- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 341
- |
- Видео 105
- |
- Мероприятия 1
Практика применения корнесловно-смыслового подхода в дошкольных образовательных учреждениях Борисогл
Практика применения корнесловно-смыслового подхода в дошкольных образовательных учреждениях Борисоглебского МР: сущностное воспитание дошкольников в слове. Щукина Светлана Ференцевна
« Все новости
Практика применения корнесловно-смыслового подхода в дошкольных образовательных учреждениях Борисоглебского МР: сущностное воспитание дошкольников в слове. Щукина Светлана Ференцевна 04.10.2018 00:41
Одним из нововведений ФГОС является создание единого образовательного пространства сад-школа. Как бы ни был отсрочен результат работы воспитателя, он, несомненно, влияет не только на общее развитие ребенка в ДОУ, но и в будущем - на обучение в школе.
По статистике наиболее очевидный пробел в знаниях выпускников,[1] - неумение определить корень слова и смысл текста (справляется один из трех). Совпадение не случайное! В чем причины? Недостаточное овладение метапредметным навыком смыслового чтения. Неумение выявлять ключевое слово текста и определить его корень, то есть в том числе и - суть ключевого слова текста осложняет осмысление сущности текста!
Слово «суть» состоит из двух древних корней су- и –ть: су- восходит к тому же корню-этимону, что и «сущность»; -ть тот же, что и в «истина»[2].
В настоящее время в нашей стране очевиден возрастающий интерес к постижению истинной сути слов - сущности, к их глубинным праязыковым корням и смыслам (проф. В.В.Колесов, док. фил. наук Д.Г.Демидов и др.). Однако методически выверенных способов работы с текстом в школе, саду посредством обращения к этимологии ключевых слов до недавнего прошлого не существовало.
Педагоги Борисоглебского района обратились к трудам педагога, ученого, лингвиста, автора-разработчика применения корнесловно-смыслового подхода (далее - КСП), к.п.н. В.В.Семенцова. Он пишет: «Главной преобразующей силой, воздействующей на учащихся в ходе их обучения и воспитания, является живое слово. Как источник сведений о смысле слово рассматривается учителем и предлагается к рассмотрению учащихся не столько в виде инструмента человеческого общения, сколько в виде субъекта – представителя духовного мира во внутреннем мире воспринимающего. Целью учителя является не низведение слова до уровня восприятия учащихся, а возвышение уровня восприятия учащихся, максимально возможно приближающее их к постижению истинного смысла слова».[3]
Особое место в творческих поисках и гражданских убеждениях В.В.Семенцова занимает научное наследие президента Российской академии наук адмирала А.С. Шишкова, издание работ которого подготовлено к печати и осуществлено его стараниями[4]. Изыскания В.В.Семенцова базируются также на трудах ученых-классиков О.Н.Трубачева, В.Н.Топорова, А.А.Потебни и др.. С 2013 года по настоящее время он оказывает большую наставническую и консультативную помощь педагогам нашего района в работе по применению КСП.
В.В.Семенцов обозначает главную образовательную цель - воспитать ребенка как языковую личность,«связанную узами кровного и духовного родства» со своими предками, с Отечеством. В монографии «Исцеление языковой личности», опубликованной редакционно-издательским отделом ГОУ ЯО ИРО,[5] В.В.Семенцов, вслед за К.Д.Ушинским, утверждает, что содержание учебной работы должно «сводиться не к усвоению суммы отвлеченных знаний и умений, а к осмыслению предназначения усваиваемых знаний и умений в процессе самосовершенствования».
В ФГОС указано, что педагогу школы необходимо «понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования». О.В.Скоролупова, член рабочей группы Минобрнауки России, одним из критериев отбора слов для развития словаря детей выделяет «значимость слова для решения воспитательных задач», а среди приемов работы по осмыслению слова называет «акцентирование внимания на словах, несущих основную смысловую нагрузку»[6].
В пособии Ф.А Сохина и О.С.Ушаковой, составленном с учетом исследований, проведенных в лаборатории развития речи Института развития дошкольного образования РАО, изложена теория усвоения языка в дошкольном детстве. Основным принципом разработанной в соответствии с ФГОС системы, как сообщают авторы, «является взаимосвязь задач, охватывающих разные стороны речевого развития. В словарной работе это усиление внимания к смысловой стороне слова». Авторы указывают, что возраст 4-5 лет – благоприятный «период ознакомления детей со словом – его смысловой стороной» и приводят примеры: «Почему грибы называют подберезовиками, подосиновиками, лисичками, мухомором? Почему шапку называют ушанкой, цветы – подснежниками? Дети учатся не только соотносить слова по смыслу, но и объяснять их»[7].
В детстве следует поддержать естественный исследовательский интерес ребенка к слову родного русского языка как объекту и субъекту познания. Ребенок может получить ответы на свои живые вопросы о происхождении слова и его смысле в системе работы творческого коллектива единомышленников – воспитателей и родителей. Момент открытия смысла может стать для ребенка со-бытием!
В поисках применения КСП как действенной практики нас поддерживают сотрудники кафедры дошкольного воспитания и образования ГАУ ДПО ЯО «ИРО» - зав.каф. к.п.н. Коточигова Е.В. и к.п.н. Захарова Т.Н., направляющая и по сей день наши устремления, методически сопровождающая наши шаги.
…Первые пробы внедрения КСП были осуществлены в отдельных средних школах Санкт-Петербурга, Ярославля, Иваново, Смоленска, Мурманска и других. В 2012 году в ГОУ ЯО ИРО г. Ярославля по инициативе советника ректора – Мокшеева В.А. и зав. каф. общей педагогики и психологии к.п.н. Назаровой И.Г. был организован двухдневный семинар «Корнесловные основы современного образования: от значений к смыслам». Издан сборник выступлений. В ГАУ ДПО ЯО ИРО в 2013, 2014, 2015, 2016 годах осуществлялись вебинары по теме славянорусского корнеслова и возможностях его использования в школах и дошкольных учреждениях.
В дошкольных учреждениях Санкт-Петербурга подход начали применять с 2011 года: в Центре раннего развития дошкольников «Васильки» Приморского района и тогда же - в ГБДОУ № 27 Невского района. Опыт «Васильков» и ГБДОУ № 27 представлен в публикациях. Так, например, в монографии «Светлая палитра» авторы, руководители ГБДОУ № 27, О.Д.Звягинцева и Н.А.Лодеева, сообщают, что после проведенного «методистом С.Ф.Щукиной мастер-класса в ДОУ родился проект, направленный на раскрытие педагогических возможностей славянорусского корнеслова, цель которого – внедрение в развивающую среду детского сада идей осмысленного подхода к “слову”», поскольку «для психического благополучия ребенка очень важно раннее формирование смыслового поля, слова которого впоследствии войдут в систему его базовых ценностей».[8]
В Борисоглебском районе подобная работа по существу началось с 2014 года. Подготовительным этапом стало изучение и анализ содержательного наполнения развивающей предметно-пространственной среды с учетом краеведческого компонента.[9] В анализе, представленном на районной конференции «Введение ФГОС в ДО. Дошкольное образование вчера, сегодня, завтра» отмечено, что «определяющим моментом в создании развивающей среды является педагогическая цель или идея, смысловая доминанта[10], которой руководствуется ДОУ в своей деятельности». При этом смысл «совершенствования развивающей предметно-пространственной среды мы видим в становлении каждого из воспитанников как языковой личности, поскольку пространственная среда словесна»[11].
В ноябре 2016 г. в пос. Борисоглебском на базе ЦСУОП, а в 2017 г. в г.Ростове на Межмуниципальном семинаре по реализации ФГОС («Эффективные практики») были представлены доклады из опыта первых шагов освоения смысла знакомых слов, «вхождения в слово» - применения КСП в дошкольных учреждениях Борисоглебского района.
В декабре 2017 года состоялся обучающий семинар «Продуктивные практики применения корнесловно-смыслового подхода в образовательных учреждениях Борисоглебского района в условиях реализации ФГОС» с участием представителей кафедры дошкольного образования и воспитания ГАУ ДПО ЯО ИРО и коллег из Углича и Ростова. Руководитель – директор МУ ДПО «ЦСУОП» пос.Борисоглебский, Клюкина Е.Ю.. В ходе подготовки семинара мы неоднократно обращались за консультативной помощью к доценту каф. дошкольного образования и воспитания Т.Н.Захаровой. Предложили всем садам района выполнить определенные задания по осмыслению сказки А.С.Пушкина о золотой рыбке и большинство организаций откликнулись на наше предложение. В завершении семинара Т.Н.Захарова предложила создать рабочую образовательную площадку, что и было вскоре осуществлено. Татьяна Николаевна разработала алгоритм осмысления текстов с применением КСП, которым теперь руководствуемся в работе.
Тема сущностного воспитания дошкольников в слове стала ведущей в работе образовательной площадки, созданной при МУ ДПО «ЦСУОП» (руководитель – Клюкина Е.Ю.): «Применение корнесловно-смыслового подхода в практике работы современного педагога», утвержденной в начале 2018 года. Площадка, в которую сегодня входят шесть образовательных учреждений Борисоглебского района, действует также и внутри межмуниципального сетевого сообщества с педагогами г.Ростова (Руководитель – ст. воспитатель Давыдова И.А.). Нами также установлено сотрудничество с лабораторией «Мир русской провинции» - г.Углич (руководитель – к.п.н. Резчикова Е.А.).
Определяя цель и задачи работы площадки по применению КСП с дошкольниками и школьниками, мы исходили из утверждения, что «человек - существо словесное, поскольку слово является сутью человека. Воспитание словесного существа - сущностное воспитание» (В.В.Семенцов).
Цель: создание системы работы по преемственности применения КСП в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, работы, направленной на создание условий для становления воспитанника и ученика как языковой личности.
Задачи:
- развивать и совершенствовать навыки образного мышления и живого глубокого осмысления слов отечественного языка воспитателями, воспитанниками и их родителями;
- осуществить субъектно-ориентированный подход к ребенку;
- содействовать восстановлению целостного мировоззрения учащихся, представлению о единых природных и культурных явлениях, их взаимосвязях посредством обращения к слову;
- содействовать развитию у воспитанника образного осмысления этимологических корней ключевых слов изучаемого текста с целью формирования умений не только абстрактно-логического, но и конкретно-образного творческого мышления;
- развивать эмоциональную и эстетическую отзывчивость дошкольника, охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
- совершенствовать умение воспитанников находить общий язык друг с другом и с представителями младшего (сестры, братья) и старшего поколения (учителями, воспитателями, родителями, и прародителями) с целью созидательного взаимодействия;
- прививать навыки исследовательской деятельности; осуществлять познавательное развитие ребенка - интерес к поиску смысла слова, потребность выявлять суть предложенного к осмыслению текста;
- обеспечить последовательную преемственность дошкольных, начальных, средних образовательных учреждениях в работе со смыслами текстов и корнями ключевых слов.
Предполагаемые результаты:
- развитие умения «зреть в корень» слова позволит не только обогатить речь ребенка, но и осуществить профилактику сквернословия;
- поможет обрести навык выявлятьсуть слова, текста, предмета, явления;
- позволит осуществить посильную краеведческую работу по топонимике – познакомить детей и их родителей с историей возникновения названий поселка, улиц и т.д.;
-обеспечит продвижение в едином образовательном пространстве воспитанников, воспитателей, родителей, людей старшего поколения.
Трудно переоценить значение существенного воспитания и в инклюзивном образовании. А если ребенок находится в двуязычной среде, или изучает в дошкольном детстве второй язык, можно выстроить систему занятий по выявлению в некоторых словах этих языков единых корней…
Приведем примеры методической работы по совершенствованию языковой восприимчивости детей, воспитателей и родителей, овладению элементарными навыками применения корнесловно-смыслового подхода в системе работы педагогов нашего района. Данной работе предшествовали выявление смысловой доминанты развивающей предметно-пространственной среды (2014), создание тематических краеведческих уголков (2014), изготовление книжек-самоделок (2015), презентации военно-патриотической работы (2015), публикации конспектов в районном итернет-журнале. А с учетом разъяснения ключевых слов каждого занятия - в течение года при поочередном освоении предметных областей: речевого развития (2014/15), социально-коммуникативного развития (2015/16), познавательного (2016/17), физического (2017/18), в настоящее время – эстетического (2018/19). В данной работе принимали участие все 14 ДОУ района, большинство из них представляли в течение каждого года открытые занятия.
Слово как образ и образец
Что такое текст? Мастер-класс для педагогов (и родителей), включающий выявление сути сходства следующих слов: текст ()произведения), ткань (текстиль), текстуры (древесина).[12]
Наблюдение детей в природе за растениями. Выявление сходства явлений языка, слова и природы (у растения - корни и т.д. Цветы, травы, деревья – что общее с языком, со словами? Корни в словах и у растений не всегда видны, в то же время смысл, заключенный в корне слова, подобен косточке, зернышку, которые способные прорасти, корень слова способен «прорасти» с новое слово»).
Путь от слова – к тексту. Совместное творчество ребенка и взрослого: выбор и развертывание личностно значимого слова в текст: к примеру, в текст развернули слово со своими воспитанниками и в ходе мастер-класса – с коллегами - воспитатели сада «Звездочка». (См. статью: Старкина В.Б.Лебедева О.А. Мастер-класс для педагогов «Мы книжки хорошие делаем сами». МБОУ «Звездочка» Борисоглебского МР.)
3. Создание тематических словариков возможно с различными целями. Для дошкольников – по их запросам: слова, значение которых не ясно. Это тематические словарики в соответствии с ключевыми словами темы дня, недели, месяца, слова художественного текста; словарики, полезные для коллег-воспитателей с разъяснением методических терминов. Словарики для родителей. Первый опыт составления перечисленных словариков есть в МБДОУ «Теремок». Н.Н.Руднова, педагог-дефектолог сада «Теремок» Борисоглебского района, в статье знакомит со словарем, который был составлен педагогами, детьми и родителями сада в результате «проживания» с детьми слова «Добро». С 2016 года в саду «Теремок» были открыты группы инклюзивного образования. В связи с этим появилась необходимость в проживании детьми таких слов, как «терпимость», «великодушие», «жертвенность»...
Путь от текста – к ключевым словам. Смыслы текста (авторский, читательский); поиск ключевых слов; свертывание текста в слово – об этом статья воспитателя МБДОУ «Колосок» Борисоглебского района Аладьиной Е.М.– комментарии к проведенному мастер-классу по рассказу А.С.Шишкова «Награжденное сострадание». Ключевые слова – милосердие, счастье, благо.
Шумилова М.А., Горбунова Е.В. - воспитатели МБДОУ «Колосок» Борисоглебского М.Р. представляют опыт педагогического пути:
текст – ключевое слово – текст – ключевое слово на примере осмысления рассказа А.С.Шишкова «Надо быть довольным всему тому, что дает нам природа»: выявление и объяснение ключевых слов довольство, терпение, желать, хотеть, с последующей работой с детьми и их родителями, включающей разнообразные виды деятельности, в том числе – создание собственного текста детьми и родителями и выделение в них ключевых слов. В представленном опыте – это ключевые личностно значимые слова благодарность, красота, свет, щедрость.
Текст и ключевое слово (восхождение к образу-образцу) в контексте культуры, искусства (интерпретации образца). Возможность самосовершенствования человека убедительно представлена в опыте Е.А.Фроловой и С.А.Бавыкиной - воспитателей дошкольной группы МОУ Ивановской СОШ Борисоглебского МР, им удается «заложить у дошкольников положительное отношения к порядку, как основному системообразующему понятию формирующейся личности». На примере восхождения от представления о внешнем, бытовому порядку – к упорядочиванию внутреннего мироустройства человека. Ключевое слово: порядок.
Интересно, что чем младше ребенок, тем очевиднее для него суть явления, предмета. Например, если на вопрос «Что главное в яблоке?» большинство старшеклассников отвечают: «Мякоть – она съедобная» или «Сок – он полезный», (так часто отвечают и взрослые: родители, воспитатели), то дети младшей и средней группы хором отвечают: «Косточка!». Помочь детям сохранить, а кому-то - обрести навык выявлять «несъедобный», но существенный смысл явления, текста, поступка – задача дошкольного образования. Полноценное восприятие детьми «мироустройства, мировоззрения, культуры и верования своего народа» предполагает систему образования, укорененную в отечественном языке и культуре. Цель образования мы видим, вслед за В.В.Семенцовым, в воспитании ученика как языковой личности, «связанной корнесловными узами родства с ликом предков и единоверцев»[13].
Литература:
В.В.Семенцов. Отечественный язык как основа воспитания и обучения. СПБ – Пушкин. Гуманитарий. 2007 г.
В.В.Семенцов Исцеление языковой личности. Редакционно-издательский отдел ГОУ ЯО ИРО. 2008.
О.Д.Звягинцев, Н.А.Лодеева. Светлая палитра. ДНВ в ДОУ и сотрудничество ОУ с семьей. СПБ 2012. Стр. 77.
Скоролупова О.А.Введение ФГОС дошкольного образования. Разработка образовательной программы ДОУ. М.. Скрипторий» 2014. Стр. 65
О.С.Ушакова, Е.М.Струнина Развитие речи детей 4-5 лет М4. Стр. 6.
А.С.Шишков. Огонь любви к Отечеству. М.Институт русской цивилизации. 2011.
В.В.Семенцов. Интернет-словарь ГЛАГОЛЪ pervobraz.ru/about
Д.Н.Усков «Уроки трудового обучения с использованием корнесловно-смыслового подхода». Интернет-урнал ЦСУОП «На ниве отечественного образования».
2014. http://imc-slovobraz.ru/news/news_post/praktika-primeneniya-korneslovno-smyslovogo-podkhoda-v-doshkolnykh-obrazovatelnykh-uc
О нас Словарь "Глаголъ" Василий Семенцов интернет справочник корнесловный происхождение смысл значение суть этимология корни слова
О нас Словарь "Глаголъ" Василий Семенцов интернет справочник корнесловный происхождение смысл значение суть этимология корни слова