–56). «И мы должны иметь только
эту мысль, – чтобы все спаслись».
Бог допустил нас видеть отчасти, как плакал Старец о том, чтобы не
лишился мир благодати Святого Духа, которую дано было ему познать. Он
томился глубоким «жалением» и «всем народам земли» просил у Бога
милосердия.
Так подлинная любовь к Богу выливается в подлинную любовь к человеку.
И потому постоянным утверждением Старца было, что «кто не любит врагов, в
том нет любви Божией».
«Жаление врагов», не презрительное жаление имел он в виду, а «жалость»
любящего сердца, – для него было показателем истинности пути Божьего.
Читать книгу целиком