- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 58
- |
- Видео 15
- |
- Мероприятия 0
О минимальном наборе правил благочестивого поведения в монастыре – что желательно помнить паломнику
Ладога освободилась ото льда, и совсем скоро по ее тихим водам на Валаам устремились тысячи людей. Гости обители – это не только паломники, но и те, для кого древний Спасо-Преображенский монастырь представляет культурно-исторический интерес.
Среди ступающих на валаамскую пристань и воцерковленный люд, и те, кто был в детстве крещен, но, ощущая себя православным, остается далеким от приходской жизни, и верующих людей разных конфессий, и атеисты…Пустынный, продуваемый осенью и зимой жестокими ладожскими ветрами, летом остров наполняется движением, красками, гомоном многолюдья.
По законам христианского странноприимства и простого человеческого гостеприимства, в обители привечают каждого входящего. Но гостям, следует помнить о том, что любой монастырь – это обитель сосредоточения и молчания, о стены которой разбивается мирская суета, место трудов и молитвенных подвигов. А еще это и родной дом большой семьи – монастырской братии. Перед нами, приплывающими на остров, входящими в Святые ворота, стремящимися припасть к святыням и осматривающими храмы и скиты, – перед всеми нами добросердечно и радушно открывают двери в свой дом.
И как в каждом доме есть традиции, устои и правила, которые вежливый человек, приходящий в гости, старается соблюдать, так и в монастыре есть внутренний устав и определенные правила, исполнение которых ожидается от тех, кто на час или на день, а то и на больший срок попадает сюда. Монастырь – это место, где славится имя Божие, а монашеская жизнь имеет целью молитвенную сосредоточенность, и потому здесь вести себя подобает соответствующим образом, имея уважение и не позволяя себе небрежного, непочтительного отношения к братии и труженикам обители.
Но даже искреннее почтение к монастырю и монашествующим не всегда может уберечь нас от ошибок. Те, кто общался с иностранцами, иногда замечают за ними странные, а иногда и просто вопиющие, кажущиеся нам совершенно недопустимыми вещи. Встречаешь отзывы и о наших туристах как о людях, не умеющих себя вести в дальних странах, и понимаешь справедливость некоторых упреков. Неужели все мы такие злостно-невоспитанные? Скорее, дело в другом – просто в незнании этикета, соответствующего именно этому месту, именно этой ситуации. Следуя правилам, простым и очевидным, человек, даже не осознавая того, чувствует облегчение: никого не задел, ничего не нарушил – и на сердце тепло и радостно. Святые отцы учат нас, что ни одно доброе дело не обходится без искушений. А паломничество или даже ознакомительная, туристическая поездка в монастырь – дело доброе и спасительное для души. Благочестивое поведение в обители – это победа над своим невежеством или легкомыслием. Не до́лжно намеренно искать скорбей и искушений, и в наших силах предупредить большинство проблем, которые могут возникнуть во время пребывания в обители.
Сегодня хотелось бы рассказать о том необходимом минимальном наборе правил благочестивого поведения, которые помогут гостям Валаамского Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря при его посещении. Просим вас, братья и сестры, внимательно прочитать их и со всем вниманием придерживаться, и это поможет избежать неловких ситуаций и сохранить во время поездки мир душевный.
Монастырская пристань – уже территория монастыря. Островное положение предопределило географию обители: центральная усадьба с главным собором и ближние и дальние скиты, разбросанные по всему Валаамскому архипелагу. Спустившись по трапу, мы уже делаем первый шаг на монастырскую землю.
Архимандрит Маркелл (Павук) рассказывает: «В древности во всех монастырях при входе стоял монах, который нес послушание вратаря (не надо путать с вратарем во время футбольной игры). Он стоял в монастырских воротах, давал всем входящим и выходящим из монастыря целовать крест и окроплял святой водой. Сейчас подобная традиция сохраняется лишь в монастыре преподобного Герасима Иорданского в Иудейской пустыне. В Печерском монастыре в древности на этом особо прославился преподобный Лонгин, живший на рубеже XIII–XIV веков. Исполняя данное послушание, еще при жизни он стяжал славу прозорливого. Всем входящим в обитель он не только давал благословение, но и мог указать на их самые потаенные и тяжкие грехи, так как был отличным знатоком человеческих душ и мог безошибочно прозревать в любом человеке все его достоинства и слабости. Сейчас, из-за большого количества паломников, сложно представить себе монаха, подающего благословение на входе каждому, да еще и с духовным наставлением». Мы же должны осознавать, что, приближаемся к святыне и светочу Православия.
Но еще собираясь в путь, должны помнить о том, что при посещении монастыря следует соблюдать определенные правила в одежде. Монахи в монастыре обычно ходят в черном подряснике и рясе, иногда еще в клобуке и мантии, свидетельствуя тем самым о своем отречении от мира и всех его соблазнов.
Мирскому, светскому человеку также нужно стараться одеваться прилично и скромно.
Женщинам следует быть не в брюках, а в длинной юбке, чтобы не обнажать ноги. Также желательно не оголять руки и шею. На голову женщины надевают платок. Не позволительно употребление косметики, которая оставляет следы на священных предметах при лобзании их, а также сильно пахнущих ароматических средств. Мужчинам неприлично посещать монастырь в спортивной одежде и одежде с короткими рукавами, а также в шортах.
И вот, наконец, поднимаемся по лестнице, ведущей от пристани вверх, к стенам внешнего каре. На вопрос, как вести себя при входе в монастырь, архимандрит Маркелл отвечает: «Не только при входе в монастырь, но и подходя к храму, православные люди троекратно совершают крестное знамение и поясной поклон. Также и перед прикладыванием к иконам, мощам, стоя на молитве, нужно стараться делать поясные или даже земные поклоны. Они к тому же помогают лучше сосредоточиться на молитве».
Крестное знамение должно совершаться благоговейно. Крестясь, человек изображает на себе символ Христовых страданий за грехи человеческие, поэтому делать это следует с величайшим благоговением и вниманием. Заходя в храм, мужчины снимают головной убор. Все чаще глаза отмечают темные одежды насельников обители.
Как правильно здороваться в монастыре?
Важно помнить, что монастырь – место молитвенного сосредоточениях, и, как бы радушно нас ни принимали, мы, гости не должны требовать к себе бо́льшего внимания, чем это требуется, и потому достаточно будет вежливого поклона при близкой встрече с монахами, проходящими мимо нас.
Когда же христианин подходит к священнику-иеромонаху в храме, как правило, берет благословение, крестообразно складывая ладони. Это одновременно и форма приветствия, и своеобразный знак, что ты этому пастырю доверяешь и готов смиряться и исполнять возложенные им на тебя послушания. Священник осенит вас крестным знамением. Благословляя, священник складывает пальцы так, что они изображают греческие буквы IС ХС, что означает «Иисус Христос». Получив благословение, следует поцеловать руку священника, как невидимую руку самого Господа Иисуса Христа. После этого можно задать вопрос.
Если священник торопится, а ваш вопрос безотлагательный, постарайтесь сформулировать его кратко, без лишних подробностей. Если хотите поговорить со священником или исповедаться, то спросите, когда он сможет это сделать. Узнайте, когда Вам или вашей группе паломников возможно исповедоваться.
«Одно “Господи помилуй”, сказанное в храме, действеннее тысячи поклонов, сделанных дома».
Архимандрит Маркелл отмечает: «Вопросы духовной жизни лучше всего обсуждать с монастырскими духовниками, которые имеют на такие беседы благословение священноначалия. Как правило, они исповедуют людей во время вечернего богослужения. С первым попавшимся человеком лучше не разговаривать, ибо не все могут быть компетентными разрешать сложные вопросы духовной жизни. Если безрассудно прибегать к такой помощи, то это может привести к серьезным проблемам. Мы же не консультируемся в больнице по поводу нашей болезни с первым встречным или санитаркой. Все стараются попасть на прием к грамотному и компетентному врачу».
На Валааме Спасо-Преображенский собор(основной храм обители) открыт с 5 часов утра и до позднего вечера, а потому можно сюда зайти и помолиться не только во время богослужения, но и в любое другое время. Но лучше находиться в храме во время службы: и для благочестивого паломника, и для новоначального, и даже для далекого от Церкви туриста посещение монастырских богослужений – награда за труды путешествия и великое духовное утешение, а соборная молитва, возглавляемая священником, намного внимательнее, сосредоточеннее и сильнее. Так, по слову святителя Иоанна Златоуста, «одно “Господи помилуй”, сказанное в храме, действеннее тысячи поклонов, сделанных дома».
В свечной лавке храма можно купить свечи: каждая поставленная нами свеча – это наша маленькая жертва Богу. Важно ее делать от всей души, с молитвой и сердечным покаянием в своих грехах, иначе никакой пользы это не принесет, ибо лучшая жертва Творцу, как читаем в 50-м псалме, – дух сокрушен.
Лучше на территории монастыря отложить всякое «житейское попечение»
Перед входом в храмы и часовни мобильные телефоны должны быть выключены или переведены в беззвучный режим: здесь не приняты громкие разговоры и неумеренная жестикуляция, а уж тем более недопустимы сигналы мобильного телефона и разговоры по нему. В течение всего времени пребывания в монастыре телефоны также уместно отключать. Вот что говорит по этому поводу архимандрит Маркелл: «Сейчас это стало серьезной проблемой, ибо многие чуть ли не срослись с ними. Конечно, лучше на территории монастыря всякое «житейское отложить попечение». В монастырь и тем более храм лучше телефон совсем не брать или хотя бы выключить, чтобы он не мешал вам и другим людям молиться. Лучше стремиться всегда через молитву быть на связи с Богом, чем с другими, пусть и очень важными и нужными нам людьми».
Не меньшей проблемой стало и повсеместно и безоглядное фотографирование. Запрета на это вне стен монастыря нет, но фотографировать монашествующих без из согласия, а также во время богослужения не благословляется, и об этом забывать нельзя. По традиции, в валаамских храмах службы идут при свечах, в полумраке, и использование фототехники неизбежно потребует вспышки. Хуже того, вспышка может сработать автоматически. Представьте, что такое неконтролируемое действие станет подобно взрыву вражеского фугаса посреди мирного селения, и виной тому – невинное, на первый взгляд, желание сохранить тронувший сердце момент в холодном и бездушном аппарате.
Сайт монастыря пытается восполнить наше желание иметь фотографию на память, публикует достаточное количество почти со всех основных служб обители, - еще больше их можно увидеть на страницах монастыря в социальных сетях " Фейсбук" -www.facebook.com/Valaaminok/ и «В контакте» - vk.com/valaam.
Находясь в центральной усадьбе и скитах Валаамского монастыря, как, впрочем, и любого другого, следует также помнить, что вход в жилые и хозяйственные помещения, а также в братские трапезные не благословляется.
В монастыре имеются специальные трапезные для паломников и миникафе, где можно пообедать. В монастырских трапезных стараются меньше разговаривать, чтобы избежать празднословия и чревоугодия.
Валаамский архипелаг – место дивной красоты. Теплым летом Ладога манит своими тихими водами, но важно не забывать о том, что остров – это не курорт, а монастырь — не место для прогулок, купаний, загораний. Вблизи монастырских стен и скитов нельзя обнажать тело, устраивать шумные игры, играть на музыкальных инструментах и включать музыкальную аппаратуру с высоким уровнем громкости. Не благословляется также сбор цветов, ягод или грибов. С особым вниманием на острове относятся к запрету на разведение костров: Валаамский архипелаг является природным заповедником, и здесь действую строгие природоохранные правила и нормы.
– В чем отличие иностранных туристов-паломников от российских? – Это вопрос, на который невозможно дать краткий ответ. Отличие иностранных гостей от российских туристов и паломников коренится в разнице культур, менталитета. Тут ведь и само понятие «иностранец» не вполне корректно. Кто этот иностранец: грек, немец, испанец или китаец? Огромная разница! К концу ХХ века мир так изменился, глобализировался, что картина 90-х годов оказывается совсем непохожей на нынешнее время.
Покидая Валаамскую обитель, многие стараются увезти с собой на память монастырскую продукцию. Средства, вырученные от ее продажи, идут на ремонт и реставрацию храмов и скитов, оплату коммунальных услуг, зарплату рабочим, одежду и питание монастырской братии, просветительские и социальные проекты. Так что даже покупка сувениров или вкуснейшего сыра в монастырских лавках – своего рода пожертвование на обитель, а это дело богоугодное и душеспасительное.
Чтобы монастырь повлиял на нас, а не мы на него, до́лжно вести себя как можно скромнее, тише, внимательнее. Если вы невоцерковленный человек и для вас непривычна обстановка в монастыре, держитесь просто, вежливо и предупредительно – в случае необходимости вас мягко поправят и порекомендуют правильный образ поведения.
– Мы говорим, что в церкви есть прихожане, а есть – захожане... Есть люди, которые находятся в духовном поиске, которые пытаются осмыслить и изменить свою жизнь, исходя из новых критериев – христианских. Но не все готовы следовать по этому пути, хотя и Бога не отвергают. Поэтому есть и так называемые бытовые православные, которые и в прорубь на Крещение готовы нырнуть, и кулич на Пасху освятить, и свечку к иконе поставить, но душа их спит. Это касается всех людей – и обычных, и публичны
Дорогие братья и сестры, братия Валаамского Спасо-Преображенского монастыря рада видеть вас в обители и желает, чтобы это посещение всем принесло душевную пользу.
Статья подготовлена волонтером сайта Натальей Рогожиной
13.05.2017
valaam.ru/publishing/27009/