

- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 1758
- |
- Видео 3
- |
- Мероприятия 0
Историко-богословский анализ доктрины предопределения
Историко-богословский анализ доктрины предопределения
Описываемая как одна из самых запутанных доктрин христианского богословия, доктрина предопределения привлекала внимание многих богословов во все времена. Сложность в интерпретации доктрины предопределения связана не столько с неопределенностью представления доктрины в соответствующих отрывках из Библии сколько с далеко идущими последствиями принятия той или иной позиции истолкования.
В частности, принимающие позицию безусловного предопределения должны ответить, как эта доктрина соотносится с представлением о праведном и милосердном Отце всего творения, а также ответить на вопросы, касающиеся свободы воли человека. Некоторые полагают, что приняв учение безусловного предопределения, они вместе с тем принимают учение о Боге как о творце греха и всяческого беззакония. Бог, по их мнению, становится более схожим с капризным ребенком, творящим все, что Ему заблагорассудится и могущим изменять даже собственные законы, нежели с неизменяющимся судьей. Они также считают, что такое понимание доктрины приводит к вседозволенности и аморальной жизни. Раз предопределен, значит, ничто не может повлиять на решение Бога, а раз ничто не повлияет, значит можно жить в угоду себе, не задумываясь о вечных последствиях. Таких последствий опасаются многие оппоненты, не желающие принимать доктрину предопределения в интерпретации Ж. Кальвина.
Введение
Признающим же предопределение на основании предузнания необходимо объяснить причину и пользу наличия в Писании такой формулировки идеи. Само понятие предопределения, включающее в свою дефиницию акт свободной воли избирающего, лишается смысла при условии предварительного предузнания событий, будущих предопределенными. В таком случае предопределение и предузнание становятся абсолютно равнозначными терминами, и предопределение не несет никакой дополнительной информации (за исключением пассивного позволения потенциальным событиям актуализироваться, но в таком случае больше подходит фраза "позволил стать"). Возникает вопрос, зачем Писание использует концепцию предопределения по предузнанию, ведь отсутствие предопределения в такой композиции абсолютно ничего бы не изменило. Другими словами, если бы Бог не предопределил то, что прежде предузнал, то события предузнанные Богом все равно бы произошли. Получается, что Бог избрал к жительству на небесах тех, кто избрал жить на небесах. Очередной проблемой подобной интерпретации становится вопрос всемогущества Бога и Его суверенности. Безусловно, суверенность принимается обеими позициями, но в разной степени. Кажется, что чрезвычайно много зависит от человека. Человек решает быть спасенным и добивается спасения. Учитывая же то, насколько человек не постоянен, отдать человеку столько власти, не значит ли предложить спасение тому, кто не способен его удержать? Писание не учит о том, что Бог ограничил Свое всемогущество, подарив человеку свободу. Свобода человека никогда не была и не будет абсолютной, она подарена человеку Творцом. Возложить столь великую ответственность на человека, ответственность о достижении спасения посредством твердой и несгибаемой веры, не значит ли наградить человека бременем, которое он не способен постоянно нести? Не значит ли это заставить человека страдать и опасаться за свое будущее? Не значит ли это из Бога сделать беспомощного и бесплодного, зависимого от решения других существа?
Есть и другие сложности связанные с идеей предопределения по предузнанию. Тем не менее, именно эта идея является преобладающей в кругах евангельских церквей Украины. Выяснение причин сложившейся веры в Церкви Украины не входит в круг задач данной работы, однако работа позволит увидеть, уступает ли позиция Ж. Кальвина ее альтернативе с богословской и философской точки зрения.
Читайте далее...
k-istine.ru/base_faith/exegetika/exegetika_minakov.htm

Историко-богословский анализ доктрины предопределения
Сложность в интерпретации доктрины предопределения связана не столько с неопределенностью представления доктрины в соответствующих отрывках из Библии сколько с далеко идущими последствиями принятия той или иной позиции истолкования.