Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами и даёте разрешение на передачу необходимых для работы персональных данных. Политика конфиденциальностии
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами и даёте разрешение на передачу необходимых для работы персональных данных. Политика конфиденциальностии
Сообщество

Для души...( То, что помогает Вам жить)

Природа фарисейства

Рационалистическое понимание Бога.
или природа фарисейства
Архимандрит Нектарий (Мулациотис)

Если мы спросим какого-нибудь европейца или американца, что такое Бог, ответ, который мы получим, будет стандартным: он скажет, что Бог — это высшая и всемогущая Сила, некое сверхъестественное Существо, создавшее Вселенную и находящееся в ней.
Понятие Бога на Западе состоит преимущественно в том, что Он, будучи высшим Существом, находится и движется вне нашего мира и безотносительно к нашей жизни. Он является Тем, Кто упорядочивает ход нашей жизни на основании десяти заповедей, в которых мы должны выказывать Ему слепое повиновение. Если ты подчиняешься Ему и строго исполняешь Его заповеди, тогда и здесь, на земле, ты будешь благословен, а наградой в будущей жизни для тебя станет рай. В противном случае справедливый Бог покарает тебя в день суда за то, что ты не следовал Его заповедям, и отправит на вечные муки туда, где пылает огонь неугасимый.
Приблизительно таковым является понятие о Боге, которое сложилось у современного западного человека.
Иными словами, на Западе Бог понимается как некое сверхъестественное и неприступное Существо. Он обитает в собственном мире, управляя жизнью и судьбами людей и давая им заповеди, согласно которым следует регламентировать свою жизнь. Он является и праведным Судией, карающим тех, кто преступает Его Закон и заповеди, и дарующим награды тем, кто Ему повинуется.

Тот факт, что у западного человека сложилось именно такое понятие о Боге, подтверждается и архитектурой западных храмов: огромные соборы готического стиля, колокольни и купола которых рассекают небо подобно небоскребам, пытаясь приблизиться к далекому Богу и заставляя людей чувствовать себя карликами и перед Ним, и перед Его Церковью. Статуи в этих соборах также огромны и весьма высоки, так что человек, находясь рядом с ними, ощущает себя маленьким и ничтожным. Все это свидетельствует о взгляде западного христианства на Бога и на сотворенный Им мир.
Однако подобное представление сложилось на Западе не только о Боге, но и о так называемом "наместнике" Христа на земле -- Папе Римском. Если мы сопоставим эти два понятия, являющиеся отличительной чертой западного миропонимания, мы сразу поймем, как сформировалось все католическое богословие и почему современные западные люди, исторгнув сначала из своей жизни Папу, теперь умерщвляют в своих сердцах Бога.
Что есть Папа для запада? Он есть некое неприступное и всемогущее существо, непричастное будничной жизни простых людей и уединившееся в Ватикане. Он благословляет народ с высокой кафедры и посылает оттуда наставления своей пастве. Все наставления Папы обязательны к исполнению, а его воззрения и взгляды на тот или иной вопрос считаются единственно верными, потому что он, согласно католическому вероучению, является непогрешимым. Постановления Папы признаются более авторитетными даже по сравнению с определениями Вселенских Соборов. По этой причине все верующие должны следовать его указаниям со всяческим благоговением, дабы стяжать жизнь вечную. В противном случае несогласные и не исполняющие наставлений Папы подлежат, точнее подлежали раньше суду священной инквизиции и отправлялись на костер для сожжения. В самом деле, разве святая инквизиция "Вселенской" (католической) церкви не сожгла живьем сотни тысяч людей?

Сравнив этот образ Папы с представлением западных людей о Боге, вы убедитесь, что между ними много общего. Либо первое повлияло на второе, либо Папа, удалившись от восточного богословия и православия, создал на Западе представление о некоем Боге, Который "скроен и пошит по меркам", измышленным Папой для самого себя.
Современный человек Запада в конце концов понял, что такого Бога не существует, так как Тот Бог, представление о Котором ему навязали, может быть всем чем угодно, но только не Любовью. Поэтому он и исторг из своего сознания Папу вместе с тем мнимым Богом, Которого навязал ему папизм. И поступил верно!

Таким образом, западные люди либо стали атеистами и выставили свои храмы на продажу коммерческим организациям, которые размещают в них кафе и ночные клубы, — либо впали в различные заблуждения и ереси. К примеру, целые миллионы западных христиан обратились в ислам, и как результат — прежнего фальшивого Бога сменил теперь другой, много сулящий, но — в реальности — не существующий.

Запад, к сожалению, создал своим богословием множество проблем и Востоку: многие наши богословы, учившиеся в западных университетах и впитавшие западные идеи о том, что есть Бог, Церковь, епископы и т. д., своими сочинениями и своей преподавательской деятельностью перенесли на Восток западный образ мысли о Боге.

Поэтому сегодня множество православных христиан имеют то же представление о Боге, что и западные, а не то, которое Церковь восприняла от апостолов, апостолы же — от Христа. Поэтому если вы спросите какого-нибудь православного человека, что есть Бог, — то не удивляйтесь, если получите тот же самый ответ, который бы вам дал любой из западных богословов.

Итак, мы видим, что во всей западной богословской мысли господствует правовое и рационалистическое понимание Бога, рая и ада – подход, который мы ожидали бы встретить только в области юриспруденции. Государство функционирует следующим образом: существует некий законодатель, например парламент, главная функция которого – законотворчество. Законопослушные граждане получают от государства все блага и пользуются свободой, а не исполняющие законодательства осуждаются судом как нарушители государственных законов и приговариваются к тюремному заключению.

Подобное понимание Бога является основополагающим и для всего западного богословия: есть некий Бог – Законодатель, Который дает людям законы и заповеди. Тот, кто следует Его законам, получит и на этой земле, и в раю все даруемые Им блага. Напротив, непокорные будут осуждены в день Страшного суда и приговорены к вечному заточению в мрачной тюрьме, имя которой – ад. При таком понимании Бог предстает перед нами как справедливый, но в то же время и карающий Судия.
Итак, человек, если он желает попасть в рай, "вынужден" каждодневно творить добрые дела, исполняя таким образом Божьи заповеди.
Однако если он не следует им в земной жизни и если в день суда злых и греховных дел окажется больше, чем добрых, тогда он будет наказан и отправится в ад. На некоторых западных священных изображениях Архангел Михаил держит в руке весы, и если чаша со злыми делами человека перевешивает, человек непременно теряет спасение и свободу и осуждается на вечные муки в аду.

Таким образом, мерой, определяющей, окажется ли человек после смерти в раю или в аду, являются его добрые или злые дела. Поэтому Папа, когда душе какого–нибудь грешника угрожало наказание, "одалживал" добрые дела из жизни святых, у которых они были в избытке, и отдавал их грешной душе! Таким образом, весы должны были склониться вправо, а человек, согласно "распоряжению" Папы – отправиться в рай.

С такими установками растет и живет до самой смерти западный христианин, имея перед собой только одну задачу и одну цель: оказаться в раю. Единственный вопрос, который его занимает, – каким образом он должен вести повседневную жизнь, чтобы не грешить и не погубить свою душу? Однако тем самым он лишает собственную жизнь свободы и наполняет ее одними "следует" и "не должно": "Я должен сделать то-то или то-то, потому что так сказал Христос и так написано в Евангелии". "Не делай того-то и того-то, потому что это грех и за это ты будешь наказан!".

Человек, таким образом, создает сам для себя некую модель "правильного" поведения, которой он должен руководствоваться, чтобы казаться хорошим и благочестивым христианином, а в будущей жизни оказаться в раю. Однако результатом этого является представление, согласно которому любой другой человек, не следующий этой модели с ее "следует" и "не дОлжно", считается грешным, нечестивым и, несомненно, обреченным на вечные муки.

К сожалению, все то, что мы перечислили выше в связи с характером западной богословской мысли, встречается уже не только на Западе, но и у нас на Востоке. Результатом такого положения является то, что наши края, особенно в последнее время, наполнились "набожными" и "богобоязненными" людьми, а не истинными благочестивыми христианами, по настоящему любящими Бога. Сотни книг, наводнивших книжные магазины, то и дело обращаются к теме "пиетизма" наших христиан, который, разумеется, не имеет никакого отношения к подлинному благочестию.

Однако что такое ""пиетизм"?

Это – вся западная богословская мысль и все западное мировоззрение.
Это – та модель "правильного" поведения, о которой мы говорили выше, с ее "следует" и "не дОлжно", которая ограничивает человека и заставляет его действовать как робота.

Проблема, которая возникает у всех людей, усвоивших такой богословский менталитет и живущих как на Западе, так и на Востоке, заключается в том, что их мышление и логика блокированы всевозможными "следует" и "не дОлжно" и что они не могут понять остальных людей, которые живут рядом с Богом и по-настоящему любят Его. Все в жизни, в богословии, в Церкви объясняется для них уже именно этим образом мыслей "ты должен делать то-то и не должен делать того-то". Они обо всем судят, исходя из этой "модели", которая, однако, есть не что иное как чисто юридическое восприятие Бога, рая и ада.

Таким образом, руководствуясь вышеизложенными критериями и установками, они по собственному произволению решают, какие из епископов, клириков, монахов и мирян благочестивы, а какие заслуживают именования нечестивых или, в лучшем случае, обмирщенных, так как не соответствуют "правильной" модели и "правильным" стереотипам. Вот какими предстают перед нами "пиетизм" и юридическое восприятие Бога, которые, разумеется, не имеют никакого отношения к истинному благочестию и православной христианской вере.

Итак, западные богословы "сотворили" некоего Бога, Который карает и наказывает, и как результат такое представление вселило в людей страх и трепет перед Ним. Таким образом, западный человек исполняет Божьи заповеди не потому, что любит Бога, но потому что боится Его и трепещет дня Страшного суда и ада. Однако такого Бога, Которого создало западное богословие и Которого весьма часто принимали и на Востоке, – Бога, сеющего повсюду страх и трепет, – современный человек отверг. И это произошло потому, что такого Бога не существует в действительности. Это ложный и несуществующий "Бог", творение всех тех, кто желает "эксплуатировать" благоговейную веру простых людей и "обслуживать" тем самым свое корыстолюбие и прочие пороки.
Вот почему люди сегодня отвергают Бога и Его Церковь! Вот почему молодое поколение отворачивается от Иисуса! Потому что некоторые клирики и богословы как на Западе, так и на Востоке представляют им Бога в образе некоего карающего "монстра", – нечто в действительности не существующее. К сожалению, в результате этого тысячи и тысячи людей пришли к безверию, уклонились в ереси или стали адептами различных оккультных сект.
_____________________________________
* пиетизм (от лат. pietas – благочестие) – в узком смысле слова одно из протестантских течений, в вероучительной доктрине которого центральное место занимает понятие личного благочестия (прим. пер.)
Из книги архимандрита Нектария Мулациотиса "Иисус Христос как Любовь и Возлюбленный"

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Согласие на передачу  персональных данных

Защита от спама:

    Интересные личности