- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 3557
- |
- Видео 867
- |
- Мероприятия 2
Природа фарисейства
Рационалистическое понимание Бога.
или природа фарисейства
Архимандрит Нектарий (Мулациотис)
Если мы спросим какого-нибудь европейца или американца, что такое Бог, ответ, который мы получим, будет стандартным: он скажет, что Бог — это высшая и всемогущая Сила, некое сверхъестественное Существо, создавшее Вселенную и находящееся в ней.
Понятие Бога на Западе состоит преимущественно в том, что Он, будучи высшим Существом, находится и движется вне нашего мира и безотносительно к нашей жизни. Он является Тем, Кто упорядочивает ход нашей жизни на основании десяти заповедей, в которых мы должны выказывать Ему слепое повиновение. Если ты подчиняешься Ему и строго исполняешь Его заповеди, тогда и здесь, на земле, ты будешь благословен, а наградой в будущей жизни для тебя станет рай. В противном случае справедливый Бог покарает тебя в день суда за то, что ты не следовал Его заповедям, и отправит на вечные муки туда, где пылает огонь неугасимый.
Приблизительно таковым является понятие о Боге, которое сложилось у современного западного человека.
Иными словами, на Западе Бог понимается как некое сверхъестественное и неприступное Существо. Он обитает в собственном мире, управляя жизнью и судьбами людей и давая им заповеди, согласно которым следует регламентировать свою жизнь. Он является и праведным Судией, карающим тех, кто преступает Его Закон и заповеди, и дарующим награды тем, кто Ему повинуется.
Тот факт, что у западного человека сложилось именно такое понятие о Боге, подтверждается и архитектурой западных храмов: огромные соборы готического стиля, колокольни и купола которых рассекают небо подобно небоскребам, пытаясь приблизиться к далекому Богу и заставляя людей чувствовать себя карликами и перед Ним, и перед Его Церковью. Статуи в этих соборах также огромны и весьма высоки, так что человек, находясь рядом с ними, ощущает себя маленьким и ничтожным. Все это свидетельствует о взгляде западного христианства на Бога и на сотворенный Им мир.
Однако подобное представление сложилось на Западе не только о Боге, но и о так называемом "наместнике" Христа на земле -- Папе Римском. Если мы сопоставим эти два понятия, являющиеся отличительной чертой западного миропонимания, мы сразу поймем, как сформировалось все католическое богословие и почему современные западные люди, исторгнув сначала из своей жизни Папу, теперь умерщвляют в своих сердцах Бога.
Что есть Папа для запада? Он есть некое неприступное и всемогущее существо, непричастное будничной жизни простых людей и уединившееся в Ватикане. Он благословляет народ с высокой кафедры и посылает оттуда наставления своей пастве. Все наставления Папы обязательны к исполнению, а его воззрения и взгляды на тот или иной вопрос считаются единственно верными, потому что он, согласно католическому вероучению, является непогрешимым. Постановления Папы признаются более авторитетными даже по сравнению с определениями Вселенских Соборов. По этой причине все верующие должны следовать его указаниям со всяческим благоговением, дабы стяжать жизнь вечную. В противном случае несогласные и не исполняющие наставлений Папы подлежат, точнее подлежали раньше суду священной инквизиции и отправлялись на костер для сожжения. В самом деле, разве святая инквизиция "Вселенской" (католической) церкви не сожгла живьем сотни тысяч людей?
Сравнив этот образ Папы с представлением западных людей о Боге, вы убедитесь, что между ними много общего. Либо первое повлияло на второе, либо Папа, удалившись от восточного богословия и православия, создал на Западе представление о некоем Боге, Который "скроен и пошит по меркам", измышленным Папой для самого себя.
Современный человек Запада в конце концов понял, что такого Бога не существует, так как Тот Бог, представление о Котором ему навязали, может быть всем чем угодно, но только не Любовью. Поэтому он и исторг из своего сознания Папу вместе с тем мнимым Богом, Которого навязал ему папизм. И поступил верно!
Таким образом, западные люди либо стали атеистами и выставили свои храмы на продажу коммерческим организациям, которые размещают в них кафе и ночные клубы, — либо впали в различные заблуждения и ереси. К примеру, целые миллионы западных христиан обратились в ислам, и как результат — прежнего фальшивого Бога сменил теперь другой, много сулящий, но — в реальности — не существующий.
Запад, к сожалению, создал своим богословием множество проблем и Востоку: многие наши богословы, учившиеся в западных университетах и впитавшие западные идеи о том, что есть Бог, Церковь, епископы и т. д., своими сочинениями и своей преподавательской деятельностью перенесли на Восток западный образ мысли о Боге.
Поэтому сегодня множество православных христиан имеют то же представление о Боге, что и западные, а не то, которое Церковь восприняла от апостолов, апостолы же — от Христа. Поэтому если вы спросите какого-нибудь православного человека, что есть Бог, — то не удивляйтесь, если получите тот же самый ответ, который бы вам дал любой из западных богословов.
Итак, мы видим, что во всей западной богословской мысли господствует правовое и рационалистическое понимание Бога, рая и ада – подход, который мы ожидали бы встретить только в области юриспруденции. Государство функционирует следующим образом: существует некий законодатель, например парламент, главная функция которого – законотворчество. Законопослушные граждане получают от государства все блага и пользуются свободой, а не исполняющие законодательства осуждаются судом как нарушители государственных законов и приговариваются к тюремному заключению.
Подобное понимание Бога является основополагающим и для всего западного богословия: есть некий Бог – Законодатель, Который дает людям законы и заповеди. Тот, кто следует Его законам, получит и на этой земле, и в раю все даруемые Им блага. Напротив, непокорные будут осуждены в день Страшного суда и приговорены к вечному заточению в мрачной тюрьме, имя которой – ад. При таком понимании Бог предстает перед нами как справедливый, но в то же время и карающий Судия.
Итак, человек, если он желает попасть в рай, "вынужден" каждодневно творить добрые дела, исполняя таким образом Божьи заповеди.
Однако если он не следует им в земной жизни и если в день суда злых и греховных дел окажется больше, чем добрых, тогда он будет наказан и отправится в ад. На некоторых западных священных изображениях Архангел Михаил держит в руке весы, и если чаша со злыми делами человека перевешивает, человек непременно теряет спасение и свободу и осуждается на вечные муки в аду.
Таким образом, мерой, определяющей, окажется ли человек после смерти в раю или в аду, являются его добрые или злые дела. Поэтому Папа, когда душе какого–нибудь грешника угрожало наказание, "одалживал" добрые дела из жизни святых, у которых они были в избытке, и отдавал их грешной душе! Таким образом, весы должны были склониться вправо, а человек, согласно "распоряжению" Папы – отправиться в рай.
С такими установками растет и живет до самой смерти западный христианин, имея перед собой только одну задачу и одну цель: оказаться в раю. Единственный вопрос, который его занимает, – каким образом он должен вести повседневную жизнь, чтобы не грешить и не погубить свою душу? Однако тем самым он лишает собственную жизнь свободы и наполняет ее одними "следует" и "не должно": "Я должен сделать то-то или то-то, потому что так сказал Христос и так написано в Евангелии". "Не делай того-то и того-то, потому что это грех и за это ты будешь наказан!".
Человек, таким образом, создает сам для себя некую модель "правильного" поведения, которой он должен руководствоваться, чтобы казаться хорошим и благочестивым христианином, а в будущей жизни оказаться в раю. Однако результатом этого является представление, согласно которому любой другой человек, не следующий этой модели с ее "следует" и "не дОлжно", считается грешным, нечестивым и, несомненно, обреченным на вечные муки.
К сожалению, все то, что мы перечислили выше в связи с характером западной богословской мысли, встречается уже не только на Западе, но и у нас на Востоке. Результатом такого положения является то, что наши края, особенно в последнее время, наполнились "набожными" и "богобоязненными" людьми, а не истинными благочестивыми христианами, по настоящему любящими Бога. Сотни книг, наводнивших книжные магазины, то и дело обращаются к теме "пиетизма" наших христиан, который, разумеется, не имеет никакого отношения к подлинному благочестию.
Однако что такое ""пиетизм"?
Это – вся западная богословская мысль и все западное мировоззрение.
Это – та модель "правильного" поведения, о которой мы говорили выше, с ее "следует" и "не дОлжно", которая ограничивает человека и заставляет его действовать как робота.
Проблема, которая возникает у всех людей, усвоивших такой богословский менталитет и живущих как на Западе, так и на Востоке, заключается в том, что их мышление и логика блокированы всевозможными "следует" и "не дОлжно" и что они не могут понять остальных людей, которые живут рядом с Богом и по-настоящему любят Его. Все в жизни, в богословии, в Церкви объясняется для них уже именно этим образом мыслей "ты должен делать то-то и не должен делать того-то". Они обо всем судят, исходя из этой "модели", которая, однако, есть не что иное как чисто юридическое восприятие Бога, рая и ада.
Таким образом, руководствуясь вышеизложенными критериями и установками, они по собственному произволению решают, какие из епископов, клириков, монахов и мирян благочестивы, а какие заслуживают именования нечестивых или, в лучшем случае, обмирщенных, так как не соответствуют "правильной" модели и "правильным" стереотипам. Вот какими предстают перед нами "пиетизм" и юридическое восприятие Бога, которые, разумеется, не имеют никакого отношения к истинному благочестию и православной христианской вере.
Итак, западные богословы "сотворили" некоего Бога, Который карает и наказывает, и как результат такое представление вселило в людей страх и трепет перед Ним. Таким образом, западный человек исполняет Божьи заповеди не потому, что любит Бога, но потому что боится Его и трепещет дня Страшного суда и ада. Однако такого Бога, Которого создало западное богословие и Которого весьма часто принимали и на Востоке, – Бога, сеющего повсюду страх и трепет, – современный человек отверг. И это произошло потому, что такого Бога не существует в действительности. Это ложный и несуществующий "Бог", творение всех тех, кто желает "эксплуатировать" благоговейную веру простых людей и "обслуживать" тем самым свое корыстолюбие и прочие пороки.
Вот почему люди сегодня отвергают Бога и Его Церковь! Вот почему молодое поколение отворачивается от Иисуса! Потому что некоторые клирики и богословы как на Западе, так и на Востоке представляют им Бога в образе некоего карающего "монстра", – нечто в действительности не существующее. К сожалению, в результате этого тысячи и тысячи людей пришли к безверию, уклонились в ереси или стали адептами различных оккультных сект.
_____________________________________
* пиетизм (от лат. pietas – благочестие) – в узком смысле слова одно из протестантских течений, в вероучительной доктрине которого центральное место занимает понятие личного благочестия (прим. пер.)
Из книги архимандрита Нектария Мулациотиса "Иисус Христос как Любовь и Возлюбленный"
Интересные личности
- Священник
- Священник
- Священник