- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 3557
- |
- Видео 867
- |
- Мероприятия 2
Старец Паисий Святогорец. О любви
«Самый легкий путь к спасению – это любовь и смирение. Если у нас их не будет, то мы будем судимы. Эти две добродетели преклоняют Бога на милость и возводят Его создания на Небеса.
Когда человек не считается с собой и приносит себя в жертву, тогда все идет как надо: он любит своего ближнего, любит Бога…
Как только разовьются любовь и смирение, гордость и злоба придут в истощение и наступит агония страстей…»
Старец Паисий Святогорец
Неисчерпаемая любовь Божия и наша любовь к Богу — Отдадим свою любовь Христу — Любовь и смирение – две добродетели — сестры — Дорогая истинная любовь — Удалить свое «я» из нашей любви — Материнская любовь ко всем — Имеющий правую веру обладает настоящей любовью
Блаженной памяти старец Паисий Святогорец (1924-1994) говорит: Когда человек ощущает Божественную любовь, тогда на него обрушивается… «плотный огонь» любви Божией. Наверное, вам кажется странным это выражение — «плотный огонь». Но, чтобы удалить из сердца известковые отложения или разрушить окружающую его гранитную стену, требуются снаряды, которые содержат сильнейшее взрывчатое вещество – Божественную любовь. Когда эта твердая оболочка будет разрушена, то сердце сделается восприимчивым, и человек станет радоваться даже самому малому благодеянию Божию. Он ощущает себя перед Богом неоплатным должником и все время чувствует умиление, потому что думает все время о своем долге, а Бог ему посылает благословения, одно больше другого, так что в конце концов его любочестная душа истаивает от любви Божией.
— Геронда, почему Бог нас так сильно любит?
— Потому что мы Его дети, больше я ничего не могу вам сказать!
— А если человек подвизается и все время претыкается на одном и том же, этим он сердит и разочаровывает Бога?
— Разве Бог ждет от нас преуспеяния? Нет. Мы Его дети, и Он всех нас одинаково любит. Как-то раз я видел одного отца. Один его ребенок был немного глуповат, и то и дело вытирал рукавом сопли. Но отец и его прижимал к себе, целовал и ласково поглаживал, как и остальных. Так же и Бог, как Благой Отец, любит не только красивых детей, но и духовно слабых. И переживает, и заботится о них даже больше, чем о здоровых.
Никто не может постичь, как Бог любит человека! Его любовь ни с чем не сравнима! Она не имеет границ! Она так велика, что если человек почувствует хоть малую ее часть, его сердце не выдерживает, растворяется, потому что сделано из глины.
Бог часто попускает прийти в изобилии Своей любви на Его творение, и тогда наша душа согревается, мы видим, насколько сладка Божественная любовь, насколько велика…
Чем больше очищается сердце, тем больше увеличивается его емкость и тем больше мы сможем принимать Божественной любви, безграничной, невместимой, неисчерпаемой.
Отдадим свою любовь Христу
Когда человек не считается с собой и приносит себя в жертву, тогда все идет как надо: он любит своего ближнего, любит Бога. Те люди, которые говорят, что любят Бога, но не жертвуют собой ради ближнего, «возлюбиши Бога усты своими, и языком своим солгаша Ему» (Ср.Пс.77, 36).
— Геронда, как растет любовь к Богу?
— Пусть ваш ум постоянно будет в Боге, думайте о Боге. Творите молитву, разговаривайте с Богом. Когда человек занимается таким деланием, то вначале слабо ощущает любовь Божию, но чем дальше, тем чувствует ее все сильнее. Теперь его ум постоянно пребывает в Боге, его не занимает ничто земное и суетное. В его сердце растет любовь к Богу, наполняет, и он не хочет думать ни о чем, кроме Бога. Его не волнует ничто из того, что есть в мире, он постоянно думает о Небесном Отце…
— Чего же нам не хватает для того, чтобы мы с …ревностью искали Христа?
— Все у нас есть. Голова есть, зрелость есть. Препятствие – мы сами, наше «я». Если мы не откажемся от себя, то как в нас войдет Христос? Если же мы откажемся от себя и недобросовестный квартиросъемщик, ветхий наш человек, оставит наше жилище, то в сердце на освободившемся месте поселится новый человек, человек Нового Завета. Наш храм, все наше существо наполнится любовью, потому что в нас будет обитать Христос, Который есть Любовь…
Когда человек отдаст свое сердце Богу, тогда и ум его охвачен любовью Божией, и сердце трепещет от радости. В голове легкость, тело как перышко. А когда любовь Божия больше, чем может вместить сердце, тогда звон сердца слышен окружающим, так как в этом состоянии участвует и тело…
Какое великое зло совершают люди, которые не хотят отдать свою любовь Христу, а расточают ее на земные, пустые и суетные вещи! Даже если бы мы жили тысячу лет и имели бы тысячу сердец, то и этого бы нам не хватило, чтобы воздать Христу за Его великую к нам любовь, которую Он нам явил и продолжает являть, прощая нас, терпя и очищая наши смрадные души Своей Божественной Кровью.
Любовь и смирение – две добродетели — сестры
Как только разовьются любовь и смирение, гордость и злоба придут в истощение и наступит агония страстей. Так постепенно все страсти погибнут и все остальные добродетели придут сами собой. Поэтому все свои силы направь на приобретение любви и смирения.
…Где есть любовь, там обитает Христос – Любовь, и где сеть смирение, оно словно силой удерживает в человеке Благодать Божию. Тогда повсюду царствует Бог и земля превращается в рай. А где любви и смирения нет, там обитает тангалашка – враг, и люди вместе с ним уже здесь живут словно в аду, и день ото дня ухудшают свою участь в другой жизни.
Самый легкий путь к спасению – это любовь и смирение. Если у нас их не будет, то мы будем судимы. Эти две добродетели преклоняют Бога на милость и возводят Его создания на Небеса. По этим отличительным признакам – по смирению и любви – святые Ангелы определяют чад Божиих, с любовью берут их и без страха проводят через воздушные мытарства, и возводят к нежно любящему Отцу, Богу.
Дорогая истинная любовь
По моему мнению, любовь бывает трех видов: плотская любовь, которая полна духовных микробов; мирская любовь – кажущаяся, внешняя, лицемерная, неглубокая; и духовная любовь – истинная, чистая и дорогая. Эта любовь безсмертна, она пребывает «в век века».
— Как я смогу понять, геронда, есть ли у меня истинная любовь?
— Чтобы это понять, нужно испытать себя, любишь ли ты одинаково всех людей и считаешь ли всех лучшими себя…
Чтобы любовь возрастала, нужно ее отдавать…
В зависимости от того, сколько любви ты отдаешь, столько и получишь. Если не дашь любви, не получишь любви… Но когда мы требуем любви от других только для себя, хотим только получать от других и, делая какое-нибудь добро, думаем о воздаянии, тогда у нас не дорогая, а дешевая любовь. Тогда мы становимся чужими Богу и не получаем любви ни от Бога, ни от других людей.
Те, у кого мирская любовь, спорят друг с другом, кому ухватить для себя побольше любви. Но те, у кого духовная, дорогая любовь… любят, не думая о том, любят их другие или не любят, и даже не требуют, чтобы другие их любили. Хотят постоянно отдавать свое и себя и не требуют от других, чтобы они отдавали им свое и себя. Таких людей любят все, но больше всех Бог, с Которым они одного рода.
Любовь без воздаяния! Не надо оказывать благодеяния с тем, чтобы получить блага. Надо взращивать благородную, дорогую любовь, такую, какой любит Бог, а не дешевую мирскую любовь, которая исполнена всех человеческих немощей.
…Того, у кого настоящая любовь, не волнует, оценят его любовь или нет. Жертву, которую он совершает ради ближнего по чистой любви, он даже не помнит.
Удалить свое «я» из нашей любви
«Да любите друг друга: якоже возлюбих вы» (Ин.13, 34). Этим Христос говорит, что мы должны всегда жертвовать собой ради других, как Он принес Себя в жертву за нас.
…Жертва, чтобы она была по Богу, должна быть свободна от человеческого: корысти, гордости и т.д. Когда человек смиренно жертвует собой, тогда это означает, что у него есть любовь, тогда он преклоняет к себе Бога. Когда я говорю о любви, говорю о настоящей, подлинной любви, в которой есть благородство. Ведь человек может быть уверенным в своем помысле и думать, что имеет любовь, потому что все раздает, и, однако, не иметь любви, потому что все раздает, и, однако, не иметь любви, потому что в его любви есть его «я», то есть его любовь направлена на достижение личного интереса.
Чтобы наша любовь была подлинной, мы должны ее очистить, удалить свое «я» из нашей любви. И когда все удаляют свое «я» из своей любви, тогда каждый в другом и все объединены одной любовью Христовой. А во Христе разрешаются все проблемы, потому что любовь Христова ликвидирует все проблемы.
Материнская любовь ко всем
— Геронда, как человек может принять весь мир в свое сердце…
— Любовью. Но и этого не достаточно. Нужна материнская любовь. Мать любит своих детей больше себя самой. Если человек приобретет такую любовь, то он станет любить не только тех, кто его любит, но и тех, кто ему вредит, потому что будет всегда для других находить смягчающие обстоятельства и обвинять во всем себя.
Даже если его обворуют, он будет чувствовать угрызения совести, когда вора поймают и посадят в тюрьму…
Материнская любовь все покрывает и все угашает. Если ребенок что-то повредит, что-то сломает или сделает что-то плохое, мать его сразу прощает, потому что он ее чадо. Так, если ты любишь своего ближнего материнской любовью, то оправдываешь все его слабости, и не видишь его прегрешений, а если и видишь, то сразу прощаешь. Тогда твое сердце переполняется любовью, потому что ты делаешься подражателем Христа, Который всех нас терпит…
Оправдывай несобранность и недостатки других. Ко всему относись духовно, с верой и доверием к Богу. Думай о том, что ты в руках Божиих, и если что-то происходит не так, как ты хочешь и желаешь, принимай это с благодарностью…
Чтобы твое сердце стало шире, нужно что-то из него убрать: избавиться от себялюбия. Если плющ себялюбия и узости мысли, …засохнет, то твое духовное древо станет развиваться свободно…
Имеющий правую веру обладает настоящей любовью
«Только рядом с Христом человек обретает настоящую, подлинную радость, потому что только Христос дает настоящие радость и утешение»
— Геронда, Вы нам говорили, что сначала вера, а потом приходит любовь к Богу.
— Смотрите, чтобы возлюбить Бога, нужно в Него уверовать. Какова наша вера, такова и любовь к Богу. Хотя помысел мне говорит, что у любочестного человека любовь к Богу предшествует вере. Как-то мелко просить Бога сначала открыться тебе, чтобы ты смог уверовать в Него, а потом уже Его любить. Я люблю любочестно Бога, а затем Бог действует. И чем больше я вижу благодеяний Божиих, тем больше увеличивается моя вера и любовь к Богу. Я люблю и всех людей, так как они образ Божий, и всех животных и птиц, и все творение, потому что оно создано Богом.
— Геронда, может человек иметь любовь, не имея правой веры?
— Человек может думать, что имеет любовь, а на самом деле не иметь. В православном догмате находит человек истинную любовь. Как-то раз ко мне в келью пришли два католика, один был журналистом, другой секретарем в Ватикане. «Прежде прочитаем «Отче наш»», — сказали они. «Чтобы прочитать «Отче наш», — сказал я, — нужно прийти к согласию в догмате, но между нами и вами великая пропасть». «Так что же, — говорит один, — только православные спасутся? Бог со всеми людьми». «Правильно, — отвечаю я ему, — а ты можешь мне сказать, сколько людей с Богом?» «Проявим любовь», — говорят они потом. «И грех сделался модой», — говорю я. «И это тоже часть любви», — говорят они. «Все говорят о любви, мире и согласии, — сказал я им в конце, — и все живут в разладе с собой и с другими, потому и делают все большие бомбы».
Многие, кто говорит о мире и единении, сами не пребывают в единении с Богом, потому что не любят Его и не имеют истинной любви. Истинная любовь у того, кто имеет правую веру, живет вблизи Бога. Тогда в его лице начертается Бог, и другие видят в его лице Бога…
По книге: «Старец Паисий Святогорец «Слова». Т.5. «Страсти и добродетели», Краматорск, «Тираж-51», 2009г.»