- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 373
- |
- Видео 9
- |
- Мероприятия 0
ЗАВАРИН СЕРГЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ
Сергей Константинович Заварин (1885 - 1938), протоиерей, священномученик
Память 1 апреля, в Соборе Ростово-Ярославских святых и Соборе новомучеников и исповедников Российских
Родился 10 сентября 1885 года в селе Вознесенское Любимского уезда Ярославской губернии в семье священника Константина Заварина.
Женился. Супруга – Александра Васильевна. В семье было пятеро детей, в т.ч.: мч. Борис (+ 1938), Аркадий, Сергей, Галина (в замужестве Разживина) [1].
По окончании Ярославской духовной семинарии рукоположен во священника и служил в селе Копорье Мологского уезда, а затем был назначен на приход своего отца в село Вознесенское.
За безупречную службу возведен в сан протоиерея.
В 1927 году в связи с публичным отречением от сана священника, служившего в храме в селе Троица-Закулжье Любимского района Ярославской области, назначен служить вместо отрекшегося по малодушию иерея.
Власти сразу же стали оказывать на него давление, чтобы принудить его уехать: в 1927 году суд присудил его к выплате штрафа в размере 30 рублей, обвинив в потраве овса; в 1930 году – к штрафу в размере 500 рублей за непоставку молока государству; в 1931 году власти предложили уплатить культсбор на сумму 735 рублей, но священник отказался платить за неимением денег – в тот же день представители властей произвели в его доме опись имущества. Священник вынужден был пойти по домам прихожан просить о помощи и в результате собрал и уплатил 400 рублей.
В 1932 году сотрудники ОГПУ писали о священнике, что он:
«по своему приходу распускает слухи, что в колхозы идти не надо: как только будут колхозы, так закроют церкви; при организации в селе колхоза поп служил большую обедню и на вопрос, почему у него так много сегодня народа, ответил: “может быть, уж служу в последний раз”» [2].
Один из осведомителей доносил 3 марта 1932 года в ОГПУ:
«Заварин по вопросу коллективизации и взаимоотношения советской власти и колхозников с Церковью говорил: “Коллективизация Церкви не касается: оллективизация сама по себе, а Церковь сама по себе; отпадение отдельных членов от Церкви есть и будет, возможно, даже храмы будут закрыты, но Церковь, как общество верующих, не должна прекратить своего существования согласно слов Христа: “Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее”. Вера есть внутреннее духовное настроение человека и дело совести его; можно быть верующим и в колхозе и атеистом вне его, а для существования Церкви, как общества верующих, достаточно два-три человека, ибо сказано: “где двое или трое собрались во имя Мое, тут и Аз среди них”» [2].
Во второй половине тридцатых годов священника все чаще стали вызывать в районное управление НКВД в город Любим и все настойчивее предлагать снять сан священника и оставить служение в церкви, – в противном случае ему придется впоследствии горько пожалеть о своем несогласии. Протоиерей Сергий неизменно на это отвечал, что он никогда не согласится оставить церковное служение.
В 1937 году председатель Бормановского сельсовета отправил в НКВД донесение:
«Довожу до вашего сведения, – писал он, – что в нашем Бормановском сельсовете работает… группа церковников, возглавляемая попом Завариным… Товарищ начальник НКВД, мне чего-то подозрительно, что поп Заварин часто получает из Буя посылки под видом свечей, я считаю, нет ли чего в этих свечах; а так же вся эта братия занимается агитацией против колхозного строительства, а поэтому я прошу вас на это дело обратить серьезное внимание и посмотреть на попа Заварина и его ближайшего друга дьякона, который в 1937 году распускал свою семью по селениям по́ миру с агитацией, что советская власть им хлеба не дает» [3].
28 октября этот же председатель сельсовета, но уже в качестве свидетеля, дал показания об отце Сергии:
«Весной 1937 года, – заявил он, – в период весеннего сева, в религиозный праздник Заварин… в деревне Мельцево среди колхозников говорил: “Православные миряне, лен не сейте – эта культура требует больших затрат по времени, а пользы никакой… Займете землю, хлеб сеять негде; придет осень, кроме льна, есть будет нечего, а лен отдадите за гроши: вы же покупаете последние сорта ситца – метр за большие рубли”» [4].
Сщмч. Сергий (Заварин)
Сщмч. Сергий (Заварин)
30 октября 1937 года отец Сергий был арестован во время богослужения. Войдя в храм и подойдя к священнику, сотрудники НКВД еще раз предложили ему отречься от веры и снять сан священника, но он на это ответил: «Я с верой родился и с верой умру».
Арестованного священника привели в дом, где он жил и где в это время шел обыск, а затем вместе с двумя его также арестованными сыновьями отправили в ярославскую тюрьму. Жену священника с двумя младшими детьми выгнали из дома, не разрешив им ничего взять из вещей, и их на некоторое время приютил дальний родственник, живший в соседней деревне.
– Следствию известно, что весной 1937 года в религиозный праздник вы, будучи с Поповым в деревне Мельцево, вели антисоветскую агитацию против посева льна, высказывая одновременно всевозможные клеветнические измышления по адресу колхозного строительства и советской власти. Вы это подтверждаете? – спросил отца Сергия следователь.
– Действительно, в деревне Мельцево я, Заварин, и диакон Попов были, но не весной, а летом, примерно в июле 1937 года, но никакой антисоветской агитации не вели, – ответил священник.
– Свидетельские показания вас уличают, что вы вместе с дьяконом Поповым, будучи в сентябре сего года в деревне Теняево, среди населения высказывали всевозможные пасквили по адресу колхозного строительства. Вы это подтверждаете?
– Были мы или нет в деревне Теняево, этого я не припоминаю, поэтому и свои высказывания против колхозного строительства я также не припоминаю, но мне думается, что против колхозов я ничего не говорил; то же самое могу сказать и про диакона Попова.
Следствие было закончено за один день. Священника обвинили в «создании контрреволюционной церковной группировки, проведении нелегальных сборищ, клеветнических измышлений по адресу советской власти, распространении клеветы о голоде в колхозах и призывах не вступать в них".
5 ноября 1937 года тройкой НКВД приговорен к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь.
Скончался в заключении 14 апреля 1938 года при неизвестных обстоятельствах (по другим данным – от сердечного приступа). Погребен в безвестной могиле.
Реабилитирован 19 мая 1989 года прокуратурой Ярославской области.
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Литература и архивные материалы
Новомученики и исповедники Ярославской епархии. Книга 2. Романов-Борисоглебск (Тутаев), 2000. С. 115-116.
УФСБ России по Ярославской обл. Д.С-11586.
УФСБ России по Ярославской обл. Д.С-9031.
ГАЯО.Ф.Р-3698. Оп.1. Д.С-11586.
Использованные материалы
Дамаскин (Орловский), игум. «Священномученик Сергий (Заварин)» («Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Апрель». Тверь. 2006. С. 4-8 Библиография) сайт Регионального Общественного Фонда "Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви":
http://www.fond.ru/index.php?menu_id=370&menu;_parent_id=0&pe...360;
БД ПСТГУ Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке.:
sr.isa.ru/~bin/nkws.exe/no_dbpath/ans/nmcalen/?HYZ9EJ...t**
[1] БД ПСТГУ, страница о мч. Борисе Заварине - www.pstbi.ru/bin/db.exe/cnt/ans/newmr/?HYZ9EJxGHoxITY...tk*
[2] УФСБ России по Ярославской обл. Д. С-11586, л. 28.
[3] УФСБ России по Ярославской обл. Д. С-11586, л. 3.
[4] УФСБ России по Ярославской обл. Д. С-11586, л.13.