Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат. Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Свт. Феофан Затворник

О единомыслии в Церкви

Святитель Феофан Затворник
"...
св. Церковь – столп и утверждение истины, в разные времена подвергавшаяся нападениям суемудрия, враждебного истине, и со славою отразившая их, – установила торжественно возвещать ныне о своих победах, осуждая врагов истины, обличая лживые их умствования и в то же время провозглашая святую истину и прославляя поборников ее, чтоб верные сыны ее знали, чего хочет она, и предохраняли себя таким образом от тех же или подобных заблуждений.

Слыша сие, прославим Господа, даровавшего торжество истине, чтоб она, как свет во тьме, светила во мраке заблуждений человеческих и указывала не ложный путь ищущим пути правого.

Господь блюдет: кто похитит?!
Но не забудем, что Господь блюдет не одною Своею сверхъестественною силою, а вместе так благоволил устроить св. Церковь, что она и была и пребудет способною навсегда сохранить сию истину, при Его руководстве.

В сем смысле наш долг в отношении к св. истине двоится:
что от Господа к хранению ея, то приемлем благодарно и послушно;
что от Церкви, к тому, как верные сыны ея, и мы должны и сознать свою обязанность, и оказывать посильное содействие, и это всякий – и большой и малый, и посвященный и непосвященный.

Вот мысль, которая не всеми признается и еще меньшим числом исполняется.
Я хочу приблизить к ней ваше убеждение.

В чем та сила к хранению истины, которую положил Господь в самой Церкви Своей?
В единомыслии.

Смотрите, как пошла истина христианская по земле.
Пришел Господь и научил св. апостолов;
потом Пресвятаго Духа на них ниспослал, Которым укрепляемы и просвещаемы они всюду разнесли единую небесную истину.

Как Един Господь и Един Дух, – то и учение всюду было едино.
Един Господь, говорит апостол, едина вера.
Почему едино тело и един дух, как и призваны все в едином уповании звания (Еф. 4, 4, 5).
Так единодушие, единоверие, единомыслие стало существенною чертою в христианстве, как бы исходным началом его жизни, – краеугольностию основания в его стоянии.

И св. апостолы так много дорожили им, что в своих наставлениях поминутно обращались к убеждениям в нем: и нет речи, нет послания, где бы не упоминалось о том.
То внушают они быть единодушными и единомудренными (Флп. 2, 2; 1 Пет. 3, 8), то убеждают подвизатися о преданней вере святым единою (Иуд. 3) тщащеся блюсти единение духа в союзе мира, то хвалят тех, кои истиною стоят во едином дусе, не колеблющеся ни о едином же от сопротивных (Флп. 1, 27, 28), то предостерегают от влаяния всяким ветром учения (Еф. 4, 14), то строго обличают за разделение, и именно – в учении (1 Кор. 1).

Сей дух единомыслия, внедренный св. апостолами в верующих, навсегда пребыл между ними и стал потом главным началом ведения христианского и пробным камнем для различия истины от лжи.
Кто искал истины, кто смущался ложью, кто требовал удостоверения, тому говорили: ступай в Иерусалим, в Антиохию, в Александрию, в Ефес, в Рим.
Там апостолами посеяна истина, – и как везде учат, так и веруй.
Или – истина в том и том: ибо так все везде учили и учат.
И это – все, везде, всегда – стало термином, характеризующим истину христианскую.

Как веровать и учить должно?
Так, как все везде и всегда веровали и учили.

Этим-то единомыслием от начала доселе поверялась истина христианская и обличалась ложь;
ибо оно не в книгах только изображалось, а было живо в умах и сердцах и составляло действительное всех настроение.
Почему, как только обнаруживалось где-либо, кем-либо разномыслие, оно тотчас было замечаемо всяким и всяким обличаемо и выставляемо на среду как дело, отступающее от общего порядка, – беззаконное.

Арий начал говорить: было время, когда не было Сына, разумея второе лице Пресв. Троицы.
Это тотчас привело всех в движение.
Один, другой, третий спрашивали: как не было? можно ли, чтоб не было? откуда эта новость?
Из Александрии движение сие перешло в другие епархии, там – по всей Церкви, и всюду ложь была обличена и утверждена истина единомудренным всех исповеданием.
То же было и с Несторием.
Проповедник, проповедавший под его руководством, употребил одно слово о Божией Матери: Христородица.
Это новое слово всех встревожило.
Как, говорят, Христородица?
Она Бога нам родила во плоти, и есть воистину Богородица, как и Елисавета еще в начале исповедала, говоря: откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне (Лк. 1, 43).
Так заговорил народ, клир, власти – и до царя.
И еретика обличили, несмотря ни на какие его хитрости.

Очевидно теперь вам, что сила к сохранению истины, лежащая в самой Церкви, – это есть живое единомыслие членов ее, то, когда истина живет в умах и сердцах всех и всеми обладает, когда, по апостолу, все тожде мудрствуют друг ко другу... (Рим. 15, 5), вси тожде глаголют и бывают утверждени в томже разумении и в тойже мысли (1 Кор. 1, 10).

На сию истину имел я намерение навесть мысль вашу не за тем, чтоб оправдывать на основании ее суд Церкви, который вы услышите, а за тем, чтоб приблизить к сознанию вашему лежащие на всяком христианине обязанности к сохранению истины.

Если часть хранения истины вверена самой Церкви, т.е. всем членам ее, – сила же к такому сохранению сокрыта в единомыслии, и единомыслии живом, то очевидно, что всякий, по мере способов и сил, должен войти в сие единомыслие и потом держать себя в нем, узнать эти всюду всеми всегда содержимые истины и хранить их.

Чтоб хранить истину, надо ее возыметь; чтоб иметь, надо ее узнать.
Таким образом всякий, ведущий христианскую истину, становится хранителем, блюстителем и защитником ее.
Чем более ведущих истину, тем сильнее защита ее, тем безопаснее сама она, – не сама в себе, а в среде людей.

Напротив, чем менее ведущих истину, тем менее оплотов против лжи, тем опаснее положение истины среди нас.
Ибо в этом случае, явись какое ложное учение, неведущий истины пропустит ее, потому что нечем ему распознать и обличить ее.
От него она перейдет к другому – неведущему, от другого – к третьему, и так далее.
Ложь войдет и вытеснит истину.
Прав ли тот, кто пропустил ее?! Никак.
Это будет то же, как если б воин, по небрежности не узнавши пароля, пропустил врага в стан.
В этом отношении, стало быть, всякий неведущий истины есть уже изменник ее, и изменник общества верующих, или св. Церкви.
Строго?
Но так есть..."

Из книги «О Православии с предостережениями от погрешений против него»
"15. Основа Православия в единомыслии; начало его – что всегда всеми и всюду было исповедуемо; крепость и стойкость – в ведении истины"
8 марта 1864 года в неделю Православия.

Для продолжения вступления в служение вам нужно зарегистрироваться. ×