Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Служение

Катехизация (воскресная школа для взрослых)

С чего начать воцерковление

Когда человек ищет возможности воцерковления, когда, будучи крещеным во младенчестве, осознает в какой-то период своей сознательной жизни необходимость общения с Богом, необходимость познания Истины, то он начинает искать путь к Богу, путь к Церкви.

Очень часто на этом своем пути он сталкивается с достаточно серьезными преградами и искушениями. И, порой кажется, что человек мог бы большую часть этих преград обойти и более благополучно прийти к результату, если бы имел перед собой какое-то руководство к действию, «инструкцию» с описанием шагов, ступеней, пройдя каждую из которых, он достигнет цели с наименьшими потерями. И если такая инструкция, такой рецепт воцерковления возможен, может быть стоит тогда его сформировать?

Хорошо, давайте попытаемся такую инструкцию, такой универсальный список, который может подойти практически каждому, составить. Хотелось бы сразу оговориться, что тот порядок, который мы с Вами сейчас составим, в реальной жизни, к сожалению, не всегда соблюдается.Все люди разные, у каждого свой путь к Богу, и этот путь каждый человек начинает с разным объемом и знаний, и опыта. Поэтому предложить некую универсальную схему воцерковления достаточно непросто.

Человек может начать свой путь в Церкви и с того шага, который в нашем списке будет и вторым, и третьим, и даже шестым. Дело в том, что каждый шаг совершается параллельно с другими, они дополняют друг друга и вне общего контекста будут неполноценными. Но раз мы с Вами положили задачей найти именно «идеальную инструкцию», универсальный образец, то, на мой взгляд, она будет выглядеть примерно следующим образом.

Самым первым делом, первым шагом для человека, решившего воцерковиться, должно стать знакомство со Священным Писанием. В Священном Писании есть Ветхий и Новый Заветы, и я бы советовал начать знакомство с прочтения именно Нового Завета. Ветхий Завет достаточно труден, его нелегко усвоить. Начав читать библию с Ветхого Завета, человек может так сказать «застрять» в нем, утомиться, устать от бесконечных фактов и перемены событий и в конечном итоге оставить чтение и тем самым не дойти до главного – Нового Завета. Об этом говорит многочисленный отрицательный опыт тех, кто начал самостоятельно читать Библию с Ветхого Завета. Лучше бы прочесть Ветхий Завет тогда, когда есть понимание того, кто есть Христос. После изучения Нового Завета Ветхий Завет будет понятнее и интереснее читаться.

Еще один момент, на который стоит обратить внимание новоуверовавшему, — лучше на этой первой ступени прочесть Новый Завет не в синодальном переводе, а в пересказе, с объяснениями, толкованиями, может быть, даже с иллюстрациями, чтобы чтение было не скучным, а занятным, интересным, на одном дыхании.

Достаточно хороший литературный текст Нового Завета помещен в книге Закон Божий — это распространенная книга, которую можно купить в каждом храме. Помимо этого есть еще много других авторов, которые интересно излагают события Евангельской истории. Это и «Евангельская история» Феофана Затворника, и протоиерей Павел Матвееский, и множество других авторов.

К сожалению, приходиться иногда наблюдать печальное явление, когда люди казалось бы уже достаточно воцерковлены, регулярно посещают воскресное богослужение, исповедаются, причащаются и тем не менее очень плохо знают евангельскую историю или полностью никогда не читали Нового Завета. В наше время у многих считающих себя православными дома даже и нет Библии, а иногда её путают с молитвословом и думают, что Библия – это сборник молитв. Такое отношение к изучению Священного Писания в среде «православных» очень печалит, особенно когда видишь, как хорошо знают Библию различные сектанты, а у нас эта существенная, я бы сказал, фундаментальная сторона духовной жизни остается в небрежении.

Почему так важно прочесть Священное Писание? Если человек решил приблизиться к Богу, захотел дать Богу место в своей жизни, он должен четко представлять себе, кто есть Христос. Как говорит апостол Павел: «Как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком даже не слыхали?» (Рим. 10:14). Поэтому как мы можем веровать, ходить на службы, молиться, исполнять заповеди Того Бога, о Котором мы особо-то ничего и не знаем?

Каждый человек имеет, конечно, определенные понятия о Христе, но часто эти знания бывают либо искажены, либо неполны. Даже само чтение Нового Завета способно приблизить человека к Богу. Я хотел бы Вам привести воспоминания нашего современника митрополита Сурожского Антония о том, какое действие на него оказало знакомство с Новым Заветом.

Когда будущему митрополиту было 14 лет, он жил с родителями во Франции. Однажды он услышал беседу о христианстве видного богослова, и вот какое впечатление о ней описывает сам владыка: «Он говорил о Христе, о Евангелии, о христианстве …, доводя до нашего сознания все сладкое, что можно найти в Евангелии, от чего как раз мы шарахнулись бы, и я шарахнулся: кротость, смирение, тихость – все рабские свойства, в которых нас упрекают, начиная с Ницше и дальше. Он меня привел в такое состояние, что я решил … ехать домой, обнаружить, есть ли у нас дома где-нибудь Евангелие, проверить и покончить с этим; мне даже на ум не приходило, что я не покончу с этим, потому что было совершенно очевидно, что он знает свое дело.

Евангелие у мамы оказалось, я заперся в своем углу, обнаружил, что Евангелий четыре, а раз так, то одно из них, конечно, должно быть короче других. И так как я ничего хорошего не ожидал ни от одного из четырех, я решил прочесть самое короткое. И тут я попался; я много раз после этого обнаруживал, до чего Бог хитер бывает, когда Он располагает Свои сети, чтобы поймать рыбу; потому что прочти я другое Евангелие, у меня были бы трудности; за каждым Евангелием есть какая-то культурная база. Марк же писал именно для таких молодых дикарей, как я – для римского молодняка. Этого я не знал – но Бог знал, и Марк знал, может быть, когда написал короче других. И вот я сел читать; и тут вы, может быть, поверите мне на слово, потому что этого не докажешь.

Я сидел, читал, и между началом первой и началом третьей главы Евангелия от Марка, которое я читал медленно, потому что язык был непривычный, я вдруг почувствовал, что по ту сторону стола, тут, стоит Христос. И это чувство было настолько разительное, что мне пришлось остановиться, перестать читать и посмотреть. Я смотрел долго; ничего не видел, не слышал, чувствами ничего не ощущал. Но даже когда я смотрел прямо перед собой на то место, где никого не было, у меня было яркое сознание, что тут несомненно стоит Христос.

Помню, я тогда откинулся и подумал: если Христос живой стоит тут – значит, это воскресший Христос; значит я достоверно знаю лично, в пределах моего личного, собственного опыта, что Христос воскрес и, значит, все, что о Нем говорится, – правда. Эта встреча определила всю последующую жизнь, не внешние ее события, а содержание: как только я 14-летним мальчиком прочел Евангелие, я почувствовал, что никакой иной задачи не может быть в жизни, кроме как поделиться с другими той преображающей жизнь радостью, которая открылась мне в познании Бога и Христа».

Вот видите, какой переворот в душе может породить чтение Священного Писания. Нельзя остаться равнодушным к тому, что говорит Господь в Евангелии, читая эту удивительную книгу, нельзя не полюбить Христа, не захотеть быть с Ним, иметь с Ним общение. Отсюда и рождается желание жить по Его воле, появляется решимость исполнять Его заповеди. С этого все начинается, потому что без веры и любви ко Христу все дальнейшие шаги будут бессмысленны. Это, по моему, самый верный и лучший шаг, с которого и следует начать свой путь в ограде Церкви.

Второй шаг — это молитва. Нужно учиться молиться. Здесь можно выделить два аспекта — молитва домашняя и молитва общественная, которая совершается в храме за богослужением. И они должны идти параллельно — нужно и в храм ходить на богослужение, и приучать себя молиться дома.

Нужно приобрести себе молитвослов. Часто здесь новоначальный сталкивается с трудностью. Это церковнославянский язык нашего богослужения и молитвословий. Самый простой и быстрый способ сделать этот язык более понятным для себя – это приобрести небольшой словарчик церковно-славянских слов. Достаточно запомнить десяток самых часто встречающихся слов, чтобы сделать церковно-славянский тексты доступными для понимания. Тем более, церковно-славянский язык очень похож на русский. Как правило, чем чаще мы берем в руки молитвенник, тем глубже и понятнее для нас становятся тексты молитв.

Если говорить об объеме молитвенного правила, то с самого начала можно установить себе это правило небольшое. Главное приучить себя молиться внимательно и не рассеиваться мыслями. Очень важно, чтобы это пусть и небольшое правило исполнялось бы ежедневно без всяких поблажек своей занятости и лености.

А если взять, например, молитвенное правило, которое рекомендовал преподобный Серафим Саровский?

У меня отношение к правилу Серафима Саровского такое. Мне кажется, оно не такое уж и простое, как кажется на первый взгляд. Мы часто забываем, что преп. Серафим Саровский говорил это правило творить трижды в день, а не дважды. И при этом, между ним произносить мысленно Иисусову молитву и «Пресвятая Богородице, спаси нас». А если мы исполняем его только вечером и утром, и таким образом сокращаем, то это уже не то правило, какое давал преподобный Серафим.

Поэтому я советовал бы новоначальным приучать себя к чтению утренних и вечерних молитв. Пусть не полностью, но читать именно их. Это очень древние молитвы, глубокие по содержанию. Их авторами являются великие святые, такие как Макарий Египетский, Иоанн Златоуст, Василий Великий. И надо как можно раньше приобщать себя к тому богатству молитвенному, которым обладает Церковь, с самых первых шагов не лишать себя этого истинного сокровища.

Постепенно, с течением времени, по прошествии, может быть, даже месяцев, нужно увеличивать по мере сил и возможностей это правило, вспоминая совет Феофана Затворника: не связывать правило количеством молитв, лучше выделить определенное количество времени на молитву и сколько успею за это время со вниманием без поспешности прочитать, столько и прочитаю. И увеличивать лучше не количество молитв, а время, посвящаемое молитвенному правилу.

Встаете вы утром, нужно бежать на работу, но точно знаете, что семь-десять минут уделить молитве можно без всякого опасения опоздать, и вот вставайте и читайте столько молитв, сколько можно прочесть за эти десять минут. Когда вы будете делать это постоянно, то язык молитв станет более понятным и легким, молитвы начнут запоминаться наизусть и молиться станет намного легче. Главное молиться со вниманием и без рассеянности. Только такую молитву Бог и слышит. А всякое «вычитывание» без внимания, как говорит свт. Феофан Затворник оскорбляет Бога, это все равно что подать Христу черствую корку хлеба.

В отношении церковной, соборной молитвы нужно начинать хотя бы с малого. Можно вспомнить слова Спасителя: «Верный в малом над многим будет поставлен». По заповеди Самого Бога, мы должны «шесть дней работать, седьмой же день посвящать Господу Богу твоему». Обязательными для присутствия за богослужением являются воскресные дни и также еще особые праздники, которых и не так уж много в течение года.

И так, «начиная с малого» можно в первое время стоять на службе не полностью: полчаса, час. Но этот период «заглядывания» на службы не должен затянуться надолго. У некоторых это длится всю жизнь и вообще является тем, что называется «сходили в церковь».

Если человек только и ограничится таким вот захождением в храм: заказали записки, поставили свечи и что здесь собственное еще делать то, вряд ли он будет двигаться по дороге к воцерковлению. Общественное богослужение потому и общественное, что в нем участвуют все. Здесь не предполагаются «зрители». А чтобы быть полноценным участником, нужно понимать смысл того, что происходит, знать последование службы. Бессмысленное выстаивание службы вряд ли принесет большие плоды.

Христианин должен обратить существенное внимание на эту сторону своей церковной жизни. Сейчас есть соответствующая литература, которая поможет сделать службу понятной, а посещение богослужения интересным и глубоко осмысленным.

И здесь мы переходим с Вами к третьему шагу, который тесно связан с предыдущим. Начиная посещать храм, богослужения, нужно приобщаться к Таинствам Церкви. Идущему по пути воцерковления обязательно нужно выбрать день для Причастия. К Причастию нужно начинать готовиться постепенно, и при этом четко себе представлять, что есть правила подготовки, обязательные к исполнению.

Некоторые люди, к сожалению, не знают об этих правилах, приходят причащаться не натощак, позавтракав, не отстояв полностью Литургию, (про то что еще и накануне дня причастия надо быть на вечернем богослужении я уж и вообще молчу) совершенно не осведомившись о том, как надо готовиться к этому Великому Таинству.

Вот совсем недавно крестился мужчина, и очень меня порадовал тем, что заранее подготовился к Крещению. Он прочитал книжечку о Таинстве Крещения, даже имел некоторые понятия о Символе веры, знал о том, что сам должен читать Символ веры при Крещении. И это очень хорошо, когда люди к таким важным моментам в жизни относятся серьезно.

К Исповеди также нужно готовиться заранее, нужно готовиться еще дома, а не в момент ожидания своей очереди перед аналоем. Нужно подумать: «Какие у меня есть грехи? В чем я должен покаяться?» Затруднения есть тогда, когда мы не видим своих грехов или забываем их, а порой кажется, что и грехов-то и нет, и сказать нечего, — в этом случае рекомендую обратиться к соответствующей литературе.

У нас есть общераспространенная брошюрка «В помощь кающемуся», есть книга Иоанна Крестьянкина «Опыт построения Исповеди». Во всех этих книгах помещается в основном перечень грехов, которые наиболее часто встречаются у всех людей. По этому списку нужно проверить свою совесть — что-то обязательно найдете по отношению к себе.

Если вы боитесь, что подойдя к исповеди и растерявшись, забудете все то, о чем хотели бы сказать, то можно заранее выписать грехи на листочек, и по этому листочку, с такой шпаргалкой, подсматривая или прочитывая с него записанные грехи, поисповедоваться.

Иногда можно встретить такое суждение, что вот такая практика записывать на бумагу согрешения и чтение с этого листа — не правильна. И новоначальным воцерковленные люди часто рекомендуют все-таки этого не делать. Насколько верно такое рассуждение?

Я, честно говоря, не слышал такого суждения среди людей. Ну что ж — каждому свое, кому как лучше, тот так и исповедуется. В этом моменте есть, конечно, другая крайность, когда исписанную такую бумажку суют батюшке в руку: «Батюшка, прочитайте». Батюшка прочитывает и все — исповедь закончена. Самому человеку ничего рассказывать не надо. Это можно наблюдать в некоторых храмах, но, мне кажется, это не совсем здоровое явление нашей церковной практики.

Сама исповедь ведь подразумевает словесное открытие грехов священнику. Ведь не даром в молитве, которая читается священником перед исповедью, есть такие слова, «Сам, как Благой и Незлобывый Владыка, сих рабов Твоих словом разрешитися благоволи». Что это значит? Это значит, что все, что эти люди произнесут словом, Ты, Господи, эти грехи разреши и прости. Поэтому бумажка — это лишь подспорье и подсказка. Бывает, люди настолько знают свои грехи, что им и не нужно никакой шпаргалки, эти грехи всегда перед глазами, и совесть о них постоянно напоминает.

Есть еще одна хорошая практика, к которой обращаются чаще всего люди уже более воцерковленные, которые исповедуются регулярно, а в интервале от Исповеди до Исповеди человек записывает совершенные грехи и делает это не накануне, а в течение всего этого промежутка времени. Что-то вспомнил — запиши, увидел в себе какой-то недостаток, который раньше не замечал, — запиши, пока не забыл, и бумага сохранит записанное до Исповеди.

Есть ли какие-то согрешения человека, которые он должен обязательно, не стесняясь, рассказать на первой исповеди?

Исповедь — это таинство, на котором прощаются все исповеданные грехи. Поэтому нужно пользоваться такой возможностью и рассказывать обо всем, что есть, и не делить на первостепенное и неважное, то, что рассказать сегодня, и то, что рассказать завтра. Это может быть даже профанацией исповеди — это что за покаяние такое, не полное, фрагментарное?

Но бывают такие моменты, когда человек не готов сразу рассказать что-то, на первой исповеди. Такой человек может рассуждать: «Вот я пока не расскажу, а расскажу, когда созрею до этого».

Такой подход, конечно, не правильный. В Таинстве исповеди ведь не только прощаются грехи — Господь и врачует наши немощи Своею Благодатью для того, чтобы мы эти грехи не повторяли. Иногда бывает так, что, идя на исповедь, человек думает: «Я поисповедаю, конечно, этот грех, но точно знаю, что буду его все равно совершать».

И вот здесь нужно дать место действию Божию, чтобы Господь помог человеку. Человек подходил на исповедь не с твердым намерением оставить грех, думал, что будет и дальше совершать исповеданный грех, а после исповеди Благодать Божия коснулась сердца и появляется решимость все-таки не совершать исповеданный грех, и сама душа заговорила иначе. Потом еще сам будет иногда удивляться — вроде же не было готовности, а вот она появилась, стало легче, Господь дал через Таинство сугубые силы для борьбы с грехом.

Покаяние – не только человеческое, это еще и Божественное действие, действие Божественное благодати. Потому что только Бог может освободить нас от наших грехов. С нашей стороны требуется желание и труд, а освобождение человека от страстей это дело посильное только Богу. Поэтому нужно дать Богу возможность вмешаться в нашу жизнь и что-то в ней изменить.

Только в Таинствах церкви мы можем получить эту врачующую Божественную благодать, поэтому и надо как можно чаще приступать к ним, ибо вне Таинств не может быть никакой христианской жизни.

С Таинствами Исповеди и Причастия тесно связана еще одна сторона воцерковления. Назовем ее четвертой ступенью. Нужно со временем найти себе духовного руководителя, наставника, который своими мудрыми советами и молитвой будет Вас вести по церковному поприщу. Может быть, такого священника Вы найдете не сразу и даже может и не в первые года своей воцерковленной жизни. Здесь нужно искать так, как невесту выбирают. Присмотреться, пообщаться, не кидаться за первым попавшимся. Дай Бог, чтобы это был человек великой совести, духовно трезвый и рассудительный.

Помимо этого, посещая храм, человек приобретает друзей, знакомых, через которых также происходит приобщение к Церкви. Это важный момент — влиться в церковную среду, чтобы и здесь найти своих собратьев, которые смогут быть подспорьем, смогут подсказать, помочь. Ведь некоторые вопросы, которые особенно касаются мелочей, например, церковного этикета, можно решить, спросив совет у более опытного прихожанина.

Следующий, пятый шаг — посещение воскресной школы для взрослых. Если есть при храме такая школа или проводятся занятия со священником, то нужно обязательно воспользоваться этой возможностью и записаться на эти курсы, походить, послушать. Даже и в маленьких, и в деревенских храмах батюшки находят время, чтобы организоваться при храме такую школу. Это тоже важный шаг воцерковления.

Шестой ступенью можно отметить паломнические поездки. В паломнической поездке человек общается в церковной среде, с верующими людьми, прикасается вживую к некоторым страничкам церковной истории, через это очень многое узнает. Молитвенно посещая монастыри и обители, где подвизались святые, приобретает новых молитвенников и небесных покровителей. Многие стороны церковной жизни открываются в таких поездках по-новому. Паломничества по святым местам дают новые силы и впечатления.

Еще один из самых важных шагов — приобщение к чтению.Очень трудно вести церковную жизнь, не читая церковной литературы. Если даже ребенок растет в верующей семье, но с возрастом не приобретает новых знаний, ничего не читая и не интересуясь, то есть опасность, что он, вступив в более взрослую жизнь, просто уйдет из Церкви, потому что его детская вера, основанная на прочтении в далеком детстве детской Библии, не сможет ответить на те взрослые вопросы, которые у него возникнут. Поэтому нужно читать. Читать соответственно возрасту и интересам. В наше время сейчас изобилие литературы. На любой вкус, что называется. Интересно тебе узнать об истории Церкви – пожалуйста. Интересуешься больше богословием – и здесь огромный выбор. Нравятся сказания о подвижниках благочестия – читай жития святых.

Новоначальному я бы посоветовал почитать, как уже говорил, прежде всего, Закон Божий, толкование на Евангелие, жития святых, чтобы примеры святых подвижников воодушевили к христианской жизни, чтобы помогли удержаться в церковной среде. И постепенно надо приобщать себя к святоотеческим творениям, сначала, может быть, к книгам современных отцов, потом уходя дальше и дальше в века, обращаясь к трудам более ранних подвижников. Все это целесообразнее постепенно сочетать с воцерковлением — малоцерковному человеку будет сложно читать святоотеческие серьезные творения, потому что те вопросы, которые в них поднимаются будут им просто малопонятны и неинтересны. Чтением нужно себя увлечь, заинтересовать. А потом переходить и к серьезной литературе.

А что это за серьезная литература?

Я имею в виду, конечно, святоотеческую литературу. Плохо, если наша домашняя библиотека вмещает в себя только «Закон Божий», да «Первые шаги в православном храме». Нужно постепенно приобщать себя к богатейшему святоотеческому наследию Церкви. Творения таких подвижников как Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов, Авва Дорофей, должны быть настольными книгами. Узнавайте у священников, у знакомых, какую книгу было бы полезно и интересно прочитать. При нашем храме также есть библиотека — можно прийти и посоветоваться.

Кроме книг в интернете есть огромный выбор аудиоматериала. Множество лекций, бесед. Посоветовал бы новоначальным прослушать некоторые записи лекций профессора Московской Духовной Академии Осипова Алексея Ильича. Очень рекомендовал бы послушать его лекцию под названием «Сущность христианства» в первом выпуске его аудиодисков. Все это вполне доступно в сети.

Батюшка, у меня есть еще такой вопрос: когда человек воцерковляется, на первых порах становится порой очень сложно всем его родным. Начинается особый период — когда начинается безудержная агитация, рожденная, безусловно, от самых искренних эмоциональных проявлений. Как может быть уследить за собой, чтобы не принести таким своим состоянием вреда окружающим, не оттолкнуть их от Православия?

У нас даже само слово «неофит» устойчиво ассоциируется с безудержным проповедованием всем и вся, навязыванием своей церковности и религиозности. Это, конечно, тоже большая ошибка, которой нужно избегать, но в то же самое время не впадать в другую крайность — стесняться перекреститься, бояться того, что будут о тебе говорить, слишком считаться с этими мнениями. Каждому приходится через это проходить, сталкиваться с тем, что окружающие начинают и пальцем показывать, и укорять, подсмеиваться, стараются уязвить. Это со многими случается, нужно это преодолеть и перетерпеть.

Не нужно также сразу всех наших домашних заставлять сразу стремиться к церковности, которая появилась у нас. Именно заставлять нельзя, но можно потихоньку приобщать, знакомить. Часто родители печалятся, что их дети в храм не ходят, о вере ничего не знают. Когда спрашиваешь, в каком возрасте они сами пришли в храм, то они говорят, что пришли сами в уже далеко немолодом возрасте, и было время, когда они тоже не веровали и жили так, как живут сейчас их дети. Это надо понимать — у каждого свое время даже для того, чтобы прийти к Богу. Не с такой настойчивостью навязывать свою церковность, чтобы возбудить в человеке отвращение или даже ненависть ко всякому слову о Боге.

Нужно поступать мудро. Вот, к примеру, тянет мать свою дочь в храм и каждый день твердит ей об этом, а у дочери скоро аллергия начнется от такой проповеди. Зачем же так делать? Не правильнее ли выбрать подходящие моменты, когда человек будет готов воспринимать. Например, случилась какая-то радость — сказать дочери: «Сходи в храм, поставь свечку, поблагодари Бога». И она, может быть, пойдет. Случилось какое-то горе – «Сходи на исповедь, причастись – Господь все и управит». В определенные моменты жизни с этой темой можно подойти к человеку, но нужно мудрое рассуждение о том, когда это лучше сделать.

Также не нужно думать, что вот я обратился, начал ходить в храм, значит, все остальные теперь хуже меня, а я выше других. Нужно учитывать и немощи своих домашних. Многое зависит и от того, какое положение занимает в семье верующий. Если это школьник, то он не может, например, всей семье приказать поститься. Он ест то, что готовит ему мама. Конечно, если мама пойдет навстречу и согласится готовить ему постную пищу — это будет хорошо. Но если мама на это не идет, пост сопровождается скандалами и постоянными неприятностями, тогда надо потерпеть и кушать то, что готовит мама, и поститься в ту меру, в которую получается. Отказаться, к примеру, от просмотра телевизора, от каких-то продуктов, от которых он и сам может отказаться без проблем. И такой пост будет более полезен и приятен Богу, чем тот, который сопровождается ссорами и взаимным отчуждением.

Батюшка, а могут ли эти обозначенные Вами семь шагов, ступеней, иметь какие-то принципиальное различие для людей разных возрастных групп? Или это все же универсальная «инструкция»?

Я думаю, это достаточно универсальный перечень шагов, подходящий для большинства. Бывает, конечно, — и чаще всего — человек начинает свое воцерковление не с чтения Священного писания, не с изучения Нового завета, а с Причастия или знакомства с верующими людьми. Предложенная мной схема наиболее удобна с моей точки зрения, она сделает более естественным путь человека к воцерковлению. Хотя воцерковление может начаться и с паломничества — если человек оказывается где-то в поездке с православными, он заходит в храм, смотрит уклад монастыря, ему становится интересно, возникает желание что-то почитать. Иногда воцерковление может начаться и с какой-то другой книги — не с Нового завета, а остальные шаги будут потом. Любой из этих шагов может быть первым — и чтение литературы, и посещение воскресной школы.

Заканчивая нашу беседу о воцерковлении, хотелось бы сказать об одном заблуждении, которой часто царит в головах наших соотечественников. Они говорят как бы так: «Причем тут Церковь, с Богом у меня свои личные отношения. С чего это взяли, что только в Церкви и через Церковь можно спастись. Нет! Воцерковление – это не моя тема». Я не буду в контексте нашей беседы сейчас полемизировать на эту тему. Я только приведу слова святых первых веков.

«Не должно у других искать истину, — говорит святой Ириней Лионский (II век), — ее легко заимствовать от Церкви, ибо в нее, как в богатую сокровищницу, Апостолы положили все, что принадлежит истине. Где Церковь, там и Дух Божий, там и всякая благодать»

Священномученик Киприан Карфагенский (III век): «Кто Церкви не слушает, тот не есть сын Церкви, а кому Церковь не мать, тому Бог не отец».

Блаженный Августин (IV век) говорит: «Спасается только тот, кто имеет главою Христа, а имеет главою Христа лишь тот, кто находится в Его теле, которое есть Церковь».

Важно понять, что христианство — это не просто нравственная религия, которая учит человека исключительно добру и добродетельной жизни. Христианство – это, прежде всего, жизнь, которая возможна только внутри Церкви, внутри единого церковного духовного организма, через участие в Таинствах, участие в богослужениях — только через это человек может приобщиться к Богу и стать наследником Небесного Его царства.

---
Служба «Елицы.Записки»: Заказать молебны и молитвы на всякую бытовую и духовную потребу к достопочитаемым Православным Святыням России и мира:
zapiski.elitsy.ru/special/ozdravii?partner=elitsyweb

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем

    СТИХИ И ПРОЗА

    Сообщество