

- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 1731
- |
- Видео 3
- |
- Мероприятия 0
О стыдливости
О стыдливости
В очерке по женской психологии, посвященном определению слабостей женской природы, чтобы помочь ей в преодолении ее несовершенств (что впрочем, не все поняли и оценили, а некоторые даже обиделись) дается определение стыдливости как добродетели, с одной стороны и как следствия греха, с другой [1]. В силу того, что "очерк" представляет собой сжатый конспективный набросок, не предполагающий пространных рассуждений, это умозаключение о стыдливости для некоторых явилось непонятным и противоречивым. "Как это может быть, -недоумевают некоторые, – чтобы грех порождал добродетель? И является ли все-таки стыдливость украшением женщины или это только так считается"? По причине возникшего недоумения мы делаем попытку дать более пространное разъяснение понятия стыдливости, считая это и достаточно актуальным в наше время, когда культурная среда преследует стыдливость, считая ее признаком религиозного пережитка.
В данном случае тема вопроса сводится к тому, чтобы определить понятие стыдливости как отношения человека к чувственной стороне его природы. Стыд как страх ожидания порицания или как чувство вины за совершение постыдного дела, которое уместнее назвать скорее совестливостью, нежели стыдливостью нами во внимание здесь не берется. Эти формы стыда более высшего порядка, нежели рассматриваемая нами стыдливость, и чтобы отличать ее от них мы намеренно употребляем по отношению к ней наименование не стыда, но стыдливости, разумея под этим более примитивную реакцию человеческой психики.
Святоотеческая психология относит стыдливость к эмоциям низшего порядка, которые "по преимуществу связываются с потребностями органическими и с силами души неразумного свойства" и "могут выступать в качестве эмоциональной окраски того или иного физиологического ощущения" [2]. Но это не просто физические чувствования, рождаемые физическими или психофизическими ощущениями, а чувствования достаточно сильные и относительно кратковременные, способные погашать деятельность сознания и при этом сопровождаться выразительными движениями голоса, лица и всего тела. Такие чувствования в научной психологии получили наименование аффектов [3], при которых поведение человека регулируется не столько сознанием, сколько тем чувством, которое захватывает его, вызывая, как правило, действия импульсивного свойства. Эмоции такого плана человек чувствует, что называется, своей кожей, которая является своеобразным их зеркальным отражением. Эти отражения всем известны. Например, испуг проявляет себя через резкую бледность кожи (Иоил. 2;6) и холодный пот, а от волнения выступает испарина; "мурашки по коже" бегут от неприятных ощущений, а яркий румянец на лице и покраснение ушей выдает собой ощущение стыдливости (Иов 6;20). Убедиться в том, что стыдливость относится к аффекту, можно уже из того, что возникает она не вследствие длительного созревания, а как внезапный удар, некий внутренний взрыв, от которого человеческое сознание на некоторое время как бы оглушается. В результате чего стыдящийся опускает голову, прячет глаза, цепенеет и как бы обмирает, и только румянец на щеках красноречиво свидетельствует о том, какой пожар бушует в это время в его душе. Не является ли это знамением смерти, которою умерли наши прародители по обетованию Гоподнему (Быт. 2:17), не знавшие до этого никакой стыдливости (Быт. 2:25)?
По общему определению, стыдливость – это "ощущение, действительного или воображаемого, но приметного недостатка в совершенстве или в красоте" [4], которое в большей степени возникает в сфере детородной, заставляя прятать от взоров посторонних не только ее функциональные действия, но и сам вид ее органов. Причиной такого поведения, по учению отеческому, является некоторая испорченность природного начала. "Тогда может иметь место стыд наготы, когда она открывает действительно, или приводит на мысль, некоторое несовершенство или безобразие, которое, как не может быть делом Божиим, то, без сомнения, есть следствие нравственной порчи" [5]. Выражается эта нравственная порча в естестве человеческом через похоть плоти и разумение наготы (Быт. 3:7), а стыдливость – в желании скрывать от других как эту похоть (Быт. 3:7), так и саму наготу (Быт. 3:8).
Читайте далее...
k-istine.ru/base_faith/piety/peity_korjevskii.htm

О стыдливости
В очерке по женской психологии, посвященном определению слабостей женской природы, чтобы помочь ей в преодолении ее несовершенств (что впрочем, не все поняли и оценили, а некоторые даже обиделись) дается определение стыдливости как добродетели, с одной...
Популярное видео
-
«Русские праведники» ◆ Иоанн Кронштадтский
Громовы Валерий и Людмила · 719 просмотров -
Евангелие дня. Чтимые святые дня. Седмица 29-я по Пятидесятнице. (26.12.2020)
Громовы Валерий и Людмила · 671 просмотр -
08:19
В понедельник 1-й седмицы Патриарх Кирилл совершил повечерие с чтением Великого канона
Кирилл · 950 просмотров