Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Русская словесность в свете Православной духовности

О сущности революции, сказке Салтыкова-Щедрина и замысле романа Ф.М. Достоевского "Бесы"

Тема революции чрезвычайно важна для современного человека, человека современной культуры. Важна по той причине, что революция, которая произошла сто лет назад, продолжает существенно влиять на жизнь каждого из нас.сказка Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Напомню сюжет. Два генерала попали на необитаемый остров, где их ожидает неминуемая смерть, так как они не приспособлены к жизни и ничего не умеют делать своими руками. Но тут, чудесным образом, появляется мужик, который ловит рябчиков, ловит рыбу и кормит генералов. Затем мужик сплетает веревку, на которую генералы привязывают мужика к себе, чтобы они не сбежал. Мораль сказки понятна. Щедрин показывает, что жизнь генералов находится в руках мужика - того, кто их кормит. Но мужик, попав на необитаемый остров, вместо того, чтобы взять власть в свои руки, покорно подчиняется генералам. Писатель негодует по поводу русского крестьянина, рабочего, упрекая их в рабской покорности, глупости, забитости. И писатель звал к революции – надо скинуть генералов, и тогда мужик заживет свободно и осмысленно. И вот революция через 30 лет пришла. Что – мужик стал сознательным и поумнел? Нет. Другое произошло в революцию, гораздо более глубокое изменение, чем о том думал Щедрин. Ведь почему мужик не взял власть в руки? Причина - не глупость, не рабство, причина совершенно в другом. Русский человек многие столетия воспитывался в христианской вере, для которой социальное положение человека не принципиально. Христианство ведь родилось во время рабовладельческой культуры. И вот что говорит апостол Павел рабу: исполняй свой труд перед Господином, как перед Богом. Господину говорит: воздавай должное и справедливое рабу твоему, и помни, что над тобой также есть Господь. Христианин – раб Божий. Главная свобода – внутренняя, свобода от своих желаний, от своих страстей. И в этом смысле неважно кто человек по социальному статусу – мужик или генерал. Генерал может быть рабом своих страстей, а мужик – господином. Это главное. Человек думал, примерно, так: мне выпала доля быть крестьянином и работать на земле, а другому доля выпала быть генералом. И человеку в голову не приходила идея: почему я не генерал, в том время как могу быть генералом. Мужик Щедрина – это человек христианской культуры. В такой культуре революция невозможна, так как человек главное в своей жизни видит не в том, какое место на социальной лестнице он занимает, а в совершенствовании своей внутренней жизни, в изменении себя к лучшему.
Так вот: суть революции в том, что народ, большая его часть, отказалась от установок традиционной для России христианской культуры. Отныне для человека вопрос равенства переносится из религиозной в социальную сферу: теперь каждый спокойно соглашается с тем, что, при определенных условиях, он смог бы стать и руководителем страны, и олимпийским чемпионом, и великим ученым и т.д. Вместе с этим переносом происходит и перенос внимания со своего внутреннего мира на мир окружающий, так как теперь в нем видится источник счастья. Перемена – радикальная, революционная. Такой человек всегда подсознательно готов к революции.
Вот об этом и пишет, пророчествует Достоевский в своих поздних романах. Он с женой четыре года прожил в Европе и увидел, как зарождается революционное движение, видел, как рождается новый человек.
В «Дневнике писателя» он описывает этого нового, прогрессивного человека. Схватывает суть: грядущий новый человек не хочет работать над собой, но свободы хочет. «По-моему, одно: осмыслить и прочувствовать можно даже и верно и разом, но сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека. Тут дисциплина. Вот эту-то неустанную дисциплину над собой и отвергают иные наши современные мыслители: «Слишком-де много уж было деспотизму, надо свободы», а свобода эта ведет огромное большинство лишь к лакейству перед чужой мыслью, ибо страх как любит человек все то, что подается ему готовым. Мало того: мыслители провозглашают общие законы, то есть такие правила, что все вдруг сделаются счастливыми, безо всякой выделки, только бы эти правила наступили. Да если б этот идеал и возможен был, то с недоделанными людьми не осуществились бы никакие правила, даже самые очевидные».
В России идут те же процессы – нарождается новый человек. В конце 60-х происходит убийство, которое взволновало все русское общество. Был убит студент Иванов своими товарищами, убит только за то, что решил выйти из движения. Достоевский пишет роман «Бесы», в котором показывает сущность революции.
Главный принцип изображения героев: мир устроен Богом не только по законам физическим и психическим, но, прежде всего, по законам духовным, которые суть условия существования души. Наличие, действенность и неотменимость последних свидетельствуется каждым мгновением человеческой жизни состояниями счастья или несчастья. С этой точки зрения, человек не может быть свободным от духовных законов, что само по себе уже есть закон, выраженный словами Христа: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от меня, ибо я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо и бремя Мое легко» (Мф., 11; 28-30). То есть, душа всегда находится под чьим-то бременем – Божьим или бременем греха. Иго греха как раз и становится всевластным от неисполнения духовных законов.
Если ты нарушаешь заповеди, ты, незаметно для себя, начинаешь слушать те помыслы, которые приходят от бесов. Труд над собой – это ведь и есть исполнение заповедей. Вот философия романа. Это то, что увидел Достоевский в революционном движении.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем