Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами и даёте разрешение на передачу необходимых для работы персональных данных. Политика конфиденциальностии
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами и даёте разрешение на передачу необходимых для работы персональных данных. Политика конфиденциальностии
Сообщество

Жития святых

прп. Радегунда королева Франков 13/26 авг

преподобной Радегу=нде
Тропарь, глас 5:
От юности своея/ заповедем Христовым прилежащи,/ супруга нечестиваго/ кротостию и милостию/ умиряла еси./ Убиения же брата твоего не терпящи,/ мир оставила еси,/ от руки святаго Меда=рда/ мантию приемши,/ искушения от мира, плоти и диавола,/ мужески попрала еси,/ монастырь Честнаго Креста/ возгради=ла еси./ Франкской земли Царице,/ инокинь преподобная наставнице,/ болезней и скорбей целительнице/ святая Радегу=ндо,/ моли Христа Царя/ и нам ему смиренно послужити// и спастися душам нашим.
Дочь короля Бертэра, одного из трех правителей, деливших между собой королевство Тюрингия, Св. Радегонда родилась в 518 году в Эрфурте. После убийства своего отца
и из-за захвата королевства ее дядей Херменфредом, она была воспитана при дворе последнего. Короли Франков, Тьерри и Хлотарь, сын Хлодвига, настойчиво подбиваемые Херменфредом на подавление мятежа, поднятого его братом,
захватили Тюрингию и разделили членов королевской семьи в качестве трофеев. Юная Радегонда досталась Хлотарю, королю Суассона, печально знаменитому
своей разгульной жизнью, который вознамерился взять ее в жены, когда ее образование будет завершено. Она получила высококлассное литературное образование, редкое по тем временам, в особенности для женщин, на королевской вилле Атье в Вермандуа.
Уже с самого юного возраста она начала проводить подвижническую жизнь, посвящая себя молитве, служению больным и убогим. Она имела обыкновение собирать всех бедных детей и, заставив их умыться, она прислуживала им за столом, после чего они сообща шествовали в молельню.Ее королевские покои стали прибежищем для нищих, деньги, которые она получала, раздавались ею нуждающимся, а сама она была в своем доме скорее служанкой, чем госпожой.
Прошло почти пять лет Наслышанный о ее удивительных добродетелях и красоте король Хлотарь в 538 г., после смерти своей третьей жены, решил жениться на Радегунде и для этого призвал ее ко двору. Радегунда пришла в ужас, она предпочитала уединение и звание невесты Христовой, и потому попыталась скрыться. Но вскоре она была найдена и поневоле согласилась на супружеский союз с суровым королем франков. Бракосочетание в Суассоне совершил святой епископ Медард.
Положившись на Промысел Божий, она стала преданно исполнять свои обязанности супруги и королевы, не отделяясь, тем не менее, от Царя Небесного: "Христос был ее уделом куда более, чем брак человеческий", - писал биограф. Многочисленная свита, блеск и суета двора не помешали святой Радегунде продолжать благочестивую жизнь: она все так же посвящала значительное время молитве, благотворила нищим и монастырям раздавая все вплоть до своих одежд нуждающимся. Она
воистину видела Христа в нищих, чью наготу она покрывала, и смотрела на всякое нерозданное добро, как на потерянное.
; в городе Ати, где она была воспитана, по ее указанию была построена больница для бедных где она служила самым бедным и обездоленным.. Она вела аскетическую жизнь, лишая себя удовольствий мира сего: строго соблюдала посты, отсылала подаренные ей драгоценности и наряды в храмы и монастыри для украшения святыни, а великим постом тайно носила власяницу. Святая проводила много времени среди нищих и больных, которым сама омывала раны. Нередко ей приходилось умирять суровый нрав своего супруга. Святой Радегунде удавалось вымаливать у Хлотаря прощение для осужденных и получать от него пожертвования для нуждающихся. Когда она принимала участие в банкетах, то просила подавать себе блюдо бобов или чечевицы. Как только приходил час Службы Божией, она находила повод, чтобы оставить стол. Ночью она оставляла свое королевское ложе, дабы пребывать в многочасовых молитвах, распростершись на полу в своей молельне. Королю говорили: "Ты женился на монашенке, а не на королеве!
"Хлотарь раздражался таким поведением и осыпал свою супругу упреками; но под впечатлением от ее святости, он пытался затем возмещать свои оскорбления подарками или помилованием приговоренных к смерти. Когда король отсут-
ствовал, "королева пребывала, припавши к стопам Христа, чье присутствие она ощущала, и как если бы это насыщало ее изысканными блюдами, она пребывала в молитве, в слезах наслаждаясь своими долгими воздержаниями от пищи". Когда
она узнавала о приходе человека Божия, она отправлялась к себе домой с несколькими последовательницами и проводила целые дни, слушая рассказы о том, как достичь вечной жизни.
Так она прожила пять или шесть лет, восхваляемая и почитаемая всеми добрыми жителями королевства. Однако жизнь при дворе не могла не тяготить ее, и когда по приказу Хлотаря был убит ее горячо любимый брат, для нее оказалось слишком тяжело жить с его убийцей. Святая Радегунда упросила Хлотаря отпустить ее в монастырь. Обратившись к святителю Медарду, епископу Нуайона, она умоляла его облечь ее в монашеские одежды. Видя сомнения и нерешительность епископа, она сказала ему, что если он, убоявшись больше людей, чем Бога, замедлит с ее постригом, то будет держать ответ за ее душу перед Верховным Пастырем. После этих слов святой Медард совершил постриг, посвятив ее в диакониссы(Литургическая функция диакониссы уже вышла из употребления, и это рукоположение рассматривалось в таком случае как посвящение в монашество.) , и королева-монахиня отправилась поклониться мощам святого Мартина Турского, особенно почитаемого жителями королевства.
Она основала там мужской монастырь, после чего вернулась в свою виллу в Сэ с небольшой группой своих последовательниц, ставших ее ученицами. Чтобы подражать нищете Христовой, святая Радегунда постепенно раздала все имущество и драгоценности, которые имела при себе, делая щедрые пожертвования храмам и обителям.
По свидетельству жизнеописателя святой Венанция Фортуната, со дня своего монашеского пострига до самой смерти, Радегонда не вкушала ничего кроме сырых овощей и плодов. а во время Великого поста вкушала хлеб только по воскресным дням. Спала она не более часа и то на пепле, покрытом власяницей. Она сама дробила каменным жерновом зерно, которое служило ей пищей, делая после этого то же самое для соседей. Всегда в ровном настроении, и в радости, и в печали, королева делала себя служанкой для всех, в особенности для нищих и обездоленных, которых она ежедневно принимала у себя за столом и которых она мыла своими руками. И, когда появлялись прокаженные, она их принимала в стороне и без свидетелей, она омывала им лицо, которое обнимала с любовью, она заботилась об их гнойных ранах, затем она их отправляла с подарками. Пища, принесенная святой Радегундой, или предметы, ею благословленные, часто имели чудодейственную силу и приносили людям исцеления от болезней.
Когда слухи о том, что Хлотарь вознамерился возобновить супружескую жизнь, дошли до Сэ, Радегонда удвоила посты и молитвы и стала настойчиво просить о
заступничестве отшельника Жана из Шинона, который ей ответил, что Бог не позволит королю осуществить его планы.и действительно, Хлотарь, вразумляемый Богом и письмом святой Радегунды, согласился окончательно отпустить ее и позволил ей основать женский монастырь Божией Матери в городе Пуатье, и даже взял на свое попечение его строительство и содержание его общины.
Монастырь был устроен наилучшим образом, по традициям Святых отцов.
Сооружение было закончено довольно быстро, и Святая Радегонда обосновалась там со своей общиной, которая в конце ее жизни составляла порядка двухсот девушек,
происходящих в большинстве своем из наиболее благородных семей королевства. Основательница, духовная мать и образец добродетели для общины, Радегонда между тем по смирению отказалась быть старшей, и она возложила эту ответственность на Агнию, свою наиболее близкую ученицу и подругу детства.
Узнав, что Хлотарь возобновил свои намерения по случаю паломничества в Тур, она стала настойчиво просить защиты у Святого Жермена, Епископа Парижского (память 28 мая), который сопровождал правителя. Епископ пал в ноги Хлотарю пред могилой
Святого Мартина, и Хлотарь уступил. Жермен отправился в Пуатье, чтобы лично донести туда эту новость. Он же поставил Агнию в игуменьей.
Наравне с остальными сестрами она выполняла все монастырские послушания, не гнушаясь самыми грязными и тяжелыми. Святая Радегунда хранила удивительную сердечную чистоту и искреннюю нежную любовь к жившим с ней сестрам. Ради этой любви она вместе с игуменьей Агнией предприняла путешествие в Арль, где получила копию монашеского устава архиепископа этого города святого Кесария Арелатского, составленного им для его сестры святой Кесарии и ее женской общины. Этот устав использовался в женских монастырях Франции около двух столетий, пока не был заменен уставом святого Венедикта Нурсийского.
В 568 г. святая Радегунда пожелала иметь в своей обители частицу Животворящего Креста Господня. Сначала она обратилась к тогдашнему правителю области Пуату сыну Хлотаря Сигеберту I с просьбой разрешить испросить у византийского императора это бесценное сокровище ради спасения всей Франции и процветания его королевства. Получив разрешение короля, она избрала посольство, которое отправила к византийскому императору Юстину II Младшему. Святыня была с благоволением передана благочестивой супруге покойного Хлотаря императором и императрицей, которые украсили ее золотом и драгоценными камнями, а также послали в дар святой Радегунде частицы мощей многих святых и богато украшенное Евангелие.
С великой радостью и торжеством встречала святая Радегунда ковчег с Животворящим Древом, впервые принесенным на французскую землю. После того, как святой Евфроний, епископ города Тура, с честью поместил святыню в монастырской церкви, сама обитель была переименована в монастырь Святого Креста. В память об этом событии Венанций Фортунат сочинил гимн Vexilla Regis[7], который до сих пор используется Католической Церковью за богослужениями, связанными с воспоминанием Страстей Христовых.
В течение первых лет отношения общины Святой Радегунды с Епископом Пуатье отличались любовью и взаимоуважением, но они ухудшились при Епископе Мэрове,
который позавидовал славе Святой и ее духовному влиянию на епархию. Напряжение достигло высочайшей точки, когда Радегунда получила от императора Иустина в качестве дара частицу Животворящего Креста Господня (568). Епископ, раздраженный тем, что не оказался причастным к этому событию, отказался встречать величайшую реликвию и исчез. Когда в Туре собрался церковный собор, то Радегонда, обратившись к Епископам, получила для своего Монастыря привилегии, который защищали его от вмешательства гражданских и церковных властей.
До конца своей жизни святая Радегунда продолжала творить множество добрых дел, в том числе, старалась остановить или предотвратить ссоры и междоусобия между четырьмя сыновьями Хлотаря, которые после смерти отца разделили между собой королевство. Оставаясь по чести королевой и имея большое влияние на сильных мира сего, она с помощью писем и близких ей влиятельных людей заботилась о сохранении мира и справедливости в государстве.
Еще при жизни ее считали святой. Стяжав благодать Святого Духа, Святая Королева расточала ее вокруг себя многочисленными чудесами. Она возвращала зрение слепым, изгоняла демонов, и было достаточно дать больным листьев или свечу, которые она благословила,
чтобы им возвратилось здоровье. По ее молитвам вернулась к жизни молодая монахиня. Поэтому ее могли сравнивать со Святым Мартином, великим чудотворцем.
По преданию, незадолго до кончины святая Радегунда сподобилась видеть Самого Спасителя, Который возвестил ей о скором отшествии из земной жизни и об ожидающем ее блаженстве. В память об этом видении на камне, на котором стоял Христос, остался след Его стопы.
Почила святая Радегунда 13 августа 587 г. в возрасте 68 лет в своем монастыре. В отсутствие Епископа Мэрове, похороны возглавил Святой Григорий, Епископ Турский. Лик Святой, излучавший мир, заслонял красоту лилий и роз. И когда кортеж
направился к кладбищу, пение лиц духовного звания и мирян оказалось перекрытым рыданиями двухсот монахинь, которые считали себя сиротами.] Она была погребена в храме Божией Матери, построенном вне стен для погребения монахинь. Этот храм вскоре стал называться именем святой Радегунды. Именно в нем и хранится по сей день гробница святой. Большая часть ее мощей была уничтожена гугенотами во время религиозных войн в 1562 г. Уцелевшие мощи были помещены в древней гробнице.
Как при жизни, так и после кончины святой Радегунды по ее ходатайству совершалось много чудес и исцелений., к ее мощам начались паломничества. Многочисленные чудеса совершались также от святого Креста. Свидетелем одного из них, имевшего место еще при жизни святой Радегунды, был святитель Григорий[9], архиепископ города Тура, который впоследствии совершал погребение святой Радегунды. Однажды во время посещения монастыря Святого Креста он увидел, что из лампады, горящей перед ковчегом с Крестом, часто капает масло. Святитель подумал, что она с трещиной, тем более, что под ней стояло блюдо, в которое собиралось текущее масло. Он удивленно спросил настоятельницу, почему нельзя было повесить целую лампаду, из которой бы масло не капало? Та объяснила, что это происходит не из-за лампады, а из-за силы Креста, находящегося в ковчеге. Тогда святой Григорий взглянул на лампаду и увидел, что масло бурлит в ней и переливается через края, как в котле над сильным огнем. Явление это все более усиливалось, так что из сосуда, вмещавшего не более литра, в течение часа истекло еще около литра масла. Это чудо святитель Григорий описал в 5-й главе книги «Слава мучеников».
Почитание Святой Радегонды, одной из наиболее ярких фигур французской святости, затем широко распространилось в остальной Европе.
Монахини Пуатье, обитающие нынче в Коссонньер (Cossonniere), коммуна Сан-Бенуа-де-Кине (Saint-Benoisde-Quineay) в шести километрах от прежнего монастыря,
бережно сохраняют некоторые вещи, относящиеся к жизни Святой.
После революции 1789 г. ковчег святой Радегунды, в котором хранилась частица Креста Господня, исчез. Однако монахиням удалось сохранить само Животворящее Древо. Оно было помещено в более скромный ковчег и хранится до настоящего времени в аббатстве Святого Креста, которое было перенесено в местечко Сен-Бенуа в 7 км к югу от Пуатье. Ковчег доступен для поклонения верующих каждое первое воскресенье месяца. Другое наследие Святой –бронзовый крест, называемый крестом Радегонды, размером 0, 113 м на 0, 110 м. Контуры
этого креста Меровингов несут на себе потертости от рук. Его часто помещали в изголовье больных из Пуатье, как принадлежавший святой и как несущий в себе ее милость и благословение.
Мощи Святой Радегонды пребывают во Франции, в граде Пуатье, в Храме, освященном в ее честь.
источник: «Православие.ру» и «избранные жития святых в европейских и иных землях просиявших.»

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Согласие на передачу  персональных данных

Защита от спама: