
- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 671
- |
- Видео 37
- |
- Мероприятия 0
Знайте, каким он парнем был!
Вспоминает друг Гагарина – полковник запаса Валентин Васильевич Петров:
Было это в 1964 году. Юрию Алексеевичу исполнялось 30 лет, и на день рождения прилетел его друг еще по Оренбургскому летному училищу – Николай Копыльцов. И вот сели мы за стол, слышу, как Копыльцов говорит Гагарину:
– Тут от тебя недалеко Троице-Сергиева лавра, давай съездим?
– Валентин, я про эту Лавру… – поворачивается ко мне Гагарин, но Копыльцов на него шикает, мол, «молчи».
– А что перед командиром скрывать? – говорит ему Юрий, и я тоже киваю: не бойтесь, ребята, я с вами. Юрий Алексеевич спрашивает: « Если поедем туда, попадем ли на церковную службу?». Заверяю его: да там служба все время!
– Тогда переодеваемся в гражданку – и вперед! – предлагает Гагарин.
Приехали мы в Лавру к вечеру, и, к счастью, там действительно была служба. После нее я впервые увидел, что значит народная любовь к первому космонавту. Люди выходят из храма, видят Гагарина… А его хоть в гражданку, хоть во что одень – все равно узнают. Все сразу к нему. Образовалась огромная очередь за автографами. Гагарин, в отличие от многих космонавтов, не имел даже тени мании величия – как был из народа, таким и остался. Стоит, всем подписывает. Чувствую, чья-то рука моего плеча касается. Монах стоит. Спрашивает:
– Помощь нужна?
– Батюшка, еще какая! Мы ж приехали в Лавру…
Идем к нему в келью. И тут оказывается, что он наместник Лавры. Выясняется, что в прошлом прошел войну, имеет пять боевых наград.
Далее Наместник ведет нас в ЦАК – это церковно-археологический кабинет». И вот представляете… Во-первых, такой был восторг от увиденного там, а во-вторых – замечательный рассказ самого наместника. Гагарина больше всего потряс макет Храма Христа Спасителя. Стоял-стоял перед ним, потом спрашивает:
– А где этот храм?
– Там, где сейчас лужа – бассейн «Москва», – ответил наместник.
Юра заглянул внутрь макета, зовет меня:
– Валентин, посмотри, какую красоту разрушили!
Позже я забыл об этом диалоге, а Юрий Алексеевич – нет.
Никогда не думал, что у Гагарина такая смелость. Через две недели был пленум ЦК по воспитанию молодежи, куда пригласили и первого космонавта. Он выходит на трибуну, читает заготовленный текст и вдруг поворачивается к президиуму, и на весь зал звучат его слова: «О каком патриотическом воспитании молодежи мы можем говорить, когда взорвали Триумфальную арку – памятник воинской славы? Точно так же взорвали храм, построенный в честь победы в Отечественной войне 1812 года, от него остался один макет – и душа замирает, когда на него смотришь. Поэтому у меня есть предложение от ЦК – восстановить Храм Христа Спасителя».
Отрывок из стенограммы того выступления Гагарина:
"На мой взгляд, мы еще недостаточно воспитываем уважение к героическому прошлому, зачастую не думая о сохранении памятников:
- в Москве была снята и не восстановлена Триумфальная арка 1812 года,
- был разрушен храм Христа Спасителя, построенный на деньги, собранные по всей стране в честь победы над Наполеоном.
Я бы мог продолжать перечень жертв варварского отношения к памяти прошлого. Примеров таких, к сожалению, много."
И тут… Вы представить себе не можете. Сначала – гробовая тишина, а потом зал взорвался аплодисментами. Сидят члены ЦК, комсомольцы – а внутри-то у них православие не умерло. И это 1964 год, когда Хрущев обещал «показать последнего попа»!
Когда предложение Юрия Алексеевича ставилось на голосование, из президиума было сказано: «Ну, Гагарин есть Гагарин. Первое, что мы сделаем, – обязательно восстановим Триумфальную арку». Ее действительно восстановили, правда не на том месте.
Та поездка в Троице-Сергиеву лавру имела еще одно последствие. Посещать ее стало традицией для космонавтов.
Молитва матери
Мама у Гагарина была простой русской женщиной, дояркой. Известен случай, как ее пригласили в Кремль на какое-то торжество. Среди приглашенных был и Святейший Патриарх Алексий I. Все партийные и общественные деятели держались от него подальше, так что на приеме он стоял в одиночестве. И вдруг на глазах у всех к иерарху подходит мать первого космонавта и… просит благословения. Святейший благословил, как будто это самое обычное дело в стенах Кремля.
Когда ее сын 12 апреля 1961 года впервые в истории полетел в космос, то Анна Тимофеевна, конечно, молилась. Как же иначе. А молитва матери – великая сила.
А первый полет русского космонавта пришелся на Светлую Пасхальную Седмицу!
Из воспоминаний монахини Силуаны (в миру Надежды Андреевны Соболевой), насельницы Пухтицкого монастыря в Эстонии.
В голодные 50- е годы в Пюхтицкий монастырь приехал представительный мужчина в кожаной куртке. Поселился в монастырской гостинице. Ел в трапезной скудную пищу вместе со всеми, даже хлеба не было. А уезжая, сказал: «Я всегда хотел помогать храмам». И оставил свой адрес.
В Москве матушка Силуана нашла этот адрес, и оказалась в роскошном особняке…
Встретил сам хозяин, очень обрадовался, пригласил в кабинет. Дал в помощь монастырю большую сумму денег…
А ведь мы совсем об этом ничего не знаем… Звали этого человека
Сергей Павлович Королев.
Гениальный конструктор, академик, который трудился на благо Родины…
Интересные личности
- Митрофорный протоиерей
- Протоиерей
- Протоиерей












