Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Согласие трезвости имени св.пр. Иоанна Кронштадтского

Многие церковные деятели посвящали свои проповеди греху винопития

Многие церковные деятели посвящали свои проповеди греху винопития, выходили брошюры с душеполезными статьями, направленные на искоренение этого недуга. Церковная печать не молчала и призывала народ опомниться. Святой праведный Иоанн Кронштадтский посвятил борьбе с пьянством не одну свою проповедь. Он видел, как эта болезнь все больше и больше развивалась: «Пьянство крайне одолело им (народом. – А.К.), особенно приезжими крестьянами и морскими солдатами. Пройти нельзя шагу, чтобы не встретиться с пьяным во всякое время – в праздник и будни, утром, днем и вечером и даже ночью»[6]. Батюшка Иоанн в своих многочисленных проповедях, а также в замечательной книге «Моя жизнь во Христе» учил и наставлял о том, как следует обращаться с теми, кто привержен винопитию. По его мнению, их ни в коем случае нельзя укорять, нужно только молиться о вразумлении страждущих.
Московский митрополит Владимир (Богоявленский) многие свои проповеди посвятил этому недугу. «В ядовитых испарениях алкоголя отравляются все лучшие силы нашего народа. Не скрытно и не втихомолку действует эта зараза, но свободно и открыто совершает она свое разрушительное дело и похищает ежегодно гораздо более жертв, чем какая-нибудь повальная чума и холера. И, однако, как велико еще ослепление, равнодушие и бездеятельность в отношении этой опасности!» – замечал владыка[7]. Он предупреждал, что бороться с алкоголизмом очень трудно и сложно, что нужно собирать все лучшие силы нашего общества и направлять их на искоренение этой страшной болезни. Так полагал не один священномученик митрополит Владимир, но и многие другие архиереи Русской Церкви, которые деятельно участвовали во врачевании язв, вызываемых пороком пьянства. В речи владыки Арсения (Стадницкого) при открытии Всероссийского противоалкогольного съезда говорилось: «В соответствующей обстановке, которую дает Церковь, и под ее благодатным воздействием дающий обещания воздерживаться от пьянства укрепляется мало-помалу и наконец совершенно отстает от этого порока. Поступок ведет к привычке, привычка создает характер, а характер создает человека в полном христианском смысле этого слова»[8].

С горечью об этом губительном для народа пороке свидетельствовал митрополит Макарий (Невский): «О простом народе с сожалением должно сказать, что он спился и развратился. Он пропивает свое достояние, свои пожитки; он пьет с горя, пьет с радости; все сделки совершаются у него не иначе как с выпивкой»[9].

Конечно, не только высшая церковная власть призывала народ одуматься и перестать употреблять спиртные напитки. В периодике начала XX века можно увидеть статьи священников, посвященные пагубной болезни. «Если сложить вместе все имущество, которое пропивается на Руси, то образуются те миллионы, которыми свободно можно было бы прокормить всех голодающих»[10]. Пишется не только о миллионах, которые можно было бы потратить на более гуманные цели, но и о личном состоянии человека, которое он сам мог бы употребить на благие вещи. А ведь страдает не только материальная сторона жизни, но и духовная. Именно пастыри в первую очередь делают акцент на том, что, спиваясь, человек губит свою душу. «Если медик видит в алкоголиках больные организмы с больными органами, если экономист видит в алкоголиках своего рода экономических паралитиков, то пастырь не может не заметить, конечно, в них людей с убывающей, а подчас как бы с исчезающей народной душою»[11].

Делались попытки и определить причины этого страшного недуга. В чем же они виделись?

Будучи явлением сложным, зависящим от чрезвычайно разнообразных факторов, пьянство имеет разные причины в разные времена. В начале XX века обращалось внимание на то, что народ не умеет правильно распоряжаться тем временем, которое у него высвобождается от труда. И в храм теперь люди ходят все меньше, тем самым лишают себя возможности организовать свою жизнь так, чтобы просто не оставалось времени на пьянство. Так, после общей молитвы люди могли бы общаться за трапезой. «Многих из простого народа увлекает в питейные дома и трактиры безделье и неумение чем занять себя в воскресные и праздничные дни, поэтому в будни, когда он занят домашними делами и полевыми работами, пьянство затихает и возобновляется с новой силой с наступлением праздников»[12]. А вот как описан престольный праздник в одной деревне, в которой единственным местом отдыха был кабак: «На улице все пьяны: мужики, бабы, подростки. Одни еще с грехом пополам держатся на ногах, другие успокоились в грязи, третьих рвет, а над всем стоит пьяный гомон, покрываемый отборной руганью»[13]. Так вели себя люди на улице. В избах было не лучше: «Посреди пола храпит пьяный дед, а восьмилетняя внучка теребит его за ноги, приговаривая: “Теперь я тебя не боюсь”. В другой избе буйствует молодой мужик. Он избил мать, жену и отбивается теперь от полупьяных соседей, пришедших усмирять его. В третьей еще идет попойка»[14]. И это еще не самые страшные картинки «культурного выходного дня» простого крестьянства, которому, кроме как в кабак, и податься некуда.