Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Религиозная философия

Дитрих Бонхеффер

Скажу честно: у меня нет четко определенного мнения об этом мыслителе. С одной стороны он - протестант, что настораживает. С другой - он порой высказывал вещи не согласующиеся с протестантизмом как таковым, что лично мне позволило увидеть в нем, в протестантизме, явление несколько более сложное, чем принято думать. С третьей - Бонхеффера в принципе можно наверно назвать новомученником: он выступал против Гитлера, был назван в числе участников антигитлеровского заговора и после тюремного заключения повешен за месяц до окончания войны. С четвертой же стороны - он действительно был искренне верующим человеком, прочтите хотя бы небольшую его работу о псалмах. Наконец с пятой стороны (увы, нашлась и такая) - его незаконченная обширная работа "Этика" вызвала у меня стойкое недоумение и несколько серьезных вопросов (признаюсь, я не смог ее дочитать): скажу лишь, что исходя из этой работы можно предположить, что Бонхеффер за всю свою жизнь никогда и ничего не слышал о православии, вообще о восточной церкви, ее святых, ее апологетах, отцах, что, согласитесь, крайне удивляет и заставляет задуматься об истинной широте взглядов немецкого пастора, либо предположить, что по какой-либо причине он сознательно и целенаправленно умалчивает о православии... Так или иначе, но указанный пробел делает "Этику" Бонхеффера произведением несколько странным, надуманным и довольно выхолощенным, если не сказать - пустым и бессмысленным.

Дитрих Бонхёффер (нем. Dietrich Bonhoeffer; 4 февраля 1906, Бреслау, ныне Вроцлав — 9 апреля 1945, Флоссенбюрг, Бавария) — немецкий лютеранский пастор, теолог, участник антинацистского заговора и один из создателей Исповедующей церкви. Сын психиатра Карла Бонхёффера.
После окончания Второй мировой войны в Германии было издано шеститомное собрание сочинений Бонхёффера. Его теологические взгляды оказали большое влияние на пути развития христианского богословия XX века. Считал, что подлинное христианство требует преодоления разрыва между божественным, трансцендентным и земным, человеческим. Фигура Христа как богочеловека, по его мнению, воплощает в себе единство этих двух миров. Критиковал либеральную теологию, которая «предоставила миру право указывать Христу место в нём; в споре церкви и мира она пошла на полюбовное соглашение (на относительно мягких условиях), диктуемое миром», хотя и отмечал её сильную сторону — «она не пыталась обратить историю вспять, а приняла бой…, пусть и закончившийся поражением».

Серьёзные споры вызывает его концепция «безрелигиозного христианства» и вывод о том, что современный мир стал «совершеннолетним» (нем. die mimdige Welt) и более не нуждается в Боге. Бонхёффер полагал, что в этом мире христианин должен молиться и «жить для других», совершать добрые дела, проявляя в этом свою веру. Он считал, что сокровенный смысл библейских понятий может быть донесен до современного человека, если их интерпретировать нерелигиозно. По его мнению, «быть христианином не означает быть религиозным в определённом смысле… а означает быть человеком».

Протоиерей Александр Мень писал о Бонхёффере:

Когда Бонхёффер сидел в тюрьме, в нацистских условиях (он был привилегированным заключённым), он писал своим родным письма, и они составили целую книгу, которая произвела огромное впечатление на западный мир и на богословов в частности. Он говорил: я попал впервые в компанию людей, которые совершенно далеки от моей веры — там были коммунисты, там были вообще люди, чуждые ему. И он писал: «Я искал новый язык, новые слова, чтобы сказать им о главном — о евангельском, о вечном. Я тогда понял, что наш старый церковный язык годится только для нас, для узкого употребления, а для мира он недостаточен, мир вступил в другую культурную полосу». Бонхёффер считал, что мир стал совершеннолетним, и поэтому он может обходиться без священного. Я думаю, что он заблуждался. Потому что нельзя называть таким наш мир, который сходит с ума от политических мифов, — ведь он писал это во времена разгула гитлеризма, вскоре после сталинизма — ничего созревшего нет в нашем мире. Но всё-таки Бонхёффер был прав — в мире изменился культурный фон, язык надо искать другой.
Читать книгу "Следуя Христу".

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама: