- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 3557
- |
- Видео 867
- |
- Мероприятия 2
Доктор Зураб Варази: Мой пациент — святой старец Гавриил
Доктор Зураб Варази: Мой пациент — святой старец Гавриил
19 ФЕВРАЛЯ, 2013. АЛЕКСАНДРА НИКИФОРОВАЗУРАБ ВАРАЗИ
Батюшка благословил меня и сказал: «Видите, он сразу взял благословение. Другие врачи с порога спрашивают: „Что Вас беспокоит?“ А я же монах, что может меня беспокоить?! Я так и отвечал им: ничего».
Новый исповедник и Христа ради юродивый канонизирован Грузинской Православной Церковью в декабре 2012 года. Старец-архимандрит Гавриил (Ургебадзе, 1929–1995) — наш современник.
Зураб Георгиевич Варази был его лечащим врачом. «Мы точно знали, что его причислят к лику святых, — делится с читателями „Правмира“ доктор Зура. — А когда это произошло, я подумал: обычно мы подходим к иконе, скажем, святителя Николая, молимся ему, просим его благословения, хотя в жизни мы его не знали. А старца Гавриила я знал и даже сделал ему маленькую операцию. Вот эти личные отношения со святым очень интересны».
Зураб Варази. Фото Юлии Маковейчук
О жизни и кончине старца Гавриила, его наставлениях и чудесах в специальном интервью для портала «Правмир» рассказывает Зураб Георгиевич Варази, врач-хирург, председатель Социального департамента Грузинской Патриархии:
— С отцом Гавриилом мы, прихожане Сиони (тогда кафедрального собора Тбилиси), встречались, когда он приходил в храм. Отец Гавриил выделялся и своим одеянием, и своим поведением. У него на груди вместе с крестом висели большие иконы Божией Матери и святителя Николая. Иногда он проповедовал, иногда громко о чем-то говорил, а иногда плакал и молился. Его неординарность мы замечали и немного боялись ее. Когда он заходил в собор, мы все к нему подходили за благословением. Часто, благословляя, он клал руку на голову со словами: «Да благословит тебя Господь Христос», и прижимал голову своей рукой.
Я не знал ни где он служил, ни где он жил. Но однажды с ним случился несчастный случай — он получил перелом шейки бедра и как осложнения — желудочное кровотечение и водянку. Здоровье старца поколебалось. Все переживали и хотели пригласить к нему доктора, но он не соглашался. И вот в один прекрасный день наш родственник виделся с отцом Гавриилом и упомянул обо мне, сказал, что я хирург, работаю в Патриархии, бывал на Святой горе Афон, и потом добавил: «Можно ли его к Вам привести?» «Бог благословит, пускай придет», — согласился батюшка.
Кто не благодарит врача, не благодарит Бога
Я приехал в Мцхету, зашел в его маленькую келью, заполненную от пола до потолка иконами (это произвело на меня глубокое впечатление — словно в ином мире оказался!), попросил благословение. Батюшка благословил меня и сказал: «Видите, он сразу взял благословение. Другие врачи с порога спрашивают: „Что Вас беспокоит?“ А я же монах, что может меня беспокоить?! Я так и отвечал им: ничего». В общем, я ему понравился. Осмотр показал, что нужно откачать жидкость, взять анализы, произвести переливания, и мы начали лечение.
Иногда я навещал старца ежедневно. Один раз перед тем, как сделать маленький разрез, и извлечь жидкость из живота, я дезинфицировал руки и читал молитву (как привык делать перед операцией). Старец Гавриил посмотрел на меня: «Ты что там бормочешь?» — «Батюшка, молитву». — «Какую молитву?» — «Отче наш». — «Хорошо! Вслух прочти». Я прочел. — «Прочти „Богородице Дево“. Тоже прочел. „Давай девяностый псалом“! И его прочел. „Теперь работай!“, — благословил он.
Видео Юлии Маковейчук
Когда я закончил, старец был рад: „Вы делаете Божие дело!“ Он обратился к матушке Параскеве: „Матушка, дайте доктору деньги“. Я принялся было отказываться: „Батюшка, от Вас я деньги взять не могу. Да и работаю я в Патриархии, мы бесплатно обслуживаем священнослужителей!“ Но он настаивал: „Тут главный я, а не ты! Кто не благодарит врача, тот не благодарит Бога!“ Я оказался в неловком положении. Тогда старец погладил меня по голове и повторил: „Доктор милый! Кто не благодарит врача, тот не благодарит Бога! Рука врача вершит Божие дело“.
Смерть — это только мгновение
На себе я испытал прозорливость отца Гавриила. Однажды утром у меня поднялось высокое давление и болело сердце. Когда боль прошла, я поехал к батюшке. Он посмотрел на меня, и говорит: „Все вы, люди, боитесь смерти! Смерть — это ничего, это только мгновение, переход в новую жизнь. Человек даже не успеет закрыть глаза, как откроются очи духовные — он увидит свое тело и подумает: и зачем в него влезать обратно? Так хорошо без этого тела!“
Я ответил: „Батюшка, столько видел я смертей в своей жизни, что у меня вообще пропал страх смерти“. Он улыбнулся мне и говорит: „А ты знаешь, что одной ногой ты уже там?“ Я вздрогнул: „Разве Вы что-то заметили?“ „Вот, видишь, ты уже испугался!“, — улыбнулся он. И продолжил: „Человек, сотворивший добро, делает шаг навстречу Богу, а тот, кто поступает недобро, отступает вниз. Всю жизнь мы поднимаемся и спускаемся. Живите так, чтобы подниматься и подниматься ближе к Богу“.
Господь грядет
Я всегда думал, что отец Гавриил имел духовное образование — такой мудрец он был! На самом же деле он не окончил и пяти классов — откуда он все знал?! Однажды он лежал, беседовал с нами, и мы даже немного веселились. Вдруг он замер, воздел в молитве руки перед иконой Спасителя, его лик преобразился. Мне показалось, что он не здесь.
Я спросил матушку: „Что с ним?“ — „Тихо, молчи!“, — предупредила она. Старец неподвижно стоял минут пятнадцать, глядя на икону, потом опустил крестообразно руки и произнес: „Господь грядет! Весь космос дрожит перед Ним! Материальная жизнь кончается! Люди думают, что все эти „трали-вали, тайрам-байрам“ так и будут длиться бесконечно. Нет, скоро все закончится! И вы этому окажетесь свидетелями!“
Мы испугались: „Что такое увидел старец?“ А он продолжил: „Главное, исполнять Божии заповеди. Любите друг друга, любите ближнего! А я вашу любовь донесу до Бога“.
Чудо
За несколько дней до кончины отца Гавриила я принял решение взять у него кровь для анализов. Когда я попросил его об этом, батюшка ответил: „Зачем тебе кровь?“ Я объяснил, что необходимо проверить гемоглобин, функцию печени и т. д. „Не нужно! Меня эти ваши „гемоглобины“ не интересуют!“ Я погладил его по руке и сказал: „Отец Гавриил, если что-нибудь с Вами случится, Бог меня накажет. Давайте так сделаем, чтобы Бог меня не наказал?“ — „Ой, чтобы Господь тебя не наказал, бери, пожалуйста, сколько ты хочешь“! Я взял кровь, не подозревая, что это станет началом одного чуда.
В обыкновенную пробирку мы поместили 10 мл крови. Мой коллега сел в машину и отправился в Тбилиси. В пути пробирка вывалилась у него из рук, упала, пробка откупорилась, и кровь вытекла, осталось всего 2 мл. В лаборатории меня успокоили, что 2 мл вполне достаточно, и сделали анализ.
На другой день у отца Гавриила произошло защемление паховой грыжи, я ее вправил, но оно повторилось. Мы упрашивали батюшку сделать операцию. Он отказывался: „С двенадцати лет я иду за Тобой, Господи, я устал! Забери мою душу, грешную, больше я не могу!“ — „Батюшка! Мы все принесем сюда, в келью, и я прямо здесь сделаю Вам операцию“. — „Нет! Спасибо тебе за все, я монах, нечего мне больше здесь делать“. Я удалился с тяжелыми мыслями: ведь когда делаешь человеку эвтаназию, это грех, а когда ты человеку не помогаешь, это та же „эвтаназия“.
В тревоге я приехал к Святейшему Патриарху Илие. Он обо всем меня подробно расспросил и благословил: „Он сам сказал „я устал, Господи“. Так что Вам за все большое спасибо, не переживайте, Вы свое дело сделали. Монахам насильно ничего нельзя делать. На все воля Божия“.
Вскоре меня вызывают: „Отец Гавриил в тяжелом состоянии“. Когда я приехал, он лежал и смотрел на икону святителя Николая Чудотворца, не сводя с нее глаз и не моргая. Я спросил: „Вас что-то беспокоит?“ Батюшка глазами показал, мол, „не мешай“. Вечером, около половины десятого, прибыл владыка Даниил и прочитал молитву на освобождение души. Как только окончилась молитва, отец Гавриил улыбнулся, по его телу пошла дрожь, сердце остановилось. Он ушел.
Спустя несколько лет мне звонит коллега: „У нас был ремонт, и я в столе нашел пробирку с кровью, которую мы взяли у отца Гавриила 4 года тому назад. Знаешь, эта кровь — как свежая!“ Я говорю: „Срочно ко мне, давай посмотрим“. Действительно кровь выглядела свежей: не свернулась, не высохла, не разложилась. Я достал шприцем одну каплю, сделал мазок и отнес в лабораторию. Анализ показал: все в норме!
Когда мы сказали, что кровь четырехлетней давности, нам не поверили! Мы тоже не знали, с чем мы столкнулись. Отнесли пробирку заведующей кафедрой патологической анатомией. Она в недоумении развела руками: „Не знаю, в жизни такого не видала, о таком не читала. Сдайте мазок анонимно в Институт переливания крови, пусть там посмотрят“. Но и оттуда нам пришло то же заключение: „Все в норме, немного уменьшены размеры кровяных телец“.
Я поехал к Святейшему: „Ваше Святейшество! Мы взяли кровь у отца Гавриила четыре года тому назад, а она до сих пор имеет такой состав, словно ее взяли вчера. Это чудо?“ Наш Святейший никогда не спешит: „Давайте повременим с выводами“, — сказал он, — „Бог даст знать, что это такое. Кровь не выбрасывайте, предайте ее земле там, где покоится человек“. Так мы закопали эту пробирку в могилу старца в монастыре Самтавро. Там уже начали совершаться чудеса, и люди, приходившие со всех концов Грузии, увозили с собой целебное масло и землю. Они постоянно раскапывали могилу, поэтому ухаживавшая за ней матушка Параскева достала пробирку из земли.
Мы знали, что он станет святым
Эти чудесные исцеления, которые происходили после кончины старца на его могиле, показали, что он был не обыкновенным монахом. И мы точно знали, что его причислят к лику святых. А когда это произошло, у меня возникла такая эмоция. Я подумал: обычно мы подходим к иконе, скажем, святителя Николая, молимся ему, просим его благословения, хотя в жизни мы его не знали, да? А старца Гавриила я знал и даже сделал ему маленькую операцию. Вот эти личные отношения со святым очень интересны.
Я каждую минуту чувствую, что он мне близок. Когда у меня случается беда, я сразу его призываю. Вплоть до мелочей: однажды у меня сломалась машина, мотор заглох в каком-то безлюдном месте, я был в отчаянии и не знал, как доберусь до дома. Смотрю: на сидении календарь с портретом старца, и батюшка улыбается мне. Я взмолился: „Отец Гавриил, помоги“! Вдруг откуда ни возьмись „Мерседес“, из него выходит человек. „Я вам помогу“, — говорит. Сделал прицеп и на буксире довез до дома. Так ведь само собой не бывает, чтобы водитель „Мерседеса“ остановился, залез под чужой „Запорожец“, да еще и домой доставил!
О том, как старец Гавриил вылечил моего отца
Всегда отец Гавриил имеет связь с нами. У моего 89-летнего отца произошел заворот кишок — очень тяжело переносимое состояние. Несмотря на возраст, мы рискнули, сделали операцию, но после нее на седьмой день все повторилось. И я принял решение оперировать повторно, не хотел, чтобы он мучился. Вдруг я вспомнил, что у меня есть масло из лампады с могилы отца Гавриила. Я взял это масло, помолился, налил себе на ладонь и помазал этим маслом отцу живот с молитвой: „Отец Гавриил! Я тебе помогал, помоги и ты моему отцу“. Я вышел из комнаты, а через 10–15 минут отец меня зовет: „Иди, посмотри, у меня промокла повязка“. Я посмотрел, кишечник заработал, и операция уже была не нужна.
Я перезвонил профессору и сказал, что все прошло после того, как я помазал маслом живот. „Каким маслом?“, — спрашивает он меня. Я ответил, что из лампады. „Что за чушь?“ — „Это не чушь, это чудотворное масло“. — „А из чего оно состоит?“ — „Обыкновенное масло, но наделенное Богом чудотворной энергией“. Такое чудо произошло с близким мне человеком.
Господь вас никогда не покинет
Отец Гавриил нам рассказывал, как он стал известным во всей Грузии, когда в 1960-е годы, во времена гонений со стороны коммунистов, на праздничной демонстрации 7 ноября он поджег большой портрет Ленина на здании Дома правительства. Он поджег его со словами: „Господи, Иисусе Христе, я иду к Тебе“!
Этот огромный плакат смяли и начали топтать, чтобы потушить, но все равно не могли погасить пламя. „А я радовался“, — вспоминал старец, — „что они его топтали“. Поймали меня, доставили в милицию, раздели, отобрали иконы. Сижу я в комнате, захотел помолиться. Вижу в углу веник. Поломал его, маленькой ниточкой перевязал и сделал крест, поставил в углу, молюсь. Надзиратель в глазок увидел это, зашел ко мне и отнял мой крест. Я рассердился, встал у стены вот так: „Я сам крест!“ А он спрашивает: „Ты что помешался?“
Отвезли меня в психиатрическую больницу. Пришли санитары, чтобы побрить меня и остричь. А я говорю: „Я монах, меня стричь нельзя“. — „Нет, ты враг народа, мы тебя острижем!“ Взял один машинку, подошел ко мне. Я взмолился: „Матушка Богородица, как Тебе угодно, пускай так и будет“. Вдруг у этого человека отнялась рука. Другой санитар решил помочь: „Сейчас я его остригу!“, — нагнулся за машинкой, так и остался — разогнуться не в силах! А я остался с бородой».
Интересно, что на заключении о душевной невменяемости старца стоял номер 666 (я его видел своими глазами в архиве!). Вскоре старца освободили, как он сам и предсказывал, говоря, что «через семь дней и семь часов явятся архангелы Михаил и Гавриил и освободят меня». Батюшка часто потом повторял: «Господь вас никогда не покинет! Могут вас гнать, но Бог всегда пребудет с вами!»
Какие мы птички — такая у нас клетка
Однажды я спросил отца Гавриила: «Отче, вот Вы произносите молитву за правительство. А если я, допустим, не люблю президента, моя молитва ведь неискренняя получается?!»
Он улыбнулся: «Кто самый маленький и самый любимый у вас дома?» Я ответил: «Мой сын Николай». — «Ты за своего Николая молишься?» — «Да», — я сказал. «А кроме Николая, кто есть еще любимый у вас дома?» — «Родители» — «За них тоже молишься?» — «Да». «Вокруг вас живут, наверное, соседи? И за них просим Бога?» — «Да». «А в городе есть люди, добрые и недобрые? Мы должны же просить, чтобы недобрые стали добрыми?!« — «Да», — отвечаю. «Ну как тебе не стыдно?! За всю страну молишься, и за одного президента помолиться не хочешь?! Всегда искренней будет такая молитва: „пусть Бог наполнит его сердце добром, а голову мудростью“.
Так молитесь, и будет мудрым и добрым ваш президент. Ведь вы всегда хотите, чтобы вашим правителем была царица Тамара, а вашим священником святитель Николай. Нет: какие мы птички — такая у нас клетка! Искренне молитесь Богу, и Он подаст вам все самое хорошее!» Таким был наш святой старец Гавриил.
Зураб Георгиевич Варази родился в Тбилиси 10 августа 1952 г. В 1975 г. с отличием окончил Тбилисский Медицинский университет и работал хирургом в районной больнице. С 1982 по 1988 гг. преподавал хирургию в медицинском училище. С 1988 по 1998 гг. преподавал на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии в Медицинском университете. С 1998 г. по сей день председатель Социального департамента Грузинской Патриархии. Также работает хирургом в «Geohospitals». Ведет программу «Православие и здоровый образ жизни» на патриаршем радио «Иверия». Женат на Нане Топуридзе, имеет троих сыновей и четверых внуков.
Автор благодарит Пресс-центр Грузинской Патриархии и Мариам Гагуа лично за организацию этого интервью. Фотографии Юлии Маковейчук и из открытых Интернет-источников.
www.pravmir.ru/zurab-varazi-starec-gavriil-urgebadze-svyatoj-kotorogo-ya-znal-video-1/