

Пасхальное бдение. Содержание чинов вечерни и литургии Великой субботы и Светлой заутрени
Пасхальное бдение. Содержание чинов вечерни и литургии Великой субботы и Светлой заутрени
1. Пасхальный пост
Празднование Пасхи (в широком смысле – как воспоминания и Распятия, и Воскресения Господа Иисуса Христа) упоминается в церковной литературе со II века, но праздновалась она христианами, несомненно с самого рождения Церкви. Однако дата празднования Пасхи до I Вселенского Собора в разных местностях определялась по-разному и не везде была строго приурочена к определенному дню недели. Важнейшим отличием Пасхи от других дней церковного года, по-видимому, был пост (в смысле полного воздержания от пищи), продолжавшийся несколько часов или даже до двух дней и оканчивавшийся на рассвете, когда совершалась Евхаристия, служившая знаком радости о Воскресении Христовом.
После I Вселенского Собора, когда римская практика празднования Пасхи непременно в воскресный день распространилась повсеместно, празднование Великой субботы как дня предпасхального поста также стало повсеместным установлением; так, согласно 64-му Апостольскому правилу (впоследствии подтвержденному 55-м правилом Трулльского Собора) и составленным около 380 года "Апостольским постановлениям" (VII. 23), Великая суббота – единственная постная суббота в году.
Одним из предметов разногласий уже в III веке был вопрос о времени окончания пасхального поста. В 1-м каноническом послании сщмч. Дионисия Александрийского (середина III века) епископу Василиду приводятся несколько точек зрения на эту проблему: по мнению римских христиан, пост надо разрешать в "петлоглашение", то есть на заре (такая же практика зафиксирована и в "Дидаскалии апостолов", памятнике 1-й половины III века, и в зависящих от него "Апостольских постановлениях"); по мнению христиан Северной Африки – уже с вечера субботы; сам сщмч. Дионисий предлагает компромиссное решение – прекращать пост во время между полуночью и 4-й "стражей", то есть до рассвета. Такого же мнения придерживался и свт. Епифаний Кипрский [1]. Согласно сирийскому памятнику V веку, озаглавленному как "Завет Господа нашего Иисуса Христа", пост прекращается в полночь; эта же практика стала нормой в Православной Церкви [2].
Что особенно важно, пасхальный пост сопровождался пасхальным бдением (раннее описание его состава содержится в "Дидаскалии апостолов", где говорится о том, что бдение включало в себя молитвы, чтение Ветхого Завета, Евангелия и псалмов); пасхальная Евхаристия служила его завершением.
2. Пасха и таинство Крещения
Еще одним важнейшим, хотя и не всеобщим (во всяком случае, в III веке он зафиксирован еще только как местная традиция Рима и Северной Африки [3]), обычаем, связанным с Великой субботой и Пасхой, был обычай совершать непосредственно перед пасхальной Евхаристией таинство Крещения новообращенных.
Связь Крестной смерти Христа и таинства Крещения, как символического погребения с Ним, чтобы с Ним и воскреснуть, отражена в Посланиях ап. Павла (см. Рим. 6:4; Кол. 2:12). Сошествие Христа во ад исповедуется как отдельный догмат в так называемом Апостольском символе веры, имеющем в своей основе крещальный символ Римской Церкви. Таким образом, основные темы праздника Пасхи тесно смыкаются с богословием и чинопоследованием таинства Крещения.
Ксередине IV века Крещение во время пасхальной ночи становится широко распространенным обычаем. Так, согласно "Апостольским постановлениям", отражающим практику Антиохийской Церкви, пост Великой субботы продолжается "до пения петухов" в воскресенье; в течение всей ночи совершается бдение, оканчивающееся чтением Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, Крещением оглашенных и Евхаристией (V. 19).
3. Древнее пасхальное бдение и современные вечерня и литургия Великой субботы
Читайте далее...
k-istine.ru/base_faith/liturgika/liturgika_jeltov-02.htm