

- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 148
- |
- Видео 676
- |
- Мероприятия 0
Из истории возникновения клироса
"По свидетельству писателя I века, Филона иудея: "христиане во время бдений своих, все возстав, разделялись на два лика посреди храмины, мужи с мужами, жены с женами, и на обоих ликах был свой искусный запевала; потом они пели Богу песни, состоящие из разных стихов, то поодиночке, то попеременно, с различными припевами". То есть в первые века христианства, не было как таковых церковных певцов, а пело всё собрание верующих. Но хочется напомнить, что первые христиане еще имели и дар языков, то есть могли разговаривать на разных языках, специально этому не учившись. А также, что в первые века христианства происходит только становление новозаветного пения равно как и христианского Богослужения. Тогда еще не было того обилия песнопений, которое появилось на несколько веков позже. Миланский эдикт (313 г.) святого императора Константина Великого превратил христианство из религии гонимой в религию общедозволенную. А немного позже, при императоре Феодосии (379-395) она становится официальной и государственной. Именно в эту эпоху происходит усовершенствование богослужения и богослужебного пения, которое начинает принимать в это время всё более сложные формы. По-видимому, простому народу было уже не под силу стройно и благолепно исполнять некоторые части богослужения; поэтому в некоторых церквах, уже в начале установления чина литургии учреждаются отдельные певцы (псалты), обязанные выполнять богослужебное пение. Певцы стали поставляться в свое служение малым посвящением и особой молитвой. В отличие от поющего народа они представляли собой некую организацию со своим начальством и подчинением.
В IV веке начинают возникать певческие школы. При больших церквах составляются многочисленные певческие хоры. В Софийском храме Константинополя при императоре Юстиниане по штату было положено состоять 25 певцам, с которыми разделяли эту должность 100 отдельных чтецов. Достоверно неизвестно платилось ли в то время содержание певцам и в каком размере, но мне кажется, что слова "по штату" как раз указывают на то, что певцы содержались при Софийском храме, то есть получали содержание из церковной казны. Григорий Двоеслов — Папа Римский (590-604), чтобы обеспечить судьбу введенной им системы церковного пения, названного впоследствии григорианским, основал большую школу близ Рима (Schola Cantorum), которая являлась одновременно и хором, и учебным заведением. В ней обучались музыке и пению дети бедных родителей. Они получали здесь содержание из церковных сумм. Школа, устроенная Григорием, в свое время пользовалась большой известностью и по ее образцу были построены другие в меньших городах. Каноническое пение, введенное Григорием, несмотря на свою строгость и однозвучность, на отсутствие модуляций, было до такой степени трудно для изучения и исполнения, что самые трудолюбивые и способные ученики его школы, за десять лет едва усваивали правила этого пения. Хочу обратить Ваше внимание, что получали содержание из церковных сумм не за то, что пели, а за то, что обучались церковному пению на протяжении многих лет. Начиная с Крещения Руси в 988 г. постепенно развивается Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Однако о первом периоде истории русского богослужебного пения мы имеем очень скудные данные. В. М. Металлов пишет, что с "царицей" Анной (дочь византийского императора Романа II, ставшая супругой Великого Князя Владимира) прибыл в Киев целый штат греческих клириков и греческих певцов ("клирос"), который назывался "Царицыным хором". Далее мы не находим никаких данных о содержании певцов вплоть до основания хора Государевых певчих дьяков при Великом Князе Василии III (1505—1533), сыне Иоанна III (1462—1505). Положение государевых певчих дьяков было обеспеченным; они получали от царя жалование деньгами и натурой: продуктами, одеждою, материей. Государевы певчие дьяки, бывали переорганизовываемы, переименованы в течение последующих столетий и просуществовали как церковный хор Государей более 400 лет, вплоть до 1917-го года, когда при советской власти прекратилась их церковно-певческая деятельность. При учреждении патриаршества в 1589-м году был учрежден патриарший двор по образцу царского двора; подобно корпорации государевых певчих дьяков по её образцу была учреждена корпорация Патриарших дьяков и поддьяков, подчиненных не светской, а духовной власти — патриарху. Содержались патриаршие певчие дьяки за счет патриаршей казны и получали годовое жалованье, кроме того их жаловал и царь. Хор патриарших певчих дьяков просуществовал 328 лет, и лишь в 1917-м году он перестал существовать как церковный хор. В XVI-XVII веке церковному пению как обязательному общеобразовательному предмету учатся дети всех сословий "начиная с грамотного земледельца и восходя к первому боярину и самому царю". Такое обучение церковному пению, наравне с общей грамотой, уменьем читать и писать, причем чтение проходилось по богослужебным книгам, было необходимо, так как в богослужебном пении принимали участие и цари, и вообще многие "предстоящие и молящиеся", а группы певцов исполняли то, чего не могли исполнять "предстоящие и молящиеся". Как видим, певцы получали содержание (жалованье). Но во всех ли храмах? Какой был размер подобного жалованья? Остается неизвестным, история об этом замалчивает, поскольку даже сведения о самом церковном пении очень скудны. В конце XIX века положение регентов и певчих было тяжелым и зависело от старосты и настоятеля храма, от их общей и церковной культурности. Случалось, что малокультурный, но властный староста из богатых членов прихода в общем щедро заботился о храме своего прихода, жертвовал на его благолепие, но смотрел на «нанятого» им регента почти как на своего слугу, который обязан был равняться по его, старосты, вкусу. При этом подобные старосты не считались ни с чем. И если почему-либо такой староста бывал регентом недоволен, то он просто-напросто отказывал ему, не считаясь ни с положением самого регента, ни с нуждами или положением хора, и на место «прогнанного» регента договаривал нового, более ему подходящего. Для многих старост имели значение только доходы церкви. Далеко не все из них понимали, что хорошее пение привлекает молящихся, в особенности, если в других церквах города пение хорошо. Случалось, что прижимистый староста требовал от профессионального хора, чтобы он пел бесплатно, и отказал хору только потому, что певцы-профессионалы — церковные хористы — не могли на это согласиться. Бестактности некоторых старост и игнорирование ими прав певчих на вознаграждение привели даже к настоящим забастовкам церковных хоров, причем профессиональные хоры прекращали «работу» во время самого богослужения. Одна из таких забастовок церковного хора была вызвана тем, что церковный староста не хотел выплатить хору заслуженный хором гонорар и требовал, чтобы хор пел дополнительные службы без гонорара. Для обсуждения общественных вопросов в области церковного пения и улучшения правового и материального положения профессиональных церковных хоровых певцов, а также для урегулирования положения церковных регентов, их взаимоотношений со старостой прихода — «работодателем» и с хористами, — с наступлением XX века стали время от времени устраиваться в разных городах России съезды регентов и церковно-хоровых деятелей. С благотворительной целью возникали общества для помощи церковным хористам и союзы церковных хористов. Эти общества и союзы принимали меры к предотвращению и устранению злоупотреблений в отношении церковных хористов, особенно же в отношении мальчиков-певчих. Общества взаимопомощи церковных певчих стали оказывать помощь больным или оказавшимся почему-либо неработоспособными членам-певчим церковных хоров и находились в контакте с наблюдательным над церковными хорами Москвы комитетом. Какая она зарплата регента и хористов? Размеры гонорара, получаемого регентами небольших приходских хоров в разных местах России в начале XX века, позволяют до некоторой степени судить о положении регентов частных приходских хоров. Как масштаб можно взять жалованье учителя сельской школы; оно в рассматриваемое время выражалось в сумме 30 рублей в месяц при готовой квартире. В селе такой суммы было совершенно достаточно. Чтобы судить об этом, приведем здесь цены на продукты в селе в хлебородных губерниях. Так, пуд ржаной муки (приблизительно 20 килограммов) стоил 1 рубль; 10 яиц — 5-7 копеек и т. д. Конечно, в городах цены были выше. Но при готовой квартире на 30 рублей в месяц одному можно было вполне прожить; в большом городе это было уже трудновато. Что касается гонорара певчих, то он был очень различен. Певчие мальчики в частных хорах, не имевших для мальчиков-певчих общежитий, и которые рекрутировались из церковно-приходских или городских школ или не получали вовсе никакого гонорара за пение в хоре, или же получали весьма различный гонорар — от 50 копеек до 5 рублей в месяц. Средства для содержания хора собирались посредством тарелочного сбора в храме. Деньги передавались старосте, который вел им учет и периодически рассчитывался с регентом. Иногда церковный приход добавлял к сбору из других сумм приходского бюджета или же тарелочный сбор служил дополнением к определенному месячному гонорару хора; к гарантированному минимуму прибавлялась еще собранная за богослужением сумма. Сумма эта колебалась в зависимости от разных факторов: в праздники, а особенно в Великий Пост, сбор этот бывал больше, в обыкновенные воскресные дни — меньше. Немалое значение при этом имело и качество хора, и его репертуар — насколько он соответствовал вкусу щедрых жертвователей. Известный дополнительный доход для певчих, не поддающийся сколько-нибудь регулярному учету, доставляло некоторым хорам славленье у наиболее почетных прихожан в день Рождества Христова и Пасхи. Весь хор или части его посещали, иногда со священником, иногда и без него, дома некоторых прихожан, пели тропарь и кондак праздника и еще какое-нибудь песнопение, например какой-нибудь концерт, или вообще что-нибудь, любимое хозяином дома и подходящее к празднику. Заканчивалось такое славленье многолетием. Хозяин одаривал певчих деньгами, а в некоторых домах предлагалось еще небольшое угощение со своего стола. О тогдашнем положении певчих читайте также статью из журнала "Хоровое и регентское дело" (1909 год) «Доля певчих» . Но всё же для большей ясности давайте попробуем выяснить размер зарплаты в переводе на теперешние цены: ржаная мука в настоящее время стоит 5-10 гривен за килограмм, десяток яиц 7-12 гривен. Таким образом, если регент получал зарплату 30 гривен, а пуд (20 кг) ржаной муки стоил рубль (5 коп. за кг), то на свою зарплату он мог купить 600 кг муки и 428-600 десятков яиц. Если мы умножим настоящие цены на это количество, то получаем от 3000 до 7000 гривен (или от 375 до 875 долларов). Зарплата же певчих была, как видим, мизерной от 50 копеек до 5 рублей, то есть в переводе на наши цены 70-1200 гривен в месяц. На просторах Интернета довелось увидеть договор прихода с регентом от 1964 г. Зарплата регента в нем равняется 150 рублей. Для сравнения: медицинская сестра без стажа получала в то время 80 рублей, учитель средней школы 90-120 рублей, цены на мясо — 2 рубля, масло — 2, 5 рубля, хлеб — 0, 13-0, 28 рубля (за 400-500 г). В перерасчете на наши цены получаем приблизительно такой же размер зарплаты регента от 3000 до 5000 гривен. В комментарии к нему приводится зарплата певчего в размере 60 рублей (приблизительно 1200 — 2000 гривен). О теперешних размерах регентской зарплаты и зарплаты хористов вы можете узнать на различных форумах, это проблема в Интернете поднимается уже не первый раз. Мне лично известны зарплаты регентов от 500 до 3000 гривен. Слышала так же, что бывают варианты, когда регент получает оклад в размере 1000 гривен и дополнительно, как певчий за каждый выход. Хористам обычно платят 50-100 гривен за выход. В московских храмах ставка регента 1000—1500 рублей за выход считается небольшой. Хористам платят ставку от 500 до 800 рублей. Зарплаты очень разнятся в разных городах и приходах, и не всегда зависят от материальных возможностей прихода, очень часто от отношения настоятеля к пению в целом, и к хористам в частности. Предлагаю также ознакомиться с статьей Алёны Семёновой на эту же тему: «На клиросе пою как могу… поблагодарите меня за это, а не ругайте…». Относительно же самого термина зарплаты хочу опять процитировать О. Шведова: «То, что называется заработной платой в учреждениях, организациях и предприятиях, в религиозных учреждениях часто называлось жалованьем. Поскольку доходы религиозных учреждений имеют жертвенное происхождение, то никто не может претендовать на “собственную” долю от жертвы — она вся целиком принадлежит Богу. …Церковь может пожаловать милостью своего труженика и одарить его частью из того, что составляло жертву в её материальном виде. Приходскому Совету Храма во имя Преображения Господня приходилось отстаивать эту идею в реальном планировании затрат на оплату труда служащих Храма. Приходилось убеждать работников в том, что в Церкви никто никому не должен, никто не смеет просить “своего”, но должен довольствоваться той долей, которую Церковь может выделить для оплаты труда так, чтобы не страдало всякое иное внутрицерковное дело. Этот “утопизм” был мало понятен моим сотрудникам, и поэтому почти все требовали не “жалованья”, а “заработной платы”. Тот, кто требует заработанного, требует справедливого, тем самым заявляет о своем рабстве социальным условиям бытия, но не о рабстве Богу. В предлагаемой таблице Соотношения родов занятий штатного персонала в приходских учреждениях и доли участия в фонде оплаты труда О. Шведов определяет жалованье регента в размере 50% от жалованья настоятеля, а жалованье певчих на 12-15% меньше от жалованья регента. В любом случае, если для регента и для хористов работа в храме является основным местом работы, то заработная плата не должна быть меньше законодательно установленной минимальной заработной платы, которая в Украине, согласно Закона Украины Про Государственный бюджет Украины на 2013 год, составляет 1147 гривен или 6, 88 гривен за 1 час работы. Хотя, учитывая тот факт, что регент в Украинском классификаторе профессий относится к разряду специалистов, зарплата должна быть всё-таки выше, чем минимальная. Тем не менее, приходится констатировать тот факт, что в сельских приходах нередко даже настоятелю зарплата оплачивается на уровне минимальной. В таких случаях приходится оформлять регента на 0, 5 или 0, 75 ставки. В любом случае величина зарплаты всегда оценивается по двум параметрам — соотношение платы за труды и времени потраченного на этот труд. А если поем бесплатно? Я сама, до того как стала регентом пела бесплатно на протяжение четырех лет. В хоре, которым я управляла, все певцы тоже пели и поют бесплатно.
Без сомнения «трудящийся достоин пропитания» (Мф. 10, 10), но финансовое положение многих приходов (особенно сельских) таково, что очень часто едва ли хватает на минимальную зарплату священнику да еще двум-трем членам притча, которые работают почти без выходных. Мне известен случай, что один священник, которому приходилось кроме священнического служения еще и работать в местной школе (истопником или охранником), чтобы как-то прокормить семью, не выдержав такого финансового положения, вообще пренебрег священническим саном. Да, печальный факт, с одной стороны достойный осуждения, но, как говорится, что в самоубийстве виноват не только тот, кто наложил на себя руки, но и те, кто довели его до такого состояния. Поэтому, поди знай, как бы сам поступил, оказавшись в подобной ситуации. С одной стороны в настоящее время открывается всё больше и больше приходов Русской Православной Церкви, но с другой стороны, люди, подающие прошение Архиерею об открытии нового прихода порой совсем не думают о том, хватит ли у них денежных средств содержать приход, да и не каждый Архиерей, когда дает свое благословение на учреждение нового прихода, вникает в подобные вопросы. Здесь можно привести слова апостола Павла: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования. Но я не пользовался ничем таковым» (1 Кор. 9, 10). Но нужно не забывать, что апостол Павел был девственником, а не семейным человеком. Нужно сказать, что если приходится петь бесплатно, то это ни в коем случае не снимает ответственности за качество пения. Так как христианин любое дело должен делать со старанием, а тем более дело Божие каковым является пение в храме. И халатность, проявляемая в том, что пою как хочу и прихожу когда хочу (я не имею в виду случаи, когда человек действительно не может прийти, потому что не получается отпроситься с работы или по другим причинам), расценивается как личный грех каждого. В утешение для тех, кто поет бесплатно, хочется привести примеры из Афонского Патерика о небесной награде певчих за их труд. Таких примеров мы встречаем несколько: 1. В житии преподобного Иоанна Кукузеля (1 октября): «С той поры Иоанн остался спокоен, — выстроил себе келлию с церковию во имя Архангелов и, уединяясь там шесть дней, в воскресенье и другие праздники приходил в собор, становился в правый клирос и умилительно пел, в числе других певцов. Раз, таким образом, пропевши в субботу акафист, после бдения, он сел в форму, — так называются братския седалища, — напротив иконы Богоматери, пред которою читался акафист, и тонкий сон упокоил утомившияся его чувства. “Радуйся, Иоанн!”, — вдруг произнес кроткий голос. Иоанн смотрит… В сиянии небесного света стояла пред ним Богоматерь. — “Пой и не переставай петь, — продолжала она, — Я за это не оставлю тебя”. При этих словах, Богоматерь положила в руку Иоанна червонец и стала невидима. Потрясенный чувством невыразимой радости, Иоанн проснулся и видит, что действительно в правой его руке лежит червонец (златница). Слезы искренней признательности потекли из очей певца: он заплакал и благословил неизреченную милость и благословение к нему Царицы небесной. Червонец был привешен к Богоматерней иконе, пред которою пел Иоанн и удостоился явления небесного, и поразительные чудеса совершались от иконы и от самой златницы. С тех пор Иоанн усерднее прежнего начал проходить клиросное свое послушание». 2. Житие преподобного Григория, доместика великой церкви (1 октября): «В лавре святого Афанасия просиял также высоким своим житием и благоговейнейший певец и доместик, преподобный Григорий. Он особенно известен по следующему славному, чудесному событию, которому удостоился быть причастным. — Святейший вселенский патриарх Каллист I, во дни игуменства в лавре преподобнейшего Иакова Прикана, определил на литургиях Василия Великого, во время диптихов (на задостойнике), петь: “О Тебе радуется…”, но преемник его, святейший Филофей, отменил постановление своего предшественника, повелев петь: “Достойно есть”, как кратчайшее. От этого в церкви родилось некоторое недоумение. Раз, накануне Светов (Богоявления), Григорий александрийский повелел сему доместику Григорию петь: “О Тебе радуется”, — но державшиеся стороны Филофея противились сему: однако ж, Григорий александрийский настоял, и доместик пропел: “О Тебе радуется…” После бдения, совершавшегося на сей великий праздник, легкий сон, в несколько времени, смежил очи утомившегося певца Григория, и — о чудо! — он видит перед собою Владычицу мира, которая говорит ему: “Приими воздаяние за твое пение, доместиче! — много благодарю тебя за твою песнь в честь Мою”. Сказав это, Она дала ему златницу, которая тогда же была повешена на святой иконе Богородицы, в сей святой лавре. С этого времени (XIV век), Церковь определила — на литургиях Василия Великого и на навечериях петь: “О Тебе радуется”». 3. И в житии преподобного Афанасия (июль): «Был некто Матфей. Раз, во время утрени, вдруг открылись очи души его, и он видит, что в церковь вошла некая жена, облеченная небесною славою и честию, с двумя в белых, как свет, одеждах юношами, из которых один держал горящую свечу и освещал ей путь, идя пред нею как раб, а другой следовал за нею, и оба относились к ней с великим благоговением. Когда эти необыкновенные посетители стали осматривать всех присутствующих в церкви, чудная та жена, разделяла всей братии дары: — тем, которые были на клиросах, она давала каждому по золотой монете, стоящим внутри храма — по 12-ти серебряных монет, а находившимся в притворе — по 6-ти серебренников всякому; некоторым же из братий дала даже по 6-ти золотых монет. Сам же благоговейный Матфей получил лишь 6 серебряных монет, ибо и он стоял в притворе. Лишь только кончилось это видение, он тотчас пошел на клирос, возвестил о нем отцу своему и просил у него позволения поместиться в лике поющих. Преподобный (Афанасий) признал это видение истинным, объяснив притом, что получившие по 6-ти милиарисиев благоговейнее прочих, и за то, по святым и богатым своим помыслам, которыми занимались во время службы, они получили и богатое вознаграждение. А что касается до того, что благоговейный и добродетельный Матфей получил дар наравне с нерадивыми, то это сделано с целию, чтобы он, получив награжение высшее, не возгордился и не вознерадел, но, приняв маленький дар, пребывал в смиренномудрии и старался еще более возрастать в добродетелях». Вот в принципе и всё. Статья получилась обширная, благодарю за проявленное внимание. Выводы каждый может сделать свои, а я приведу здесь, сделанные мной: Если бы положение хористов было таким как левитов в ветхозаветной Церкви, и хористы были заняты только пением во время богослужения да подготовкой к богослужению, и могли бы себе позволить жить только за счет жалованья получаемого от прихода, то наши бы храмы украсились бы дивным ангельским пением, а регенты бы не терзали себя вопросами когда успеть выучить что-то новое (круг изменяемых песнопений довольно велик и очень часто на спевках перед очередной службой приходится просто хотя бы раз пройти то, что пели в прошлом году, потому что учить, так как это должно, просто некогда). Но об этом можем только помечтать. Реалии жизни другие. Поэтому… Если вы человек, далекий от Церкви, то какое вам дело до зарплаты священника и прочих людей, служащих в храме — не с ваших денег они её получают, еще и налоги платят. Поэтому нечего осуждать. Лучше тогда уже осуждать депутатов — они ведь зарплату получаются за счет налогов, которые платит каждый. Если вы человек православный, являющийся прихожанином храма, то прежде чем осуждать священника или певчих, подумайте платите ли вы десятину на содержание прихода? О десятине подробнее можете прочитать здесь. Если вы настоятель храма, то подумайте: «В самом ли деле у вас нет финансовых возможностей содержать хор или повысить зарплату хористам? Или возможности есть, но приоритеты другие — ремонт, роспись… Всё же хорошо пропеть службу может и трио хористов, и их содержание обойдется не так уж дорого. Соизмеряйте получаемую хористами зарплату с ценами, а не только с прочими зарплатами (ведь они сейчас в основном у всех близки к минимальной и не для кого не секрет, что законодательно установленный прожиточный минимум далек от фактического прожиточного минимума. Для тех кто незнаком с потребительской корзиной предлагаю ознакомиться)». Если вы регент, то отстаиваете перед своим настоятелем права ваших хористов. Если нет возможности ежемесячно платить зарплату и хор поет бесплатно, то попросите у настоятеля вознаграждения для ваших певцов хотя бы по-поводу Пасхи (или Пасхи и престольного праздника). Если вы хористы, то помните, что ответственность на вас лежит большая в любом случае, и если вам она не под силу, лучше честно отказаться. Если вы получаете плату за свой труд, то благодарите Бога, и не забывайте платить десятину."
