Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Новомученики и исповедники Православной Церкви XX века каждый день

сщмч. Никодим, еп. Белгородский

Житие сщмч. Никодима, еп. Белгородского
Священномученик Никодим, епископ Белгородский (в миру Александр Михайлович Кононов) родился в 1871 году в Архангельской губернии в семье священника. Род Кононовых прослеживается до XVII века, и в нем было много замечательных священников – северных миссионеров.
Александр Кононов окончил Архангельскую Духовную семинарию и Санкт-Петербургскую Духовную Академию. В 1896 году он был пострижен в монашество с именем Никодим и рукоположен в иеромонаха. Тогда же он был назначен смотрителем Александро-Невского Духовного училища в Санкт-Петербурге, а также смотрителем Санкт-Петербургских Педагогических курсов. За свою деятельность отец Никодим был награжден многими наградами, в том числе в 1901 году он получил от Синода Библию «в поощрение любви его к детям, являемой делом и истиною». В том же году он был возведен в сан архимандрита.
Через 3 года отец Никодим был направлен в Калугу на должность ректора Калужской Духовной семинарии, а в 1909 году перемещен на должность ректора Олонецкой Семинарии. В это время архимандрит Никодим получил благодарность от Калужского епископа за «неусыпные труды, понесенные в последнее особенно время по воздействию на взволнованные умы воспитанников, благодаря чему они прекратили брожение и покинули мысль, – если не навсегда, то на продолжительное время, – не подчиняться законным распоряжениям начальства», – говорилось в благодарственном слове архиерея.
Благодарил архимандрита Никодима и Синод за составление акафиста святому Иоанну Златоусту. Этот акафист был напечатан Синодом для церковного употребления. Акафист святителю Иоанну Златоусту был написан иеромонахом Никодимом, когда он был еще студентом Санкт-Петербургской Духовной Академии. Однако в то время цензор отклонил акафист примерно в таких выражениях: «Акафист гению должен писать гений, а не какой-то безвестный иеромонах».
В 1911 году в Санкт-Петербурге отец Никодим был рукоположен в сан епископа митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским). В 1913 году владыка Никодим стал епископом Белгородским, викарием Курской епархии. Всё время своей архипастырской деятельности владыка был церковным песнотворцем, он составил акафисты преподобным Никодиму Кожеезерскому, Трифону Печенегскому и Иову Ущельскому, Соловецкому чудотворцу.
Духовный писатель, церковный историк, владыка Никодим был автором книг о подвижниках Архангельской и Олонецкой земли, а также являлся одним из главных составителей многотомного труда «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX столетий». В 1910 году была опубликована его книга «Старец отец Наум Соловецкий, подвижник-карел». Кроме этого, им были написаны несколько сборников жизнеописаний святых угодников Божиих Санкт-Петербургской и Вологодской епархий, а также подвижников Соловецкого монастыря. Занимался он и историей старчества.
Много потрудился владыка в связи с открытием святых мощей святителя Иоасафа Белгородского. В годы служения в Курской епархии им были составлены две молитвы святителю Иоасафу, а также большой труд «Житие, прославление и чудеса святителя Иоасафа». Под руководством епископа Никодима и при его непосредственном участии были изданы три тома консисторских дел, связанных с деятельностью святителя Иоасафа, в Свято-Троицком мужском монастыре воссозданы его покои, создан уникальный музей святителя Иоасафа, обладавший обширным фондом документов.
В 1919 году, во второй день праздника Рождества Христова, Белгородский владыка прямо в алтаре Троицкого собора был арестован красным комиссаром Саенко за проповеди против грабежа и насилия.
По просьбе верующих, требовавших отпустить владыку, местные чекисты «освободили» его на один день, а просивших за него арестовали. Одну из групп верующих, протестовавших против ареста епископа, возглавила жена священника, начальница 2-й женской гимназии Мария Дмитриевна Кияновская, которая была сразу же арестована как «руководительница контрреволюционной демонстрации» и расстреляна. На следующие сутки епископ был повторно арестован.
Через 2 дня после ареста по приказу комиссара Саенко епископ Никодим (Кононов) был тайно расстрелян и похоронен в общей могиле за городом.
После взятия Белгорода Добровольческой Белой армией (через полгода после расстрела епископа), могила священномученика Никодима была вскрыта. Медицинский осмотр останков установил, что кроме наличия несмертельной огнестрельной раны в груди святителя, имеется пролом черепа от удара тяжелым тупым предметом, огромный кровоподтек в верхней части головы и пролом гортанных хрящей от душения руками.
Святым останкам владыки Никодима были возданы должные почести, их погребли в Свято-Троицком мужском монастыре близ раки святителя Иоасафа Белгородского.

В декабре 1918 года старинный русский город Белгород был занят частями Красной Армии. Взятие города сопровождалось массовыми грабежами населения, захватом заложников, отнятием у населения жилья, вымогательством, изнасилованиями, расстрелами и избиениями.
7 декабря власть в городе формально перешла в руки военно-революционного комитета во главе с Леонидом Меранвилем. Де-факто же имело место двоевластие: параллельно с ВРК в Белгороде орудовали уездная ЧК под руководством Михаила Васильева, уездная милиция, которую возглавил Владимир Саенко, а также комендатура 2-й Советской армии под командованием Степана Саенко. Последний чаще других занимался самоуправством, производил аресты и расстрелы людей по собственному усмотрению, иногда привлекая к этому белгородскую революционную милицию, а также подчиненных непосредственно себе китайцев из интернационального батальона.
Все вместе указанные силы проводили стихийную расправу с местными «врагами революции». Одним из таких «врагов» оказался белгородский владыка Никодим (Кононов). В момент захвата города большевиками он находился в Киеве на Всеукраинском соборе.
То, что белгородский епископ — антисоветчик, было общеизвестным фактом. Задолго до взятия города большевиками владыка Никодим открыто осуждал большевистские злодеяния. Как вспоминал наместник белгородского Свято-Троицкого мужского монастыря игумен Митрофан (Худошин), в проповедях своих епископ Никодим изобличал большевиков, предостерегая от них народ, и всячески старался раскрыть народу глаза на истинную грабительскую политику большевизма.
Большевикам содержание проповедей епископа Никодима не нравилось и не раз они угрожали епископу, что примут в отношении его самые крутые меры, если он будет затрагивать в своих проповедях большевиков и критиковать их действия».
Когда весть о взятии Белгорода красными дошла до Киева, близкие люди стали уговаривать владыку повременить с возвращением в епархию, «пересидеть» опасное время… Однако епископ Никодим счел необходимым возвратиться к своей пастве.
Чекисты давно установили за владыкой слежку. В Свято-Троицкий монастырь под видом богомольцев не раз являлись осведомители. «Контрреволюционные» высказывания епископа тщательно фиксировались и в итоге стали основанием для ареста. Решение об убийстве владыки было принято большевиками еще когда епископ Никодим был в Киеве. Когда владыка отправился в Белгород на поезде, в один вагон с ним сел старший уполномоченный белгородского уездного ЧК Набоков…
Рано утром поезд прибыл на белгородский вокзал. Владыка сошел с перрона, сел в ожидавшую его карету и намеревался ехать в Белгородский Свято-Троицкий монастырь. Однако вместо этого оказался в местной «чрезвычайке».
«Мы ехали с Архиереем в одном вагоне, — с гордостью вспоминал „герой“ Набоков, — приехали в Белгород рано утром, примерно часов в 6 утра. Духовенство мужского монастыря знало время приезда в Белгород Архиерея и для встречи на станцию выслали Архиерейскую карету с игуменом. И как только Архиерей с игуменом сели в карету, закрыли дверцы и спустили на окна шторы, мы моментально на козлы к кучеру и в вежливой форме предложили ему сидеть тихо и спокойно. Мы взяли бразды управления конями в свои руки и рысью приехали прямо в тюрьму…»
Расстрелу епископа Никодима предшествовали несколько арестов — по всей видимости, красные власти Белгорода попросту не могли согласовать свои действия и владыку поочередно задерживали разные ведомства.
В первый раз владыка был арестован прямо на вокзале чекистом Набоковым и на собственной архиерейской карете доставили в помещение местной чрезвычайки. По всей видимости, состоялся допрос, после которого владыку отпустили. Владыка возвратился в свои покои в Свято-Троицкий монастырь.
Через несколько дней 7 января (25 декабря ст.ст.) 1918 года в час дня красный комендант Белгорода Степан Саенко явился в монастырь в сопровождении двух солдат и снова арестовал епископа Никодима. По-видимому, последовал допрос в комендатуре. В четыре часа того же дня Саенко привез епископа обратно, по его приглашению пообедал вместе с ним в епископских покоях и ушел.
Вечером владыка отслужил всенощную в Свято-Троицком соборе и в конце богослужения, около 7 часов вечера, сказал проповедь, где в очередной раз допустил критику большевиков. Скрытно присутствовавший на богослужении Саенко послал в пономарню двух солдат, которые передали ризничему монастыря иеромонаху Неофиту требование к епископу выйти из алтаря и явиться для очередного допроса.
Владыка подчинился, тут же вышел и был увезен солдатами в неизвестном направлении. К 9-ти часам утра следующего дня (8 января / 26 декабря по ст.ст.) епископ Никодим вместе с восемью арестованными крестьянами был приведен пешком в белгородский арестный дом и заключен там в небольшую камеру (кроме него в камере было еще трое крестьян).
Весть об аресте епископа быстро облетела весь город. У женского монастыря, где в то утро должен был служить владыка Никодим, собралась толпа. Люди обсуждали, как спасти владыку. Многие говорили, что если попросить за епископа всем миром, то того отпустят…
Преподавательницы женской гимназии уговорили свою начальницу Марию Дмитриевну Кияновскую, супругу священника, выступить в качестве представителя от народа. Мария Дмитриевна и часть людей направились от монастыря к зданию ревкома. Остальная (бОльшая) часть собравшихся переместилась к арестному дому, где был заключен владыка Никодим.
Увидев перед зданием ревкома протестующих, большевики пришли в смятение. Председатель исполкома Меранвиль и комендант Стефан Саенко, находившиеся внутри здания, вызвали солдат и не выходили до их прибытия. Солдаты прибыли, здание было оцеплено, на толпу навели пулеметы. Появились Меранвиль и Саенко, сильно перепуганные. Кияновская стала просить их освободить епископа.
Саенко находился в состоянии крайнего возбуждения и, размахивая нагайкой, вскричал: «Явная преступница! За буржуя стоишь!». Постепенно толпу наводнили агенты ЧК. Активисты, выступавшие за освобождение владыки, включая Кияновскую и священника Преображенской церкви Владимира Лимарева, были арестованы.
В то же самое время на другом конце города, толпа жителей в несколько сотен человек подошла к арестному дому, требуя отпустить епископа. Явился начальник тюрьмы Волик и, стреляя из револьвера, потребовал разойтись. Люди расходиться отказывались и настаивали на освобождении владыки. Тогда Волик вызвал несколько десятков вооруженных солдат и, стреляя в воздух, разогнал толпу при их помощи.
Напуганные народными протестами большевики стали арестовывать «врагов революции» в удвоенном темпе. Оба Саенко — комендант города (Степан) и начальник милиции (Владимир) явились в Свято-Троицкий монастырь. Обвинив монахов в провоцировании народного волнения, они арестовали настоятеля монастыря игумена Митрофана, казначея отца Даниила, благочинного отца Серафима и ризничего отца Неофита, и доставили их всех в комендатуру.
«Через вас попов да монахов вся революция пропала, я вас всех перережу или постреляю!», — бросил арестантам разъяренный красный комендант.
В тот же день вечером на пожарный двор (сейчас — двор Белгородского строительного колледжа) была выведена заведующая белгородской женской гимназии Мария Дмитриевна Кияновская. Комендант Стефан Саенко лично застрелил ее из револьвера тремя выстрелами в упор (двумя в грудь и одним в голову). Труп Марии Дмитриевны раздели, сняли украшения и вывезли за город, где выбросили в снег вместе с другими расстрелянными…
Тем временем начальник милиции Владимир Саенко в сопровождении двух человек явился в белгородскую тюрьму, «долго ходил по двору тюрьмы, присматривался ко всему, заглядывая в помещения кухни, бани и т. д. […] подошел к восточному углу кухни, стал всматриваться в этот угол, долго о чем-то пошептался со своими двумя пришедшими […] неизвестными товарищами и ушел».
В 9 часов вечера того же дня, когда волнения в городе стихли и оставшиеся на свободе протестующие окончательно разошлись по домам, в арестный дом прибыли секретарь ЧК Шапиро с начальником тюрьмы Воликом и под конвоем увели епископа Никодима в чрезвычайку. По-видимому, там владыке объявили, что он будет расстрелян.
По преданию, расстрел епископа был поручен подчиненным Степана Саенко — китайцам из интернационального батальона. Выведенный на казнь владыка был в монашеском облачении и с крестом. Он смиренно благословил стоявших перед ним палачей. Подобное поведение вызвало у китайцев суеверный ужас и они отказались стрелять в «святого человека».
Тогда, чтобы скрыть личность владыки, чекисты сняли с владыки рясу и крест, наспех его постригли, переодели в длиннополую серую солдатскую шинель и студенческую фуражку и в таком виде перевезли уже ночью в тюрьму.
Там, в углу тюремного двора, около кухни в промерзшей земле была вырыта неглубокая могила для владыки. По-видимому, когда Степан Саенко приезжал днем в тюрьму, он бы занят тем, что искал для нее подходящее место. Владыку заставили раздеться, после чего милиционер Владимир Саенко, глава уездной ЧК Михаил Васильев и чекист Набоков тремя залпами расстреляли архиерея и сами же его закопали.
Приготовленная для владыки могила была, насколько явствует из источников, вырыта не по его росту. Труп в ней не помещался, его фактически втиснули в эту яму на коленях лицом вниз. Указываемые позднее свидетелями перезахоронения владыки переломы шейных позвонков, якобы от удара железным прутом, свидетельствуют, что труп владыки практически утрамбовывали в яму. Надзиратель тюрьмы Василий Шварев, присутствовавший при откапывании владыки, потом говорил: «его, видимо, туда утаптывали ногами, чтобы он поместился в ней».
В январе того же года, на том же дворе и так же тайно был расстрелян белгородский благочинный отец Порфирий (Амфитеатров)…
Опасаясь усиления народных волнений, белгородские большевики тщательно скрывали от населения совершенные убийства. Обращавшимся к ним жителям Белгорода красные власти говорили, что владыка Никодим и отец Порфирий увезены в Харьков. Только по прошествии двух месяцев в местных «Известиях» от 26 февраля была помещена заметка: «Местные попы во главе с архиереем Никодимом повели среди крестьян злостную агитацию против советской власти. Уличенные в черносотенной агитации, архиерей Никодим и один из попов были по приказу Военно-Революционного Комитета разстреляны».
В том же феврале тело епископа Никодима по приказу белгородского комиссара внутренних дел Славгородского было выкопано из ямы в тюремном дворе и зарыто в общей могиле с северной стороны ограды городского кладбища (сейчас — кладбище по ул. Попова в Белгороде) – там же, куда белгородскими большевиками помещались останки других «врагов революции». Всю весну и все лето 1919-го жители Белгорода приносили на эту могилу цветы и служили там панихиды по невинно убиенным.
Когда в июле 1919 года в Белгород вступила Добровольческая армия, могильный холм был вскрыт, а трупы извлечены и перезахоронены в соответствии с православной традицией. Останки епископа Никодима были идентифицированы. Тело было опознано по монашескому параману. Медицинский осмотр установил наличие у погибшего не смертельной огнестрельной раны груди, пролом черепа от удара тяжелым тупым предметом, обширный кровоподтек в верхней части головы и перелом гортанных хрящей от душения руками.

Служба ссщмч. Никодиму, епископу Белгородскому
На велицей вечерни
На Господи, воззвах: стихиры, глас 8-й
Подобен: О преславнаго чудесе:
Дивное Промышление Божие явися о тебе, святче Никодиме, яко устрои в житии твоем сретение со Иоанном, чудотворцем Российским, имже ты во благочестии и вере утвержденный, благодатными беседы сердце насладил еси, любовию к Богу пламенея, Ему же ныне со пастырем Кронштадтским предстоя, молися о нас, славящих пречестное имя твое.
Возлюби душа твоя архипастыря Белгородскаго Иоасафа, егоже писании твоими дивно прославил еси, о спасении души твоея молитву принося, и не остави ю тщетну молитвеник той крепкий, испросив у Господа ти кончину чудну, мучеником сопричастну; темже молим тя, священномучениче Никодиме, вкупе со святителем Иоасафом: молите Христа Бога даровати душам нашим велию милость.
Нощная тма безбожия Землю Русскую объя, и угасоша светильницы благочестия в сердцах христианских. Тыже, преблаженне Никодиме, Свет Христов приявый, озарил еси всю вселенную. Темже молим тя: просвети помраченныя страстьми души наша, да вселится в нас Свет Невещественный Божия благодати.
Слава, глас 5-й
Подобен: Радуйся, Живоносный Кресте:
Милостивому архипастырю Иоасафу подражая, сам милостив сотворился еси, на страдания и нищету вдов и сирот призревая, братство любве и помощи во имя святителя Белгородскаго устроив, егоже предстательством Белгородское святительство унаследил еси. Темже молим тя, досточудне Никодиме: не остави нас, сирых и безпомощных, ходатайством твоим.

И ныне, Богородичен догматик
Вход. Прокимен дне. И чтения три. Притчей чтение: Память праведнего: Премудрости Соломоновы чтение: Уста праведнего каплют премудрость: Премудрости соломоновы чтение: Праведник аще постигнет: или Похваляемому праведнику возвеселятся людие:

На стиховне стихиры, глас 5.
Подобен: Радуйся:
Приидите, празднолюбцы боголюбивии, ублажим песненными похвалами мученика добропобеднаго, иерарха именитаго, прехвальнаго Никодима, той бо апостолом Христовым соревнуя, проповедник слова Божия неутомимый явися, нечестие ереси обновленческия честне обличи, с нечестивыми богоборцы на совет не ходив, темже блаженным мужем давидски наречеся.
Стих: Насаждении в дому Господни, во дворех Бога нашего процветут.
Приидите, мучениколюбцы честнии, соплетем похвальный венец священномученику Никодиму, достойному архиерею Божию, яко подвиг добре соверши, веру соблюде и себе, яко овча словесное, в благоуханную жертву Богове принесе.
Стих: Праведник, яко финикс, процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится.
Киими похвалы возвеличим имя твое, славный друже Христов, святителю отче Никодиме? Кто возможет словом изрещи велию любовь твою к Богу, яже приведе тя на твою Голгофу? Ты же со креста страданий духом ко Господу вознеслся еси, смиренно убийц своих благословляя, в Царство Любве Вечныя с кротцыми вселился еси.
Слава, глас 2.
Подоен: Егда от древа:
Како возвеличим славу твою, юже от руки Божия улучил еси? Како поведаем радость сердца твоего, еюже в Царстве блаженных исполнился еси? Кой ум постигнет награду твою, юже ти верности ради Отец Небесный дарова? С Нимже присно царствуя, святителю Никодиме, воздохни о нас, да и мы блаженство райское наследуем.
И ныне, Богородичен
Дева днесь Пресущественнаго раждает, тако сладкогласно воспевает ныне Святая Церковь Христова, и мы, яко Вифлиемстии пастырие, чудеси сему дивящеся, величаем рождшагося Бога.
На утрени
Тропарь, глас 4-й
Православия и благочестия ревнителю, / священномучениче Никодиме, / святителя Иоасафа велегласный прославителю, / душу свою за овцы стада Христова положивый, / моли о нас Всемилостиваго Бога, / да верою, надеждою и любовию / утвердит Отечество наше в Православии / и душам нашим дарует велию милость.
Ин тропарь, глас 4-й
Апостолом сопрестольне и святителем единонравне,/ образом благочестия просиял еси,/ неленостный сеятелю слова Божия и достойный приемниче святителя Иоасафа явився,/ Белгородскую паству верно упасл еси/ и кровию мученическою любовь к Церкви Христовой показал еси;/ темже молим тя, священномучениче Никодиме: моли Бога о спасении душ наших.

Слава, и ныне, Богородичен

По 1-м стихословии седален, глас 4
Нищетою духовною премного обогатился еси, святителю Никодиме, и правды Божия ненасытно алкал еси, темже и насыти тя Господь пищи нетленныя и неизреченно ущедри тя, даровав в наследие Царствие Свое.
Слава, и ныне, Богородичен
Рождеству Твоему, Пречистая Дево, умиленно радуемся, и рожденному от Тебе Христу Богу верно поклоняемся, и в молитвеники за ны приводим вси святии и священномученика Никодима достославнаго.
По 2-м стихословии седален, глас 2
Венчался еси славою нетленною, возлюбивый Бога паче живота своего, и от смерти к Животу Вечному прешел еси. Темже, на Свет Незаходимый взирая, моли о нас, святителю Никодиме, чтущих память твою.
Слава, и ныне, Богородичен
Источницы водныя изведи из очес наших, Мати Божия, да умягчатся и умиления исполнятся сердца наша, камени подобная, и истают, яко воск, любве ради к рожденному от Тебе Христу.

По полиелеи седален, глас 4
Егда лихие богоборцы истязаша тя, крепкодушне святителю Никодиме, ты в сердцы своем злобу коварных князей воздушных победил еси, и яко истинный друг Христов, о прощении убийц Бога молил еси. Сего ради молим тя, даруй и нам таковое незлобие.
Слава, и ныне, Богородичен
Просияла еси светом Рождества Твоего и прославилася еси в родех родов, Богоблаженная Отроковице, Жениха Церковнаго миру даровавшая.

Канон. Глас 2
Егоже краегранесие: Ищите прежде Царствия Небеснаго, и все спасетеся.

Песнь 1
Грядите, людие, поим песнь Христу Богу, раздельшему море, и наставльшему люди, яже изведе из работы египетския, яко прославися.
Иерусалима Вышняго взыска сердце твое, к немуже неуклонно в житии твоем шествуя, соделался еси гражданином Отечества Небеснаго, богомудре Никодиме.
Щедролюбивая душа твоя весьма любезна бе Богу, Тойже виде страннолюбие твое, святителю, ущедри тя паче всякаго мудрования. Темже молим тя: молися ко Господу, да дарует нам сердце милостивое.
Имамы тя молитвеника крепкаго к Богу; темже, отче преславне, воздей чистеи руце твоя и испроси нам выну в сердцах Того имети и в заповедех Евангельских неуклонно ходити.
Тебе, святителю Христов, усердно молимся и в сокрушении сердец наших слезно вопием: умоли Щедродавца Бога грехов и беззаконий наших не помянути и на Страшнем Судищи нам оправдание даровати.
Богородичен: Еже паче всякаго разумения Единаго от Троицы нетленно родила еси, Господа и Бога нашего Иисуса Христа, Всемилостивая Владычице, Той же спасение нам дарует, и яко кокош птенцев Своих, благодатию сердца верных питает.

Песнь 3
Утверди нас в Тебе, Господи, древом умерщвлей грех, и страх Твой всади в сердца нас поющих Тя.
Покоя не дал еси скраниама твоима и веждома твоима дремания, дондеже возсия в сердце твоем Христос, Егоже светом просвещаем, познал еси законы Бытия Вечнаго.
Разум божественный имея, устроял еси добре храмину души твоея. Егда же волны диавольских козней восхотеша поколебати ю, твердо стояше, основана бо бе на незыблемом камени веры Христовой.
Егда богоборцы лютии восхотеша разрушити Церковь Христову, ты, яко добрый воин Царя Небеснаго, на защиту ея устремился еси, словом святительским безбожных обличая, пред очи тех Суд Божий возвещая и о муках вечных поведая.
Богородичен: Живота Вечнаго Благоутробная Мати, Пресвятая Дево Богородице, живот мой соблюди во страсе Божием и даруй души моей мир и велию милость.
Ин кондак, глас 8-й
Избранный светильниче земли Белгородския, / страдания и кончину Христа ради восприявый и благодать несокрушимую обретый, / помогай нам твоим предстательством во утверждении Православия, / да верою зовем ти: / радуйся, священномучениче Никодиме, / архипастырю и молитвенниче усердный!
Седален
Духом Божественным просвещаем, немощную дерзость мучителей посрамил еси, благословением пастырским сердца нечестивая умягчил еси, тии же отказашася убивати тя, Божия служителя.
Слава, и ныне, Богородичен
Египетскаго рабства злобнаго мучителя избегнувше, яко новии Израильтяне, умиленно прославляем имя Твое, Всехвальная Богородице, рождшая Победителя фараона мысленнаго.
Песнь 4
Услышах, Господи, славное Твое смотрение, и прославих, Человеколюбче, непостижимую Твою силу.
Царюющих безбожник злобу презрел еси, добрыми помышлении сердце свое питая, паству твою усердно в слове Божии поучая, добрым пастырем от Небеснаго Пастыреначальника нареклся еси.
Нещадное нашествие богоборцев во всеоружии сретил еси, духа любве не угашая, многия сердца любовию к Богу воспламенил еси и мученическим подвигом в стоянии за Истину утвердил еси, богомудре отче Никодиме.
О чистоте Православия ревнуя, с нечестивыми обновленцы в общение не вступил еси, ересь тех пред паствою обличая. Темже, Никодиме премудре, молися, да подаст нам Христос крепость духовную в исповедании имене Своего.
Струями кровей обагрися тело твое честное, многострадальне отче Никодиме, люте бо уязвлен был еси многими раны, дух же твой непреклонен явися и в Горняя воспари, в Господе упокоився.
Богородичен: Твои певцы, Богородице, ущедри, Ты бо еси Независтная Подательница всякия благости. Темже вопием Ти: испроси нам у Господа вящшаго разумения, како достойно славити Тя, превышшую всякия славы.
Песнь 5
Света Подателю и веков Творче, Господи, во свете Твоих повелений настави нас, разве бо Тебе инаго Бога не знаем.
Вся возмогл еси о укрепляющем тя Господе, святителю Божий Никодиме, жезлом веры ереси уязвляя и лукавство бесовское именем Иисусовым далече отгоняя; темже молися о нас, да не впадем в злокозненыя сети вражия.
Источнику Света непрестанно моливыйся, да осияется сердце твое светом Христовым, с Нимже в Невечернем Свете пакибытия водворився вкупе с Новомученики Российскими, не остави нас, грешных сродник твоих земных, достоблаженне Никодиме.
Ярче солнца видимаго свет твой возсия в Церкви Христовой, о подвизе твоем во имя Христово свидетельствуя; темже мужество твое прославляюще, святителю Никодиме, светло празднуем святую память твою.
Богородичен: Непобедимая Победо и Стено Нерушимая, Взбранная Воеводо, Богородице Дево, страшная бесовом язво, во умилении взываем Ти: защити нас от коварства змия древняго, злобно воюющаго на ны.
Песнь 6
В бездне греховней валяяся, неизследную милосердия Твоего призываю бездну. От тли, Боже, мя возведи.
Емляся за ризу Христову в помышлениих сердца твоего, верою спаслся еси, огненное искушение страданий мужественне претерпев и яко злато очистився; темже моли, святче, о прощении грехов и прегрешений наших, да не впадем в ров нечувствия и нерадения.
Божиим глаголом сердцем внимая, в терпении твоем стяжал еси душу свою, не убоялся еси убивающих тело, души же не могущих убити, и яко вся заповеданная исполнивый и паству свою научивый, велий в Царствии Небеснем нареклся еси.
Елеом милости наполнил еси лампаду души твоея и Жениха Небеснаго со светильником горящим, богомудре Никодиме, сретил еси, с Ним же и вошел еси на брачную Вечерю.
Богородичен: Сын Божий ублажи девственную утробу Твою, восхотев от чистых кровей Твоих человеческое естество восприяти; темже вси ублажаем Тя, яко Богородительницу.
Кондак, глас 1-й
Наследниче Божественных дарований/ и собеседниче ангельских ликов Небесных,/ добрый делателю винограда Христова,/ священномучениче Никодиме,/ Белгородския земли неусыпный молитвениче/ и всея России велия похвало,/ яко жертва благоприятная,/ Богу выну предстоя, моли о спасении душ наших.
Икос
Аще и пожил еси на земли, яко человек, святителю, обаче нравом твоим и чистотою души твоея Ангелом Небесным уподобился еси; егда же возсия в тебе сила Христова и властно Дух Святый на подвиг тя позва, ничтоже сумняся, на зов Божий скоро потекл еси, и добре подвиг скончал еси, и в Царствии Славы от Подвигоположника Христа нетленною славою увенчался еси. Темже вопием ти: радуйся, архиерею достоблаженный; радуйся, мучениче непобедимый; радуйся, вечныя славы наследниче неизменный!
Песнь 7
Образу златому, на поле Деире служиму, трие Твои отроцы небрегоша безбожнаго веления, посреде же огня ввержени, пояху: благословен еси, Боже отец наших.
Горе= умом непрестанно возносивыйся, страстныя помыслы и двизания души твоея, огненно находящия на тя, именем Иисусовым прохладительно орошал еси и, яко отроцы вавилонстии, неврежденно воспеваше: благословен еси, Боже отец наших.
Огненное страдание росою упования на милость Божию претерпел еси, сердцем взывая: благословен еси, Боже отец наших.
Именем Божиим и делы благочестия паству пробуждал еси, к Богу Истинному взоры тоя= обращая и научая глаголати: благословен еси, Боже отец наших.
В Небесных Селениих достойно веселяся, отче блаженне Никодиме, призри на ны, немощныя и грешныя чада твоя духовная, исцели нас от недуг душевных и телесных, да благодарно возопием Господеви: благословен еси, Боже отец наших.
Богородичен: Света Небеснаго Истинное Жилище, Солнце Невещественное миру даровавшая, отверзи наша умная очи сердечная, Мати Божия, да узрим Свет Христов, любовию поюще: благословен еси, Боже отец наших.
Песнь 8
В пещь огненную ко отроком еврейским снизшедшаго, и пламень в росу преложшаго Бога пойте, дела, яко Господа, и превозносите во вся веки.
Естество падшаго Адама безвозвратно отвергнув, во Христа облеклся еси, с Ним и умерл еси, с Нимже и воскресл еси, с Нимже и воцарился еси во вся веки.
Со Христом соцарствуеши ныне, боголюбиве отче, и песнь победную со святители воспеваеши, яко от великия скорби пришел еси и себя в жертву мученически принесл еси возлюбльшему тя Господу.
Постом и молитвою Богу послужил еси, воздержанием тело умерщвляя, дух свой оживил еси и на земли духовно Ангельски пожил еси, Ангелом сопричтенный, святе Никодиме.
Богородичен: Агнице Неискусомужная, Агнца Незлобиваго, за грехи всего мира закланнаго, нестудно родила еси; темже мы, избавлении от смерти вечныя, достодолжно Тя величаем.