- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 15
- |
- Видео 7
- |
- Мероприятия 0
Проповедь в день памяти св. Людмилы
Из интернета
**************
Однажды Спаситель сказал Своим ученикам: «Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее» (Мф. 10, 35). Это не значит, конечно, что Христос пришел разрушить семейные отношения между людьми, более того, христианство, как никакая другая религия, учит любви к ближним, утверждает святость и нерушимость брака и семьи. Просто Христос, действительно, важнее всего в жизни христианина. Только в Нем человек обретает подлинную жизнь, радость, любовь и свободу. Ради этой жизни нужно быть готовым оставить всё остальное, даже самое по-человечески дорогое.
Жизнь княгини Людмилы Чешской показывает, что эти жесткие и горькие слова Спасителя не какая-то смелая метафора или риторическое преувеличение: иногда они сбываются в самом буквальном смысле этого слова. Действительно, твердая вера во Христа святой княгини вызвала столь лютую ненависть в ее невестке, жене среднего сына, что последняя даже устроила убийство своей свекрови. Эта история может показаться еще одной картиной жестоких средневековых нравов, безысходной трагедией, торжеством дикости и зла, — на самом деле, как мы увидим, страдания и мученическая смерть святой Людмилы Чешской обернулись торжеством истинной веры и в ее собственной жизни, в судьбах ее страны, других славянских народов, в конечном счете, всего христианского мира.
Святая Людмила Чешская была женой герцога (князя) Богемии (Чехии) Борживоя I (ок. 870-894), первого достоверно известного чешского правителя. Супруги жили в эпоху исторического самоопределения славянских народов: в этот период возникли первые славянские государства, на это время приходится миссия святых братьев Кирилла и Мефодия, Просветителей Словенских. По преданию, именно равноапостольный Мефодий обратил в истинную веру Борживоя и Людмилу и крестил их в Велеграде, при дворе князя Великой Моравии Святополка (871-885).
Князь Борживой много сделал для христианского просвещения своего народа, построил первую христианскую церковь в Чехии — храм св. Климента, где стал служить присланный святым Мефодием священник. Однако процесс обращения в христианство всего чешского народа был долгим и трудным. Христианское устроение общества, основанное на законности и милосердии, было несовместимо с прежними варварскими родоплеменными отношениями, которые во многом держались на силе и произволе военной аристократии. Не случайно, поэтому, языческая военная знать уже при жизни Борживоя подняла мятеж против своего государя. Восстание было подавлено с большим трудом и только при помощи Святополка Моравского, союзника чешского князя. Тем не менее, и после победы Борживоя языческая партия в Чехии не ослабла, а после смерти этого князя в правление его детей Спытигнева I (ок. 894—915) и Вратислава I (915—921) еще больше усилилась.
«Момент истины» наступил после смерти Вратислава, когда княжеский трон перешел к его 13-летнему сыну Вячеславу (Вацлаву). Людмила, пережившая мужа и сыновей, стала регентом при малолетнем князе. Языческая знать сочла это время удачным, чтобы прийти к власти. Во главе заговора стала уже упоминавшаяся невестка Людмилы, жена Вратислава Драгомира. Этот переворот завершился успехом: Людмила была отстранена от власти и заточена в замке Тетин. Драгомира, однако, не остановилась на этом: она послала в Тетин двух убийц, которые в ночь с 15 на 16 сентября 921 года задушили святую ее собственной вуалью.
Язычница, лишь номинально принявшая христианство, Драгомира, очевидно, не просто хотела захватить власть, но и искренне ненавидела христианство и соответственно свою свекровь. И действительно, убийство уже пожилой женщины (Людмиле на момент мученической смерти было больше 60-ти лет) не имело никакого политического смысла, и явно было вызвано лишь желанием мести, являлось лишь проявлением какой-то непонятной жестокости. Вообще иррациональная ненависть, которую часто испытывают к христианству и к христианам их противники, явно свидетельствует, что здесь действуют уже не человеческие, а темные бесовские силы.
Казалось бы, Людмила и вообще христианская миссия в Чехии безвозвратно проиграли язычеству: по человеческим соображениям, святая княгиня не смогла подавить заговор, удержаться у власти и т.д. Однако, в конечном счете, святая Людмила добилась гораздо большего, чем просто политическая победа над противниками. Своей твердой верой, святой жизнью и мученической смертью она сумела воспитать своего внука Вячеслава христианином, который в будущем, несмотря на языческое окружение и влияние матери, станет благоверным князем, вернет свою страну на путь христианского просвещения, перенесет останки святой Людмилы из Тетина в Прагу, в церковь Св. Георгия Победоносца (Св. Йиржи) на Пражском граде (здесь они покоятся и по сей день) и, в конечном счете, сам примет мученическую смерть за Христа.
Подвиг святой Людмилы актуален и в наше время. И сегодня почти каждый верующий человек призван проповедовать Христа, в первую очередь, в собственной семье, не только словами, но и всею своею жизнью. Нужно быть готовым, что многие и самые близкие люди могут не понять нас, и христианская вера будет даже вызывать в них ненависть и раздражение. Но наше терпение и любовь, наши усилия и скорби, в конечном итоге, не будут напрасными, если мы будем твердыми в вере - как святая мученица Людмила, княгиня Чешская.
Популярное видео
-
Смысли: О самопознании, состоянии варварства, упрощении жизни и разговорах об "особом пути" России
Громовы Валерий и Людмила · 688 просмотров -
1:00:03
"ДиДюЛя" в Кремле 2010 HD 1080p (Режиссерская версия)
Виталий · 1244 просмотра -
04:29
01 ОКТЯБРЯ Мчч Бидзины, Шалвы и Элизбара, князей Ксанских 1660 Груз
Александр · 1075 просмотров