Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Иоанн Дамаскин. Слово о Кресте

Иоанн Дамаскин. Слово о Кресте
Преподобный Иоанн Дамаскин (680 - 780) - православный апологет, духовный писатель, гимнограф. Известен прежде всего своей защитой иконопочитания и обличением ересей.

Хотя всякое действие и чудотворение Христово чрезвычайно, Божественно, дивно: но всего дивнее честный Его Крест. Ибо не чрез иное что либо, как только чрез Крест Господа нашего Иисуса Христа, погублена смерть, уничтожен грех прародительский, упразднен ад, даровано воскресение, подана нам сила презирать настоящее и самую смерть, уготован вход в древнее блаженство, отверсты врата рая, возсела природа наша одесную Бога, а мы сделались чадами и наследниками Божиими. Все сие совершено Крестом. Елицы во Христа крестихомся, говорит Апостол, в смерть Его крестихомся (Рим. 6, 5); и елицы во Христа крестихомся, во Христа облекохомся (Гал. 3, 27). Христос же есть Божия сила и премудрость (1Кор. 1, 24). Таким образом смерть Христова, то есть, Крест облек нас в ипостасную Божию премудрость и силу. Слово же крестное есть сила Божия (1Кор. 1, 18) или потому, что чрез него обнаружилось нам могущество Божие, то есть, победа над смертию, или потому, что как средоточием Креста связываются и соединяются четыре его конца, так и силою Божиею держится и высота, и глубина и долгота и широта, то есть, вся тварь, видимая и невидимая.

Крест дан нам в знамение на чело, точно также как Израилю - обрезание. Ибо чрез него мы верующие различаемся и распознаемся от неверующих. Он - щит и оружие и трофей против диавола. Он - знамение, дабы не коснулся нас губитель, как говорит Писание (Исх. 12, 13). Он для лежащих востание, для стоящих утверждение, для немощных посох, для пасомых жезл, для обращающихся руководство, для преспевающих совершение, спасение души и тела, отражение всяких зол, доставление всяких благ, уничтожение греха, зерно воскресения, древо жизни вечной.

Сему-то поистине честному и досточтимому древу, на коем Христос принес себя за нас в жертву, как освященному прикосновением святаго тела и крови, должно покланяться, равно как и гвоздям, копию, одеждам и священным местам, как то: яслям, пещере, голгофе спасительной, животворящему гробу, Сиону - главному граду (ἀϰρόπολις) церквей, и подобным, как говорит Богоотец Давид: внидем в селения Его, поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его (Пс. 131, 7). А что здесь говорится и о Кресте, это видно из последующаго стиха: воскресни Господи в покой Твой (Пс. 131, 8); потому что воскресение следует за Крестом. Если для нас драгоценны и дом, и одр, и одежды тех, кого мы любим: то сколько драгоценнее должно быть для нас все то, что принадлежит Богу и Спасителю, и чрез что мы спаслись!

Но мы покланяемся и изображению честнаго и животворящаго Креста, из какого бы вещества оно ни было сделано, почитая не вещество (да не будет сего), а изображение, как знамение Христово. Ибо Он сам, беседуя с учениками своими, сказал: тогда явится знамение Сына человеческаго (Матф. 24, 30), разумея Крест. Посему-то и вестник воскресения говорил женам: Иисуса ищете Назарянина распятаго (Марк. 16, 6), и Апостол писал: мы проповедуем Христа распята (1Кор. 1, 23). Много Христов и Иисусов: но один распятый. Не сказано: прободеннаго копием, но распятаго. Посему-то и должно покланяться (Кресту, как) знамению Христову; ибо где знамение, там будет и Он сам. Но веществу из котораго сделано изображение Креста, будет ли то золото или камни драгоценные, если разрушится изображение, покланяться не должно. Впрочем, мы всему, что посвящено Богу, покланяемся так, что почтение относим к самому Богу.

Читайте далее...
k-istine.ru/library/ioann_damaskin-28.htm

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама: