Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Свт. Феофан Затворник

Предостережение от расколоучителей

Святитель Феофан Затворник
"...
Утешаюсь, слыша, что вы все чисты по вере и нет между вами ни одной души, зараженной кривотолкованиями раскольническими. Но блюдитесь, христиане православные, да не како, якоже змий Еву прельсти лукавством своим, тако истлеют и разумы ваши от простоты (2 Кор. 11, 3). Много лжи распускают раскольники, надеясь ею, как сетью лукавого, обольстить доверчивых. Смотрите, держитесь, как на страже. Слышу, что недалеко отсюда есть коноводы их. Так, сами ли они дойдут до вас, или вы стороною услышите речи их, – не верьте ничему. У них все ложь. Правая сторона у нас.

Говорят они, что у них старые уставы и порядки: ложь это говорят они. Не у них старые уставы и порядки, а у нас; у них же все новое. Что мы содержим, то содержим так, как принято из Царьграда, при равноапостольном князе Владимире. А что они содержат, то привнесено в книги лет за 100 или 150 до блаженного патриарха Никона и благочестивого царя и государя Алексея Михайловича. Все, что у них, суть ошибки и порчи книг. Когда стали править книги, неразумный Аввакум, да Никита Пустосвят и другие подобные, прилепились к этим порчам, сами веря и других уверяя, что они исстари были в книгах и что правильщики книг вводят новое. На самом же деле порча книг не была исстари, а была новина в книгах, и, когда их стали исправлять, не вводили новое, а изгоняли новое, – и возвращали, а не изгоняли старое. Раскольники, удержав при себе все ошибки и порчи, удержали новое, а не старое. И они суть истинные нововводители. Так их и считайте, и говорить им не позволяйте, что они старой веры. Они прямые нововеры и обманщики.

Говорят они, будто государь признал их веру правою и льготы им дал. Это говорят они ложь. Льгот им никаких не дается. Законы те же оставлены, какие и прежде были. А что им позволяют мирно жить, это не оттого, что государь признал их веру правою. И татарам, и жидам позволяется мирно жить. Неужели государь и их веру признает правою?! Государь всякой веры людям позволяет жить мирно, оттого, что никого не хочет приневоливать в свою веру, – ибо из-под неволи, что за вера? А раскольники криво толкуют милость государя императора, будто он их сторону признал правою. Закон так говорит: живи себе мирно, хоть ты и раскольник, но совращать и соблазнять никого не смей. Кто совратит православного в раскол, того сошлют на поселение. Остался бы разве этот закон в силе, если б государь признал их сторону правою?!

Еще говорят раскольники: теперь разрешено печатать наши книги... Стало быть, познали, что в них писана правда. Это говорят они про книги, написанные раскольниками, в коих раскол выхваляется и защищается. И в этом они криво толкуют дело. Печатать позволили эти книги не потому, что правду в них видят; а чтоб всем – и самим раскольникам – показать: смотрите, каким нелепостям вы верите. Вы слыхали, верно, что бывает при увещаниях раскольников. Ясно и ясно растолкуют им, что они в заблуждении, и доведут их до того, что им нечего более сказать. Тогда для успокоения своей совести и вместе, чтоб прикрыть стыд, что без причины упорничают, они говорят: «Есть у нас книги, где все ясно доказано, что мы правые». Так говорят, но говорят несправедливо; ибо в их книгах ничего не доказано, а писаны одни басни нелепые. Вот и напечатали теперь некоторые из их книг, чтоб можно было их обличать ихними же книгами. Дозволено сие затем, чтоб, когда скажет кто: есть у нас книги, где все доказано, – можно было ответить им: на – вот ваши книги. И тут все глупости писаны, а ничего не доказано. Именно для того одного и позволено напечатать; а они обращают это дело в свою пользу – будто печатанием их сторона признана правою. Это они криво толкуют. Будто все, что печатается, то истинно. Мало ли басен и сказок печатают?! Басня и напечатанная все же остается баснею. Так и раскольнические книги – и напечатанные – все остаются нелепостями.

Вот такие предосторожности имейте против раскольников. Всего, впрочем, чего опасаться от них должно, не перескажешь. А вы вот как делайте: когда услышите что от них и сами не можете обличить лжи раскольнической, идите тотчас к своим священникам, и расскажите им все, и спросите, как что обличить у раскольников и как на что отвечать. Они вам все разъяснят, и душу вашу успокоят, и вас подготовят к тому, чтоб отражать вы могли и сами кривотолки раскольнические. Так действуя, вы совершенно будете безопасны от какого-либо обмана и уловления вражеского..."

Из книги «О Православии с предостережениями от погрешений против него»
"17. Предостережение от расколоучителей"
27 июня, 1864 года, в с. Ландехе, Гороховского уезда.

Святитель Феофан Затворник:

"Давно искал я случая поговорить с лицами, чуждающимися св. Церкви – единой спасительницы нашей, чтоб видеть, как они о чем думают, и тем воспользоваться к вразумлению их. Вчера долго мы толковали. Жалости достойно их омраченное неверие и темное нехотение видеть силу спасения там, где заключил ее Господь. Послушайте, пожалейте об них и помолитесь, да вразумятся слепотствующие умом и умягчатся упорные сердцем. Они сами видят, что у них многого недостает такого, что составляет существенное условие спасения, – недостает священства и Таинств, без которых невозможно быть Церкви и совершиться спасению.

Говорят они, что Церковь там, где правые догматы хранятся. Это и вообще не верно, и в отношении к ним – еще более. Вообще не верно, потому что в Церкви не одни догматы содержатся, но есть еще и другие предметы, без которых она быть не может, именно: Господь, устроив чрез святых апостолов Церковь, заповедал, чтоб все члены ее, во-первых, содержали догматы, или здравое о всем учение; во-вторых, исполняли заповеди; в-третьих, принимали Таинства и, в-четвертых, подчинялись законному священству. Так, не один, а 4 пункта составляют существо Церкви и дело спасения. Что нужно содержать здравое учение и исполнять заповеди, это всякому само собою понятно. Где ложь да грех, какое там спасение. Но, чтоб исполнять заповеди и жить богоугодно, для сего необходима небесная благодать; благодать же даром не дается. Ее получить иначе нельзя, как чрез святые Таинства, – так уже определил Господь. А для совершения Таинств необходимо священство. Так, все 4 пункта необходимы. Здравое учение показывает, как должно жить. Кто начнет заботиться о том, чтоб жить свято и добродетельно, тот почувствует нужду в небесной помощи, или благодати, – и для получения оной должен прибегнуть к Таинствам. Совершит Таинство, поруководит в исполнении заповедей и преподаст здравое учение священство. Так что все дело спасения можно так выразить: содержи здравое, апостольское и святоотеческое учение и, принимая благодать чрез св. Таинства, живи по заповедям Господним, под руководством законных пастырей Церкви, – и спасешься. Кто все сие проходит, тот спасается. И в каком обществе все сие действуется, там устрояется спасение, то общество есть спасаемое и спасающее, – есть истинная Христова Церковь. А где нет хоть одного чего из тех четырех, там нет спасения, нет Церкви. У поморцев, да и у поповцев нет священства; нет священства – нет совершения Таинств; нет Таинств – нет благодати; нет благодати – нет спасения, нет и Церкви. Ибо те только спасаются, которые в Церкви; вне же Церкви, как вне ковчега Ноева, нет спасения.

Они сами видят, что у них недостает существенного, к делу спасения необходимого, именно: священства и Таинств; но успокаивают себя словами: «Мы содержим догматы древлеотеческие – авось, и с ними одними спасемся». Послушайте, что это у них за древлеотеческие догматы? Это – двуперстное сложение, двоение аллилуйи, хождение посолонь, не брить усов и бороды, имя Господа Спасителя говорить испорченно – Исус. Но просмотри ты всех св. отцов и поищи, есть ли хоть один, который бы почитал сии мелочные вещи догматами? Ни одного. Есть ли у них хоть намек какой-либо на то, что от сих вещей зависит спасение? Никакого! Отчего же их называют древлеотеческими? Оттого, что св. отцов не читали, а знают, что св. отцов слушать должно. Хоть и ничего не знают, но думают, что ссылкою на св. отцов себя оправдают и дело выиграют.

В Символе веры нам указано, как узнавать святую Церковь. Верую, говорит, во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь. Вот признаки Церкви истинной! Единость, святость, соборность и апостольность. Сличи-ка, есть ли у них все сии признаки? Ничего нет! Единости нет, ибо все разошлись в разные мысли и один с другим не сообщаются. Святости нет, ибо без благодати – какая святость? Только нечистота, да грех. Соборности нет, ибо они отступились от соборных правил и не послушали Собора патриархов, представлявшего вселенскую Церковь. Апостольства нет, ибо дальше Аввакума да Никиты Пустосвята и других подобных нейдут, и не только до апостолов, до наших святителей – Петра, Алексия, Ионы и Филиппа – их не доведешь. Они все и учения их вчера, можно сказать, родились. Вот, как у них нет признаков истинной Церкви, указанных в Символе веры, они и выдумали другие. Не говорят: где единая, святая, соборная и апостольская Церковь, там и истинная Церковь, – а что говорят? – где двуперстное сложение, да двоение аллилуйи, да испорченное имя Спасителя – Исус, – там и Церковь; и изменили истину на кривотолк.

Они говорят, что это у них древлеотеческие догматы. Какие это древлеотеческие? Они все новы, и древние отцы о них совсем не знали. Вот как дело было: тотчас по крещении наших праотцев при св. Равноапостольном князе Владимире приняты были священные книги от греков в славянском переводе; и когда были нужны кому, тот нанимал переписчиков, и они списывали их. Пока были у нас греки митрополитами, они, зная хорошо и греческий и славянский языки и строго смотря за переписчиками, тотчас исправляли, если замечали ошибки. Но когда греки перестали у нас быть митрополитами, русские, не зная греческого языка, не могли замечать ошибок. Так книги начали портиться. Это началось лет за 150 до патриарха Никона, и книги все более и более портились. Один опустил одно аллилуйя из трех, а другой не посмел дополнить его, – и стали писать аллилуйя дважды. Имя Господа: Иисус – писалось Ис, а произносилось все же Иисус. Не зная греческого языка, с которого взято сие слово, начали произносить – Исус, а потом и всеми буквами писать – Исус. Следовало спросить у греков, а они не спросили. Иному вздумалось, что лучше двумя перстами креститься, – он и внес это в книги. Так один одну внес в книгу ошибку, другой – другую; один одну прибавку сделал, другой – другую. Как писалось, так печатать потом стали. Хоть печатникам приказано было исправлять книги; но как они исправляли их по испорченным уже книгам, а больше по своему смышлению, то они еще более ошибок и прибавок наделали. Ко времени патриарха Никона этих ошибок и прибавок было так много, что и учение истинное стало повреждаться. Заметив сие, патриарх Никон вошел в совет со всеми патриархами, и все единодушно Собором велели исправлять книги не по своему смышлению и не по русским книгам, а по древним греческим, которых навезли тогда всех родов великое множество. Когда поправили сим порядком книги, тогда они все стали, как были от начала со времен Владимира Равноапостольного. Все новые прибавки и ошибки выброшены, и поставлено все, как следует быть, и как было вначале. Так патриарх Никон книги священные не поновил, а воротил на старое. Все же новизны отбросил. Вот эти новизны и остались у раскольников и составляют их древлеотеческие догматы, как они говорят. Вы же сами посудите, – какие это древлеотеческие? Древлеотеческие! – им всего будет, если от нас считать, лет 200 или 300. И это древние! Древние-то, как апостолы постановили, содержим мы, а у них все ново. И они не староверы, а нововеры. Так вы их и считайте. Они и сами видят это отчасти. А кто не видит, может увидеть. Возьми старописанные и старопечатные книги и сличи, – и увидишь, что мы совершенно правы, а они кругом виноваты.

О, блюдитеся, братие! Дело спасения – великое дело, первейшее дело. Что уж хуже, как душа погибнет. А у раскольников нет ей спасения. Ибо у них нет священства и Таинств. Одна часть раскольников убоялась сего и стала искать священства. Долго принимали беглых попов; а потом какого-то австрийские раскольники нашли себе и беглого архиерея – запрещенного. От них и наши позаимствовались, давши много денег. Думают они, что нашли себе истинное священство чрез этого архиерея, а оно не истинное. Все одно – беглый же. Хоть и архиерей он, но то же, что поп – перемазанец, – к тому же и под клятвою состоящий. Он был запрещен, стало, не имел благодати действующей; не имел благодати – не мог сообщать ее и другим. И хоть от себя наделал он многих архиереев и священников, но все это – одни имена без настоящей силы, лесть одна и скверноприбыточество.

Вот ослепление жалкое и пагубное! Потеряли раскольники истинную Церковь, – и блуждают. Враг ослепил очи их. Зачем было им искать так далеко? Пред глазами у них есть истинная св. Православная Церковь, а они не видят. Есть истинная Церковь, в которой все есть, – есть здравое учение и заповеди Господни, есть Таинства и священство. Слепой ощупью найдет ее; а они не видят. На! вот она святая Православная Церковь, – такая, которая силу имеет спасать послушных чад своих и возводить их к прославлению. Вот, смотри, в ней прославились святители – Тихон, Митрофан, Иннокентий и Димитрий Ростовский. А св. Димитрий еще спорил и обличал их, раскольников. Прославляя его мощи нетлением, Бог как бы говорит всем им: вот смотрите, он обличал вас, и Я прославляю его нетлением мощей, – именно за тем, чтоб вы видели глазами даже, что он говорил правду. Все сие, православные, и приводите себе чаще на память и тем веру свою утверждайте, а раскольников обличайте.

Вот благословенные христиане благоразумнее поступили. Зная, что без священства нет спасения и что истинное священство негде взять, как в истинной Христовой Церкви, они обратились к правой Церкви и испросили себе священников. Священники совершают У них св. Таинства, а заповеди и догматы и прежде были у них. Вот и стал у них небезнадежный образ спасения. Ибо они стали иметь все, что нужно для спасения. Так уже, если кто не хочет обращаться к Православной Церкви, – прими единоверчество, а не губи души вне всякого общения со святою Церковью. Только это я говорю раскольникам, – а кто в Церковь Православную ходит, тому в единоверческую не годится обращаться. Это значит назад пятиться, – чему не подобает быть.

Вы же, православные христиане, благословляйте Бога, что принадлежите к Церкви Божией, находитесь в ее спасительной ограде и всячески блюдитесь от всякого поползновения на раскол, который губит души! Вы окружены расколом: но мужайтеся. На вас все христиане смотрят; держитесь и покажите всем, что вы умеете стоять в борьбе за веру. Благослови вас, Господи! Аминь."

Из книги «О Православии с предостережениями от погрешений против него»
"23. Раскольники не могут исполнить условий спасения; а то, чем они хотели заменить недостающее, никакой силы и цены не имеет"
31 августа 1864 года, в селе Мстере, Вязниковского уезда.

22 октября 2016 в 19:42

Комментарий был удален.

Александр Аганезов, вы не поняли, о чём святитель Феофан Затворник сказал.

23 октября 2016 в 18:06

Слава Богу!У нас есть те наши защитники и покровители, которые открывают нам Истину и заботясь, как отцы, ограждают своими душеспасительными нравоучениями.Еще раз:СЛАВА БОГУ!Мужаемся, братья и сестры!

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем