Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами и даёте разрешение на передачу необходимых для работы персональных данных. Политика конфиденциальностии
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами и даёте разрешение на передачу необходимых для работы персональных данных. Политика конфиденциальностии
Сообщество

Православные святые Западной Европы

свт. Иларий Пиктавийский - "западный Афанасий"

источник: www.pravenc.ru/text/389089.html(в сокращении) Свтт.Иларию Пиктавийскому и Ремигию Реймскому
Тропарь, гл.4
Света Евангельскаго исполнени/ и богословием истинным блистающе/о, иерарси святии,/ победителие безбожия и ересей явистеся,/ Галию и земли франкския/ богатяще еже свыше благодатию./ Преукрасив же Церковь Христову,/ дивныя венцы духовныя прияли есте/ от Господа и Бога нашего,/ Иже молитвами вашими// да ниспослет нам велию милость.

происхождение, образование, семья, крещение (315-345).
Достоверные сведения о начальном периоде жизни И. до 355 г. крайне скудны. Из сообщения блж. Иеронима известно, что И. был галлом по происхождению и родился в Аквитании, в г. Пиктавий. Год его рождения точно неизвестен; на основании довольно туманного свидетельства самого И., что к 359-360 гг. он еще не был стар, как правило, его рождение относят к 310-320 гг Согласно позднему Житию, И. принадлежал к одной из самых богатых и знатных галльских фамилий. Сам И. утверждал, что он родился в языческой семье и только в зрелом возрасте после долгих поисков истины и знакомства со Свящ. Писанием сознательно принял христианство В некоторых местах трактата «О Троице» и в др. сочинениях И. содержатся ясные указания на его языческое прошлое, о чем было хорошо известно его современникам, ставившим И. в один ряд с христ. писателями, к-рые обратились в христианство из язычества Как сын богатых родителей И. получил хорошее светское литературно-риторическое образование в родном городе или, что более вероятно, в Бурдигале (ныне Бордо) Он прекрасно знал лат. классиков, в особенности увлекался Вергилием, Цицероном, Саллюстием и Квинтилианом, и впосл. отличался блестящим лит. стилем и красноречием, которое блж. Иероним сравнивал с полноводной р. Родан (ныне Рона), причисляя И. к образованнейшим церковным писателям своего времени, что полностью подтверждается сочинениями И. Не найдя счастья в удовлетворении лишь материальных потребностей и в низменных идеалах языческого общества, разочаровавшись в учениях языческих философов, после долгих раздумий и поисков смысла жизни И. открыл для себя Свящ. Писание, в котором обрел истину о едином Боге - Творце и Спасителе Ок. 345 г. И. принял крещение. Факт позднего крещения И. подтверждается и в его Житии Сильное впечатление на И. произвели Апостольский Символ веры и крещение во имя Божественной Троицы - единого Бога. Впосл. эту крещальную веру в единое божество Троицы И. считал прочной и неколебимой основой своих религ. убеждений и оставался преданным ей до конца по его мнению, эта вера полностью совпадала с никейской верой, о к-рой он узнал после ссылки на Восток в 356 г.
Первые годы епископства (345-356).
После обращения в христианство И. подчинил себя и свою семью церковной дисциплине, стал вести строгую христ. жизнь. Он изучал Свящ. Писание, стремился распространять в народе христ. просвещение и избегал общения с иудеями и еретиками. Все это расположило к нему сердца простых верующих и членов клира, так что, по сообщениям поздних источников, после смерти Пиктавийского еп. Максенция И. по единодушному желанию народа и указанию Св. Духа был избран его преемником. Однако нет никаких твердых исторических оснований полагать, что до избрания И. Пиктавийская кафедра уже существовала весьма вероятно, что И. был 1-м Пиктавийским епископом Год посвящения И. во епископа точно неизвестен; долгое время предполагалось, что это произошло в 350 г. Исходя из высокого понятия о призвании епископа и о предъявляемых к нему строгих нравственных и религ. требованиях, И. считал своей главной обязанностью учить вере не только свою паству, но и всю Церковь. Проникнутый долгом учительства, в начале епископства (ок. 353-355) И. составил комментарий на Евангелие от Матфея. Вероятно, в это время он познакомился со св. Мартином Милостивым (буд. еп. Турский,). И. принял его в пиктавийский клир.
Вскоре мирная пастырская деятельность И. была прервана арианскими спорами. После победы над узурпатором имп. Магненцием и смерти последнего в авг. 353 г. имп. Констанций II стал единоличным правителем всей империи. Покровительствуя арианству, он хотел добиться единства в империи не в последнюю очередь с помощью церковного единства, для установления к-рого начал гонения на непокорных сторонников Вселенского I Собора (Никейского) и учения о единосущии. В сент. 353 г. имп. Констанций прибыл в Лугдун (ныне Лион), а затем в Арелат (ныне Арль), где созвал Собор, на к-ром принудил всех присутствовавших епископов, несмотря на противодействие их и папских легатов, подписать осуждение свт. Афанасия; лишь свт. Павлин, еп. Треверский, отказался признать решения Собора, за что был низложен и сослан во Фригию. Ввиду противодействия решениям Собора со стороны свт. Либерия, еп. Римского, защищавшего свт. Афанасия и Никейский Собор, а также с целью дальнейшего укрепления арианства на Западе по указанию имп. Констанция в 355 г. в Медиолане (ныне Милан) был созван новый Собор, на к-ром главными исполнителями воли императора стали епископы Сатурнин Арелатский, Валент и Урсакий. Видные представители зап. епископата - свт. Евсевий Верцелльский, свт. Дионисий Медиоланский и Луцифер Каралитанский отказались принять участие в осуждении отсутствующего свт. Афанасия и были сосланы на Восток. Через нек-рое время свт. Либерий, также отказавшийся поставить подпись под осуждением свт. Афанасия, был отправлен в ссылку во Фракию, а на его место временно назначен архидиак. Феликс. Осенью 355 г., вероятно в Паризиях (ныне Париж), был созван Собор галльских епископов, оставшихся верными православию и несогласных с решениями Арелатского и Медиоланского Соборов. По поручению участников Собора И. издал постановления, в к-рых они заявляли, что разрывают церковное общение с главными виновниками распространения арианства на Западе - Сатурнином, Урсакием и Валентом; к остальным же епископам, подписавшим решения Медиоланского Собора, они обратились с призывом к покаянию. Эти постановления были также отправлены для одобрения сосланным на Восток зап. исповедникам - святителям Павлину, Дионисию, Евсевию и еп. Луциферу. С этого момента И. стал главным защитником православия и противником арианства на Западе. Он понимал, что без одобрения императора изданные им декреты не имели должной юридической силы, поэтому в том же году, воспользовавшись неспокойной политической ситуацией в Галлии, подвергшейся нашествию герм. племен, лично обратился к имп. Констанцию с посланием, известным под названием «Книга к августу Констанцию», в к-ром не только уверял его в полной политической лояльности Галлии, но и попытался привлечь внимание императора к религ. притеснениям православных, не желающих принять арианское учение и подчиняться своим арианствующим епископам. Ввиду этого он просил императора, во-первых, сделать распоряжение, чтобы местные гражданские власти не вмешивались в дела клириков; во-вторых, дозволить народу следовать за теми епископами, которых сам он признает православными; в-третьих, возвратить из ссылки епископов, несправедливо сосланных за отказ подписать осуждение свт. Афанасия. Авторитет, к-рым в то время пользовался И. среди галльского епископата, и его обращение к императору, от к-рого можно было ожидать неприятностей для арианской партии, побудили ее вождей приступить к решительным действиям против И. Весной 356 г. Сатурнин Арелатский при участии Урсакия и Валента созвал Собор в Бетеррах (ныне Безье, Франция), в котором, вероятно, приняли участие и нек-рые из галльских епископов - единомышленников И. И. также явился на этот Собор, созванный, по его словам, «происками лжеапостолов», чтобы обличить их ересь. Хотя точно неизвестно, как проходили заседания Собора, скорее всего от И. и др. галльских епископов потребовали осуждения свт. Афанасия. И. в свою очередь потребовал сначала обсудить догматические вопросы о соответствии арианства правосл. вероучению, надеясь разоблачить вождей арианства. Однако инициаторы Собора, боясь общественного мнения, отказали ему в этой просьбе и, избегая обсуждения догматических вопросов, настаивали лишь на осуждении свт. Афанасия. Иларий решительно отказался повиноваться этому требованию,
Вероятно не добившись на Соборе церковного низложения И., его инициаторы решили прибегнуть к хитрости и с помощью имп. власти отправить в ссылку непокорного И. На него был составлен ложный донос не столько из вероучительных, сколько из политических обвинений предположительно в связях с мятежниками во главе с генералом Сильваном, что было «недостойно не только святости епископа, но и верности мирянина». Донос был подан кесарю Юлиану, который в то время находился в Галлии (во Вьенне), а он, несмотря на просьбы и оправдания И., отправил донос имп. Констанцию, который, поверив клевете, летом 356 г. издал указ о ссылке И. на Восток. Вместе с И. в ссылку был отправлен и Роданий из Толозы (ныне Тулуза) - единомышленник И., поддержавший его на Соборе в Бетеррах
Ссылка на Восток (356-360).
Местом ссылки И. была назначена Фригия однако в отличие от др. ссыльных епископов И. не был стеснен в передвижении и за время ссылки побывал во мн. городах 10 малоазийских провинций. Галльские епископы, столь решительно присоединившиеся к выступлению И. против Сатурнина, Урсакия и Валента, были верны ему и после его удаления на Восток; кафедра И. оставалась незамещенной все время его изгнания, так что он мог поддерживать связь с паствой через верных ему пресвитеров. И. не испытывал к.-л. насилия и притеснения со стороны властей, за исключением контроля над его корреспонденцией. Он максимально использовал это время для восстановления православия и борьбы с арианством. Прежде всего И. приступил к изучению вост. богословия, начав с трудов Оригена, считавшегося одним из крупнейших греческих богословов. Плохо владея греч. языком, И. нередко встречал затруднения при чтении Оригена; в этих случаях он обращался за помощью к пресв. Илиодору, с которым находился в дружеских отношениях. И. составил комментарии на Книгу Иова, которые, по мнению блж. Иеронима, были лишь переводом комментариев Оригена. Не меньшее внимание И. уделял изучению церковной ситуации на Востоке, ознакомлению с учением и богословскими мнениями различных религ. партий, кропотливо собирая материал для буд. историко-догматических сочинений. И. не проявлял теперь нетерпимости к еретикам, отличавшей его в первые годы епископства; он не только не избегал бесед с ними, но и принимал участие в совместных молитвах (впрочем, не вступая с ними в евхаристическое общение), тем самым надеясь подготовить им путь к возвращению в Церковь через покаяние Впечатления, к-рые И. вынес от наблюдения за церковной жизнью на Востоке, были самые тяжелые. Арианская ересь распространилась по церквам почти во всех вост. провинциях империи, достигнув значительной силы и пользуясь большим почетом в обществе, что делало борьбу с ней очень трудной Будучи лишен права проповеди, И. в целях борьбы с арианством приступил к составлению большого сочинения о Св. Троице, которое должно было заменить его личную проповедь никейской веры. С этой же целью он писал многочисленные письма на Запад галльским епископам, но долгое время не получал от них ответа, что объяснялось не их изменой истине, как подозревал И., а его удаленностью от них и неизвестностью его местопребывания.
С 357 по 359 годы по инициативе императора были созваны 3 собора: Сирмийский, Анкирский и Ариминский. Иларий надеялся на этих соборах вернуть в Православие часть еретиков, имевщих наименьшие разногласия с православными, и которые были готовы это сделать. Но с помощью обмана и под давлением императора, на всех этих соборах восторжествовало арианство.
И. тогда еще не понимал хитрости церковной политики имп. Констанция, который, не выступая лично, предпочитал действовать через покорных епископов. Ему казалось, что император, плохо разбирающийся в богословских вопросах, обманут придворными епископами-арианами и что, объяснив ему происходящее и изложив истинное учение о Сыне Божием, можно приобрести в его лице защитника никейской веры. В кон. 359 г. И., ища возможности оправдаться от ложных обвинений, приведших к его ссылке, к-рые были выдвинуты против него Сатурнином Арелатским, обратился к императору с просьбой о личной аудиенции. Текст этого обращения сохранился под названием «Вторая книга к имп. Констанцию». Доводя до сведения императора обстоятельства, ставшие причиной его ссылки, И. для полного оправдания себя указывал, что готов доказать свою невиновность в личном диспуте с Сатурнином Арелатским, находившимся в это время в столице.. Зная, что мн. зап. епископы были введены в заблуждение в Аримине И. решил разоблачить интриги, имевшие место на Селевкийском и Ариминском Соборах, и написать сочинение против главных виновников обмана - Урсакия и Валента
В ночь на 1 янв. 360 г. в К-поле под давлением императора, стремившегося начать юбилейный, 10-й год своего правления с провозглашения церковного мира, арианская формула была подписана всеми делегатами Селевкийского и Ариминского Соборов. По свидетельству И., имп. Констанций принудил епископов подписаться под угрозой ссылки. И., бежал из К-поля по собственной инициативе без разрешения императора, на что он сам намекает в соч. «Против Констанция»: «Я имел полное право бежать в правление Нерона [т. е. Констанция]» Истинные причины и обстоятельства отъезда И. из К-поля остаются неизвестными
Окончательно убедившись, что главным виновником торжества арианства является император, И. решил более не хранить молчание, но разоблачить лживую религ. политику имп. Констанция в резком памфлете, получившем название «Книга против императора Констанция», к-рый он адресовал галльским епископам. В сочинении И. намеревался подробно описать гонения имп. Констанция на Церковь Христову, к-рые, по мнению И., были хуже преследований Нерона и Деция; он хотел открыто рассказать о насилиях, производимых имп. чиновниками в Александрии, Треверах (ныне Трир), Медиолане, Риме, Толозе и др. городах империи, и, подобно свт. Афанасию Великому, изложить истинную историю Ариминского и Селевкийского Соборов, завершившихся благодаря императору торжеством меньшинства над большинством. Это сочинение И. начал писать еще до отъезда из К-поля, но закончил уже после возвращения в Галлию; однако, поскольку он не скупился на резкие выражения в адрес императора, к-рого открыто назвал антихристом, что могло послужить основанием для привлечения автора к судебной ответственности по обвинению в оскорблении величества, целиком сочинение было опубликовано не ранее дек. 361 г., после смерти имп. Констанция
Возвращение в Галлию и последние годы жизни (360-367).
Точно неизвестно когда и как И. покинул К-поль и отправился в Галлию Скорее всего И. избрал для возвращения морской путь; если учесть, что навигация по Средиземному м. не осуществлялась в зимнее время, то И. отплыл из К-поля не ранее весны 360 г. Как сообщает Сульпиций Север, по пути И. решил посетить Рим, вероятно, для встречи с вернувшимся из ссылки за 2 года до этого свт. Либерием, чтобы рассказать ему правду о торжестве ариан над остальными партиями на Востоке и выяснить его вероучительную позицию, а также, возможно, чтобы подать апелляцию о восстановлении его на Пиктавийской кафедре В начале лета 360 г. И. отправился в Толозу а оттуда - в Пиктавий, куда прибыл, вероятно, в кон. 360 - нач. 361 г.; он был встречен народом с большим ликованием
В нач. 360 г. в Галлии войска провозгласили августом кесаря Юлиана, к-рый начал военно-политическую борьбу с имп. Констанцием и объявил политику религ. свободы. Это обстоятельство дало галльским епископам возможность начать активные действия по восстановлению православия. Они с большим воодушевлением встретили И. как «победителя, возвратившегося с битвы [за веру]», Сульпиций Север сообщает о множестве Соборов, проведенных в то время в Галлии для устранения последствий Ариминского Собора и восстановления православия. На Парижском Соборе галльские епископы сделали для восстановления общения с православными Востока все, что советовал им И., пользовавшийся большим влиянием на Западе. В «Хронике» под 360 г. блж. Иероним пишет, что «Галлия благодаря Иларию осуждает обманы ариминского вероломства», а Сульпиций Север добавляет к этому, что под влиянием И. на одном из галльских Соборов было принято постановление, согласно к-рому епископы, подписавшие ариминскую формулу, принимались в общение без дисциплинарных взысканий, если отрекались от нее и возвращались к исповеданию никейской веры; так что принесли покаяние почти все епископы, подписавшие ариминскую формулу, в результате чего И. «вернул церковную веру в изначальное состояние». Сульпиций Север сообщает подробности о др. Соборе, который проходил скорее всего в Бетеррах после смерти имп. Констанция 3 нояб. 361 г. и вступления на престол имп. Юлиана Отступника. На этом Соборе был нанесен решительный удар арианству в Галлии и низложен один из главных вождей ариан - митрополит Галлии еп. Сатурнин Арелатский. Наказание постигло его не только за ересь, но и за др. преступления, в к-рых он был уличен, в т. ч., возможно, за ложный донос на И. Вместе с ним был низложен еп. Патерн из Петрокорики, также не пожелавший отречься от ариминской формулы. Епископы, отказавшиеся от нее, были приняты в общение. В этом была большая заслуга И., хотя приписывать ему одному освобождение всей Галлии «от еретического бедствия» нельзя, во-первых, потому, что Запад в действительности никогда не был до конца арианским и, во-вторых, потому, что не меньшая заслуга в этом принадлежала др. зап. исповедникам - Фивадию Агинскому и Евсевию Верцелльскому
В правление имп. Юлиана Отступника в 362-363 гг. И. защищал галльскую Церковь от насилия со стороны Диоскора - викария префекта Саллюстия, к-рый поддерживал имп. политику возрождения языческих культов После смерти имп. Юлиана, в правление имп. Валентиниана I (364-375) И. продолжил борьбу с арианством уже за пределами Галлии. Медиоланскую кафедру занимал арианин Авксентий, ранее отлученный на Парижском Соборе, но пользовавшийся расположением и поддержкой нового императора, резиденция к-рого размещалась в Медиолане. Зимой 364/5 г. И. решился разоблачить Авксентия в глазах императора и доказать ему, что Медиоланский епископ верует иначе, чем император и вся Церковь. Имп. Валентиниан назначил публичное состязание между И. и Авксентием при участии 2 имп. чиновников и 10 епископов, в числе к-рых находился вернувшийся из ссылки исп. Евсевий Верцелльский. Диспут Авксентий начал с того, что И. не следует слушать, т. к., по его словам, И. был лишен епископского сана Сатурнином Арелатским. Однако после успешной защиты И. от клеветы было решено вернуться к вероучительным вопросам, в результате чего Авксентий был вынужден исповедовать Христа истинным Богом, единым по божеству и сущности с Богом Отцом. Не удовлетворившись этим, И. потребовал от него письменного изложения веры. Авксентий попытался ограничиться неясной формулой, из которой можно было заключить, что Христос - это или истинный Сын, или истинный Бог. И. отметил двусмысленность этой формулы, но император признал ее достаточной и приказал И. удалиться из Медиолана. Тогда И. обратился к епископам в соч. «Против Авксентия», в котором разъяснял скрытый смысл вероизложения Авксентия и призывал правосл. епископов не поддаваться влиянию имп. двора, поддерживающего еретика. Старания И. освободить епископскую кафедру имп. резиденции от арианина, чтобы заместить ее сторонником никейской веры, однако, не увенчались успехом: несмотря на многократные церковные осуждения, Авксентий оставался на своей кафедре до смерти в 374 г.
О последних годах пастырского служения И. сохранилось очень мало известий. Эти годы относительного церковного и гражданского мира И. посвятил заботам о просвещении паствы, об улучшении богослужебной жизни и о распространении аскетизма в Галлии. По возвращении на родину И. радушно принял в Пиктавии своего ученика Мартина (впосл. епископ Турский), и приказал ему основать в Локотигиаке (ныне Лигюже) недалеко от города небольшой монастырь, впосл. ставший одним из центров галльского монашества Для нужд своих клириков и паствы И. составил неск. экзегетических сочинений В это же время И. по образцу вост. Церквей решил ввести в зап. богослужение хоровые песнопения, для чего написал ряд лат. богослужебных гимнов, впосл. вошедших в зап. литургические сборники. Одновременно И. продолжал собирать церковные документы по истории проникновения арианства на Запад и последующей борьбы с ним, намереваясь, по-видимому, закончить исторический труд на эту тему Он также занимался переписыванием Свящ. Писания, вероятно для личного употребления. Сохранилось сообщение о том, что Перпетуй, еп. Турский (V в.), завещал Евфронию, еп. Августодуна (ныне Отён), Евангелие, «переписанное Иларием, некогда Пиктавийским священником» Дата кончины И. остается предметом споров. Согласно Сульпицию Северу, И. скончался на 6-м году после возвращения на родину. Однако дата возвращения И. в Галлию не установлена с точностью.. За святость жизни, чистоту веры и защиту православия против арианства И. удостоился титула «западного Афанасия» . Наиболее достоверные источники о житии св. Илария – сочинения блж. Иеронима «О знаменитых мужах» (393) и Сульпиция Севера «Хроника» (нач. V в.). Известны многочисленные чудеса по молитвам свт.Илария как после смерти, так и при жизни. В наст. время часть мощей И. хранится в крипте базилики Сент-Илер-ле-Гран в Пуатье, реликварий с главой - в ризнице кафедрального собора в Ле-Пюи.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Согласие на передачу  персональных данных

Защита от спама: