Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Борьба с древом греха

Священное Писание и подвижники о покаянии

xn----8sbafadq0fqfbclf0bd5h4c.xn--p1ai/uploads/posts/fundament/pokaynie.jpg

www.pravoslavie.ru/sas/image/102310/231047.p.jpg?0.8484262055717409

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ О ПОКАЯНИИ

«Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17).

«Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» (Пс. 33: 19).

«Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои» (Пс. 50: 3).

«И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет» (Иез. 18: 21–22).

«Покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением» (Иез. 18: 30).

«Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1, 8).

«И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого… и царь Ниневитян встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего от насилия рук своих» (Иона 3: 5–8).

«Енох угодил Господу и был взят на небо – образ покаяния для всех родов» (Сир. 44: 15).

«Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9: 13).

«На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15: 7).

«Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли… помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое!» (Лк. 23. 41-42).

«Покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего» (Деян. 8: 22).

«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1: 9).

«Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» (Деян. 17: 30-31).

«Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3: 9).

«Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть»(2 Кор. 7: 10).

«Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя» (Откр. 3: 3).

«Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся» (Откр. 3: 19).

ПОДВИЖНИКИ О ПОКАЯНИИ

«Если кто-нибудь, начав покаяние, удержит свою душу от злых желаний и даст обет Богу, что не будет уже повторять сделанных им грехов, и в таком расположении назавтра умрет, то Бог примет его покаяние, как и разбойника. Ибо начинать покаяние в воле человека, а жить или умереть – зависит от Бога. Бог, по благости Своей, многих начинавших покаяние восторгает от земли для их пользы, предвидя, что они опять пали бы и погибли, если бы дольше жили» (Святитель Афанасий Великий).

«Самый верный знак, по которому всякий кающийся грешник может узнавать, действительно ли грехи его прощены от Бога, есть тот, когда мы чувствуем такую ненависть и отвращение от всех грехов, что лучше согласимся умереть, нежели произвольно согрешить перед Господом» (Святитель Афанасий Великий).

«Покаяние требует, чтобы человек сперва возопил в себе и сокрушил сердце свое, потом стал добрым примером для других» (Святитель Афанасий Великий).

«Боже, милостив буди мне, грешному. Обманулся я, Христе мой, и, чрез меру понадеявшись на Тебя, занесся высоко – и очень глубоко ниспал. Но опять подними меня вверх, ибо сознаю, что сам себя ввел я в обман. А если опять превознесусь, то пусть опять паду и падение мое да будет сокрушительно! Если Ты меня примешь, я спасен: а если нет, то я погиб» (Святитель Григорий Богослов).

«Кто приносит покаяние, тот не только должен омывать грех свой слезами, но покрывать прежние прегрешения лучшими делами, чтобы ему не вменился грех» (Святитель Амвросий Медиоланский).

«Покаяние – корень благочестия. Покаемся же и своим покаянием склоним Бога к тому, чтобы Он и положил конец войнам, и укротил варваров, и прекратил вражеские мятежи, и дал нам наслаждение всеми благами. Сильно умилостивляет Бога покаяние, если кто, искренно раскаиваясь, обращается к Нему» (Святитель Иоанн Златоуст).

«Если бы мы постоянно вспоминали о грехах своих, тогда ничто из предметов внешних не могло бы питать в нас гордость: ни богатство, ни могущество, ни власть, ни слава, – но если бы даже мы сидели на царском троне, и тогда плакали бы горько» (Святитель Иоанн Златоуст).

«Покаяние состоит в том, чтобы уже не делать впредь того же, а кто принимается за прежние дела, тот, по пословице, бьет шерсть над огнем и черпает воду решетом» (Святитель Иоанн Златоуст).

«Если ты будешь постоянно содержать в памяти грехи свои, то никогда не будешь злопамятствовать на ближнего, ни гневаться, ни злословить, ни надмеваться, ни впадать в те же грехи и сделаешься более крепким к совершению дел добрых» (Святитель Иоанн Златоуст).

«Когда согрешишь, плачь и стенай не о том, что будешь наказан, ибо это ничего не значит; но о том, что ты оскорбил своего Владыку, Который столь кроток, столько тебя любит, столько заботится о твоем спасении, что и Сына Своего предал за тебя. Вот о чем ты должен плакать и стенать, и плакать непрестанно. Ибо в сем состоит исповедание» (Святитель Иоанн Златоуст).

«Истинное покаяние не то, которое произносится лишь на словах, а то, которое утверждается делами и, исходя из самого сердца, истребляет скверну нечестия» (Святитель Иоанн Златоуст).

«Кающийся должен не гневаться и не сердиться, а сокрушаться как виновный, как не имеющий дерзновения, как осужденный, который должен получить спасение по одной только милости, как человек, оказавшийся неблагодарным к благодетелю, отверженный и достойный бесчисленных наказаний» (Святитель Иоанн Златоуст).

«Никогда Бог не отвергает искреннего раскаяния, но даже если бы кто дошел до самой крайней порочности, а потом решил опять возвратиться на путь добродетели, и того Он принимает, и приближает к Себе, и делает все, чтобы привести его в прежнее (и даже лучшее) состояние»(Святитель Иоанн Златоуст).

«Нет такого греха, который не изглаждался бы покаянием. Для того Иисус Христос и избрал (для примеров) крайние степени нечестия, чтобы никто при конце не мог чем-нибудь оправдать [свою нераскаянность» (Святитель Иоанн Златоуст).

«Плоды покаяния – это, в первую очередь, вера во Христа, а кроме того и евангельское жительство в обновлении жизни, освобожденное от дебелости буквы» (Святитель Кирилл Александрийский).

«Ему не нужны дары; некому взять их и остановить тебя; прямо входишь к Самому Царю, и Он принимает тебя, потому что непамятозлобив, человеколюбив и сожалеет о бедствиях человеческих (см.: Иоил. 2: 13). Прежде, нежели скажешь что-нибудь, неважное или важное, Он предвидит, о чем будешь говорить. И прежде, нежели отверзешь уста свои, наперед знает, что у тебя в сердце. Не колеблись и не скрывай своего недуга» Преподобный Ефрем Сирин).

«Если бы не было покаяния, давно бы погиб род человеческий» (Преподобный Ефрем Сирин).

«Покаяние не имеет нужды в шуме и пышности, но нужна ему исповедь» (Преподобный Ефрем Сирин).

«Начало покаянию полагается на словах, потому что словесное исповедание есть предначатие покаяния. Потому и мытарю дается предначатие спасения; несовершенно освободил его Господь от долга, потому что несовершенное еще принес он покаяние» (Преподобный Ефрем Сирин).

«Покаяние – это древо жизни, потому что воскрешает многих умерших грехами» (Преподобный Ефрем Сирин).

«Никто столь не благ и не милосерд, как Господь, но некающимся и Он не прощает»(Преподобный Марк Подвижник).

«Всякий, кто с покаянием и молением просит, в надлежащее время снова примет силу свыше и сможет получить бесстрастие» (Преподобный Нил Синайский).

«Непрестанно пребывай в покаянии, которое является основанием нашего спасения, так как мы не знаем ни дня, ни часа, в который придет Господь» (Преподобный Нил Синайский).

«Совершенное покаяние состоит в том, чтобы более не делать тех грехов, в которых мы каемся или в которых нас обличает совесть. А доказательством, что они прощены нам, служит то, если из наших сердец истреблено и расположение к ним» (Преподобный Иоанн Кассиан).

«Кто оправдывает себя, тот отчуждает себя от покаяния» (Преподобный Исаия).

«Приносящие истинное покаяние не занимаются уже осуждением ближних, они занимаются оплакиванием своих грехов» (Преподобный Исаия).

«Каждый должен заботиться о своих душевных недугах! Каждый должен оплакивать свои грехи, не осуждая ближнего! Если бы мое греховное, несчастное состояние было постоянно перед моими взорами, я не обращал бы внимания на преткновения брата моего» (Преподобный Исаия).

«Как бы ни возвышенны были наши подвиги, но если бы мы не стяжали болезнующего сердца, то эти подвиги и ложны, и тщетны. При исходе души нашей мы не будем ни в чем обвиняемы так, как в том, что не плакали непрестанно о грехах своих. Ибо плач имеет двоякую силу: истребляет грех и рождает смиренномудрие» (Преподобный Иоанн Лествичник).

«Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного» (Преподобный Исаак Сирин).

«Истинное покаяние с исповедью и слезами, как некими пластырями и лекарствами, омывает и очищает рану сердца и самую язвину, какую до сердца открыло жало мысленной смерти, – потом извлекает вон червя, который сделал себе внутри нору и жил там, и убивает его, – наконец залечивает рану и место ее делает совершенно здоровым, так что даже и следа ее не остается» (Преподобный Симеон Новый Богослов).

«И кто много нагрешил, да дерзает о покаянии, и кто в небольшие впал погрешности, да не думает, что получит прощение грехов своих за одни свои добрые дела, но да явит и он покаяние – и покаяние не то, которое объявляется словами или показывается постом, сухоядением, долулеганием и другими подобными лишениями телесными, хотя и это всё идет к делу, но которое бывает в сокрушении и болезновании души и сердца» (Преподобный Симеон Новый Богослов).

«Приучи мало-помалу сердце свое говорить о каждом брате: «Поистине он лучше меня». Таким образом мало-помалу приучишься считать себя грешнее всех людей. Тогда Святой Дух, вселившись в тебя, начнет жить с тобою. Если же укоришь человека, то отойдет от тебя благодать Божия и дастся тебе дух во осквернение плоти, ожесточится сердце твое, удалится умиление и ни одному из духовных благ не будет места в тебе» (Изречения безымянных старцев).

«Старец отвечал на вопрос, почему нас так беспокоят бесы: “Потому что мы отвергли оружие наше: самоукорение, смирение, нищету и терпение”» (Изречения безымянных старцев).

«Покаяние – сокрушение, что ничего, кроме грехов, не имеешь. Истинно кающийся сам себе уничижает, как пред Богом, так и пред человеками, рассуждая, что в себе ничего не находит, кроме грехов, растления и немощи: душу имеет, но помраченную грехами, и тело, но растленное теми же грехами; и вменяет себе, как град или опустошенный и разграбленный от разбойников, или как путника, впавшего в разбойники. И утешается милостью благоутробнаго Небеснаго Отца, всем кающимся и ему, яко единому от всех, отверстою» (Святитель Тихон Задонский).

«Покаяние – сознание себя недостойным никаких благ от Бога. Рассуждая свое недостоинство, признает себя недостойным пищи, пития, одежды, света и прочих благих от Бога человекам подданных, яко благих Источника и Подателя прогневлял и раздражал, и к Которому должен быть благодарен за благодеяния, Тому неблагодарен был, и тако себе недостойным сотворил; но паче достойным себе судит быть всякого наказания, не токмо временного, но и вечнаго, яко вечнаго и безконечнаго Бога раздражал; однако ж утешается Божией благодатью, во Христе Иисусе обещанною. Сие истинное есть смирение, которое Божию благодать к себе привлекает. «Смиренным бо Бог дает благодать» (Иак. 4: 6) » (Святитель Тихон Задонский).

«Укоряйте себя, укоряйте свое немощное произволение… В обвинении себя найдете утешение. Обвините себя и осудите себя, а Бог вас оправдает и помилует» (Святитель Игнатий (Брянчанинов)).

«Покаяние есть сознание своего падения, соделавшего естество человеческое непотребным, оскверненным и потому постоянно нуждающимся в Спасителе» (Святитель Игнатий (Брянчанинов)).

«Покаяние очищает душу от всех согрешений, восстанавливает разрушенное святилище Божие» (Святитель Игнатий (Брянчанинов)).

«Покаемся не одними устами. Принесем вместе со слезами и плод достойный покаяния: изменим жизнь греховную на жизнь евангельскую» (Святитель Игнатий (Брянчанинов)).

«Покаяние в смертном грехе тогда признается действительным, когда человек, раскаявшись в грехе и исповедав его, оставит свой грех» (Святитель Игнатий (Брянчанинов)).

«Покаяние для ожесточенного сердца невозможно: надо, чтобы сердце смягчилось, исполнилось соболезнования и милости к своему бедственному состоянию греховности. Когда объемлется и преисполняется сердце милостью, тогда только делается оно способным к покаянию» (Святитель Игнатий (Брянчанинов)).

«Покаяние в глубоком смысле этого слова не есть простое сокрушение о грехах или отвращение к своему греховному прошлому. Смысл слова гораздо глубже. Это решительный перевод жизни на новые рельсы, полная перестановка всех ценностей в душе и сердце, где при обычных условиях на первом месте стоят мирские заботы и цели временной, преимущественно материальной жизни, а все высокое и святое, все, что связано с верой в Бога и служением Ему, оттеснено на задний план. Покаяние предполагает коренную перестановку: на первом плане всегда, везде, во всем – Бог; позади, после всего – мир и его требования, если только их нельзя совершенно выбросить вон из сердца. Говоря иначе, покаяние требует создания нового, единого центра в человеке, и этим центром, куда сходятся все нити жизни, должен быть Бог» (Священноисповедник Василий, епископ Кинешемский).

«Бог требует не перечисления, а сокрушенного покаяния во всем» (Святитель Николай Сербский).

«Если же ты, покаянно ударяя себя в грудь, ответишь: «Воистину, я болен и имею нужду во Враче», – значит, ты на пути к выздоровлению. В таком случае не бойся – ты выздоровеешь» (Святитель Николай Сербский).

«Покаяние тогда истинно, когда после него все усиленно будешь стараться уже жить как должно, а без этого оно мало действительно, если каешься лишь бы проговорить о грехах, а жить по-старому» (Преподобный Иосиф Оптинский).

«Прощение преподается только тем, кто считает себя виновным. Смирись пред Богом и людьми, и Господь тебя никогда не оставит» (Преподобный Никон Оптинский).

«Каяться – значит, в сердце чувствовать ложь, безумие, виновность грехов своих; значит, сознавать, что оскорбили ими своего Творца, Господа, Отца и благодетеля, бесконечно святого и бесконечно гнушающегося грехом; значит, всею душою желать исправления и заглаждения их» (Святой праведный Иоанн Кронштадтский).

«Вот знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грехи твои» (Преподобный Силуан Афонский).

«Настоящее покаяние состоит в том, чтобы сперва, осознав свой проступок, человек почувствовал боль, попросил у Бога прощения и уже после этого поисповедовался. Таким образом приходит Божественное утешение» (Преподобный Паисий Святогорец).

«Покаяние – это великое дело. Мы еще не осознали, что покаянием человек может изменить решение Бога. То, что у человека есть такая сила, – это не шутка» (Преподобный Паисий Святогорец).

«Бог находится очень близко к нам, но одновременно и очень высоко. Для того чтобы человек «приклонил» Бога снизойти и пребывать вместе с ним, ему нужно смириться и покаяться. Тогда, видя смирение этого человека, Многомилостивый Бог возвышает его до небес и питает к нему великую любовь» (Преподобный Паисий Святогорец).

«Для духовной жизни не требуются многие годы. Покаявшись, человек в одно мгновение может перенестись из адской муки в Рай. Человек удобоизменчив. Он может стать Ангелом, а может стать диаволом. Ах, какой же силой обладает покаяние! Оно впитывает в себя Божественную благодать. Если человек приведет себе на ум один-единственный смиренный помысл, то он спасается. Если он приведет себе на ум помысл гордый и при этом не покается и в таком состоянии его застигнет смерть, то все – он погиб» (Преподобный Паисий Святогорец).

«Не нужны годы, чтобы покаяться, покаяние приходит как молния. Но покаяние должно быть одним непрерывным состоянием в жизни в духе радостной грусти. Оно должно непрерывно гореть» (Преподобный Порфирий Кавсокаливит).

«Кроме покаяния, нет иного пути ко спасению. Ныне люди спасаются только скорбями и покаянием. Без покаяния нет прощения, нет и исправления: душа человеческая погибает. Если бы не было покаяния, то не было бы и спасающихся. Покаяние есть лестница, вводящая в рай. Да, в покаянии – вся тайна спасения. Как это просто, как ясно! Но мы как поступаем? Оставляем указанное нам Богом спасительное покаяние и стремимся к упражнению в мнимых добродетелях, потому что они приятны для наших чувств; потом мало-помалу, неприметным образом заражаемся «мнением». Посему желающему спастись – надо чаще каяться. Бремя грехов наших снимается покаянием и исповедью» (Преподобный Симеон Псково-Печерский).

«В том и заключается покаяние, чтобы как бы измерить расстояние между тем, что задумал Господь, и тем, что мы осуществили; между тем, что нам было дано и что мы использовали или нет, исполнили либо не исполнили. Это надо делать – и не раз в жизни. Мы часто оставляем эту задачу до нашего предсмертного часа, до последней нашей болезни, до момента, когда вдруг обнаружим, что неисцельно больны или что находимся в смертельной опасности. И тогда, перед лицом страха, перед лицом смерти, перед опасностью мы вдруг делаемся по отношению к себе, к жизни, к людям, к Богу – серьезными. Мы перестаем играть в жизнь. Мы перестаем жить так, будто пишем только черновик, который когда-то позже – о, много позже! потому что кажется, что времени-то столько впереди – будет превращен во что-то окончательное. И никогда этого не бывает, потому что старость, одряхление тела, ослабление ума, внезапная смерть, обстоятельства застают нас врасплох и уже не дают времени» (Митрополит Сурожский Антоний (Блум)).

«Когда мы думаем о покаянии, нам всегда представляется темная или серая картина скорби, сжатого сердца, слез, какого-то неизбывного горя о том, что наше прошлое такое темное и недостойное: недостойное ни Бога, ни нас самих, ни той жизни, которая нам предложена. Но это только одна сторона покаяния или, вернее, это должно бы быть только одно мгновение. Покаяние должно расцветать в радость и в подвиг. Без этого покаяние бесплодно, без этого то, что могло бы быть покаянием, превращается в раскаяние – бесплодное и часто такое, которое убивает жизненную силу в человеке вместо того, чтобы его возбуждать и обновлять» (Митрополит Сурожский Антоний (Блум)).

«Вечерний навык о покаянии пред Богом поведет дальше к средине дня, а потом будешь ловить себя на месте преступления греховного падения (в мелочах). Такое покаяние пред Богом поведет к полному совершенству (или святости) – без особых подвигов! Как о сем сказали древние святые отцы, Бог не требует от нас чрезвычайных подвигов, но малых, только постоянных, по словам святого Иоанна Златоуста» (Афонский старец схиархимандрит Кирик).

«В день воскресения и суда все, что мы сделали доброго в течение нашей жизни, станет рядом с нами, оправдывая нас; и наоборот, все, что мы сделали дурного, обличит нас, если не было принесено соответствующего покаяния. Худые поступки и недобрые слова могут быть стерты с нашей души слезами покаяния, как бы это ни казалось странным и логически даже невозможным. Излечиваются, конечно, отрицательные последствия греха на нас, исчезает негативная сила совершенных нами действий по отношению к ближним; Божественною силою воссоздается полнота жизни, однако не односторонним вмешательством Бога, а всегда в соединении с покаянием и расположением людей, потому что Бог ничего не делает с человеком без человека» (Архимандрит Софроний (Сахаров).

«В начале покаяния преобладает горечь, но вскоре за тем мы видим, что в нас проникает энергия новой жизни, производящая чудесную перемену ума. Само покаянное движение предстает как обретение Бога любви. Пред духом нашим выявляется все яснее неописуемо великолепный образ Первозданного Человека. Узрев сию красоту, мы начинаем сознавать, какому страшному искажению подверглась в нас первичная идея о нас Творца» (Архимандрит Софроний (Сахаров).

«Господь такой любвеобильный, что ты и представить себе не можешь. Хотя мы и грешные, все равно иди к Господу и проси прощения. Только не унывай – будь как ребенок. Он, хотя и разбил самый дорогой сосуд, все равно с плачем идет к отцу, а отец, видя свое дитя плачущее, забывает тот дорогой сосуд. Он берет это дитя на руки, целует его, прижимает к себе и сам же уговаривает свое дитя, чтобы оно не плакало. Так и Господь, хотя, бывает, что мы делаем и смертные грехи, Он все равно ждет нас, когда мы к Нему придем с покаянием» (Псково-Печерский старец архимандрит Афиноген (в схиме Агапий)).

«Признаком сознания своих грехов и покаяния в них является неосуждение ближних» (Игумен Никон (Воробьев).

Православие.ru

01 сентября 2016 в 16:22

:heart:

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем