Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Калининградская епархия.

В г. Черняховске прошли Михайловские чтения

23 ноября в г. Черняховске восьмой раз прошли областные Михайловские образовательные чтения. Утром приехавшие со всех концов области педагоги собрались под сводами Свято-Михайловского храма на молебен Архангелу Михаилу «перед началом доброго дела». Пленарное заседание в этом году проходило в районном Доме культуры. Здесь же разместилась и традиционная, столь любимая всеми выставка-ярмарка, где можно было не только приобрести сделанные детским руками шедевры, но и полакомиться домашней выпечкой.

Участников форума приветствовали: председатель отдела религиозного образования и катехизации Калининградской епархии Русской Православной Церкви протоиерей Сергий Коротких, глава администрации МО «Черняховский муниципальный район» Сергей Щепетильников, благочинный Восточного округа Калининградской епархии протоиерей Иосиф Ильницкий и руководитель центра духовно-нравственного и патриотического воспитания Калининградского областного института развития образования Афанасьева Светлана Юрьевна.

Отец Иосиф вручил награды победителям районного конкурса сочинений, проведенного ко Дню Архангела Михаила, и победителям выставки прикладного творчества.

Для отца Сергия Коротких чтения начались еще в автомобиле по дороге из Калининграда в Черняховск. А все дело в том, что ехал он вместе с артистами, которые в этом году стали главными героями чтений. Потому что главной темой Михайловских чтений стали возможности театрального искусства в сфере духовно-нравственного воспитания. Да и сами артисты обучаются по магистерской педагогической программе. В своем приветственном слове к участникам чтений отец Сергий так и сказал: «Театр может стать и становится элементом системы образования. Дай Бог, чтобы и артисты и режиссеры осознавали себя как те люди, которые воспитывают, которые выполняют воспитательную функцию, ставят для себя педагогические задачи».

Спор о том, совместимы ли понятия «театр» и «православие» ведется внутри православного сообщества на протяжении не одного десятка лет. Кто-то называет театр ступенькой на пути к обретению духовности, а от нее – к истинной Вере, кто-то – «лицедейством» и «мерзостью». Но вот такие слова сказал когда-то великий Гоголь: «Театр вовсе не безделица, не пустая вещь. Есть много в мире такого, что служит незримой ступенью к христианству. В том числе и театр, если будет он обращен к своему высшему предназначению».

К высшему назначению театра стремились и А.К.Толстой, и А.Н.Островский, и К.С.Станиславский, и А.П.Чехов, и Михаил Чехов и многие другие подвижники русского дореволюционного и послереволюционного театра. В советское время высоконравственные театральные традиции продолжились. Тем более что свою «систему» Станиславский, человек верующий, православный, оформил уже в советское время. Русский театр, вскормленный православной духовностью, и в советское время стремился тянуться к высшим ценностям, порой может быть и неосознанно.

Те из нас, кто прошел советскую школу, помнят о том, что в порядке вещей были уроки литературы, где произведения автора разыгрывалось по ролям. Дома перерывались все вещи, чтобы сделать подходящий костюм, чтобы потом почувствовать себя настоящим Чацким или Онегиным. После этого никогда уже не изгладится из памяти ни «Горе от ума», ни поэма Пушкина. А многочисленные конкурсы инсценированной песни? Помнится импровизированный костер на сцене, чтобы максимально было похоже на настоящий, одноклассники в гимнастерках поют: «С берез неслышен, невесом, слетает желтый лист…». И ты уже не школьник, а солдат, ухвативший мирную минутку среди тягот военной жизни.

Это отметила на пленарном заседании Светлана Афанасьева: «Театральное искусство и его средства всегда были в педагогике. Театр оказывал и оказывает влияние на мировоззрение. В разных формах театрализация существует и существовала в школе. И сегодня мы хотели обратить внимание на то, какие смыслы несет и может нести театр в духовно-нравственном воспитании и на то, каким образом это надо делать».

Театральному искусству в современном образовании был посвящен доклад игумена Серафима (Героева). Хотя докладом в привычном смысле речь настоятеля храма Новомучеников и исповедников Российских из Немана сложно было назвать. Скорее это рассказ об опыте уникальной работы по духовно-нравственному воспитанию, которая была проведена батюшкой и его соратниками.

Одно из направлений этой работы форум-театр, состоявшийся в рамках празднования 200-летия со дня рождения Лермонтова. Для его участников он останется ярчайшим, а может и лучшим воспоминанием школьной поры. То, что обычно в школе «проходят», чаще всего мимолетно, старшеклассники прожили, пропустили через себя. С ребятами говорили не в назидательной форме, а посредством живого действа. И действо это удивительно объединило людей разных поколений, оказывающихся в пространстве иного времени, «предлагаемых обстоятельствах», но деятельно решающих сегодняшние вопросы, важные для каждого человека. Этот опыт во многом может помочь педагогам в стоящей перед их учениками проблеме получения знаний.

В таком аспекте на чтениях и была предложена работа четырех секций. Две из них были спектаклями. Педагогам предложили стать зрителями. Ведь зритель переживает, размышляет, и организаторы чтений хотели на каждой секции услышать размышления педагогов. И в живом общении артисты смогли поделиться своими мыслями.

Калининградский камерный театр «Третий этаж» представил участникам чтений необыкновенную историю по «Козетте» Виктора Гюго. История о бедной девчушке Козетте с несчастной судьбой задевает до глубины души. Великолепно постановка и замечательная игра актеров заставляет сердце содрогаться от представления, сколько же в людях озлобленности, алчности и жадности. Эта история маленькой, но сильной духом девочки, не оставляет никого равнодушным, она призывает людей быть человечными, добрыми, благородными, не проходить мимо чужого горя, помогать несчастным и обездоленным. Присутствующие на секции учащиеся 10-11 классов 3-й школы, студенты Черняховского педагогического института и педагоги еще долго обсуждали увиденную историю, делились впечатлениями об увиденном.

Еще один спектакль показала режиссер и актриса Светлана Цыганчикова. Спектакль «Невозможное небо» поставлен по прозе Анастасии Цветаевой (младшей сестры Марины Цветаевой), поэзии Вениамина Блаженного и тексту жития православной подвижницы 18-19 веков Евфросинии Колюпановской. Действо развернулось в совершенной тишине и внимании зала. Обращенные к зрителю слова звучали проникновенно и искренне, побуждали к высоким чувствам и глубоким размышлениям. Такой театр, говорящий прекрасным русским языком о смысле человеческого бытия, особенно ценен в наше время, когда происходит трансформация смыслов и десакрализация самих основ жизни. Он помогает зрителю понять, что на Земле человеку дается на время, а что – навсегда, что «самые главные вещи на свете — это не вещи». А самое главное и самое важное в жизни – сберечь свое сердце, сохранить его способность к сочувствию и любви. А в этом настоящее назначение театра – не развлечение, а реальная возможность подняться над суетою сегодняшнего дня, понять мир, людей, себя и саму жизнь.

На двух других секциях опытом работы поделились руководители театральной студии из поселка Храброво и театральной студии «Солнечный сад» лицея №49 Калининграда.

«Солнечный сад» — это театр детей. В нем играют и ставят спектакли дети разного возраста, которых связывает единое дело. Так было и в работе секции – ее участниками тоже стали люди разного возраста – педагоги и школьники. Руководитель театра Игорь Александрович Киршин смог заставить взрослых немного побыть детьми. Были проиграны сюжеты из жизни преподобного Сергия Радонежского, хорошо известные всем даже по иконам — святой и медведь. То, что наиболее близко для восприятия в детском возрасте. Кто-то играл медведя, а кто-то того, к кому медведь пришел. Для взрослых поиграть – это побыть немного ребенком. А дети проживали ситуацию. Ведь то, что прочувствованно на себе — это прожито. То, что прожито, уже не забудется, и именно из этого они будут извлекать смысл жизни. И из этого извлечения смысла из личного опыта рождается понимание. Игорь Александрович убежден: «Если вы хотите чему-то ребенка научить, надо с ним в это поиграть. А уж как – зависит от вашего педагогического мастерства. Можно читать лекции про Сергия, а можно сыграть Сергия».

Во все времена человечеству было необходимо взглянуть на себя со стороны, чтобы понять проблемы, накапливающиеся в процессе жизни. Их невозможно разглядеть, находясь внутри самого потока жизни. Нам помогает зеркало, которым и является театральное искусство.

Пресс-служба Калининградской епархии

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем

    СТИХИ И ПРОЗА

    Сообщество

    Жития святых

    Сообщество