
- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 844
- |
- Видео 138
- |
- Мероприятия 0
Протоиерей Андрей Канев "Молитвенное дело должно идти с понуждением, а не по вдохновению..."
Святитель Игнатий знакомит нас с... одним духовным законом: молитвенное дело должно идти с понуждением, а не по вдохновению или горячечному энтузиазму. Эти состояния очень часто бывают от горячки. Горячка прошла, и человек уже не молится.
Если мы хотим, чтобы молитва действительно стала делом ума, важным, святым делом, нужно, чтобы окреп наш ум, привыкший рассеиваться, блуждать где попало, быть проводником страстей.
А для этого нужно время. И с этим мы должны согласиться. Мы с вами говорили уже о ступенчатости добродетелей – это тоже одна из ступенек, которую человек должен освоить, научиться вспоминать о Боге в течение дня: как вспомнил – с молитвой обращаться к Богу, и постепенно ум человека начинает крепнуть. Это не дело 2–3 дней или месяцев; может быть, годы нужны на это. Но потихонечку меняется внимание человека… Это не означает, что он целый день акафисты читает, но молитва уже переходит в качество внутренней, и тогда человеку вообще ничего не нужно – ни книг, ни специальной обстановки, он всегда может молиться. Но для этого навыка нужны время и терпение.
Да, добродетель многосупенчата. И святые отцы говорили об этом всегда. Мы же в подтверждение этих слов, обратимся к душеполезной истории из древнего патерика. Однажды в монастырь преподобного Пимена Великого пришел за наставлениями один простолюдин. Но преподобный Пимен благословил самого благочестивого паломника сказать поучительное слово братии. И тот рассказал следующую притчу: «Один человек пожелал видеть царя и попросил одного из друзей проводить его к царю. Друг согласился проводить его до половины пути. Тогда человек обратился ко второму другу с той же просьбой, и тот согласился проводить его, уже до дворца. Наконец, человек этот стал просить третьего друга и от него получил согласие, что тот не только его проводит, но и введет к самому царю». Что значит сия притча? – спросили рассказчика братия, и человек тот объяснил: первый друг – пост, он доводит нас до средины спасительного пути. Второй друг – целомудрие: доводит нас до Небес; а третий друг – это послушание, оно вводит нас к Богу. «А чем же эта притча поучительна?» – «Да тем, – пояснил рассказчик, – что она показывает: все добродетели имеют между собою неразрывную связь. Все они как бы ступени той лестницы, что ведет к Небу, и стяжав одну добродетель, мы обязательно должны заботиться и о том, чтобы обрести другую! И как пропущенные на лестнице ступени не позволят нам продолжать восхождение, так и пропущенные (то есть не обретенные нами) добродетели не дадут нам возможности пройти путь спасения». Далее святитель Игнатий пишет: «Озарившись при посредстве молитвы и чтения Солнцем Правды, Господом нашим Иисусом Христом, да исходит человек на дела дневного поприща, внимая, чтоб во всех делах и словах его, во всем существе его царствовала и действовала всесвятая воля Божия, открытая и объясненная человекам в Евангельских заповедях». Этими словами завершается рассказ об утренних духовных делах, которые полагаются в основание дня христианина. Но в своей статье святитель Игнатий описывает весь день, правда, для нас его советы и пожелания во многом пока невыполнимы. Однако они рисуют нам картину того идеального дня, к которому мы должны стремиться, чтобы постоянно внимать себе – если хотим сохранять мир в душе, помнить о Боге, беречься от греха, то есть если хотим жить полноценной духовной жизнью. А ведь мы, повторимся, нередко о ней тоскуем, как о чем-то недосягаемом.
Интересные личности
- Священник
- Протоиерей
- Митрофорный протоиерей











