Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Алтарник

ЧТЕЦУ БОГОСЛУЖЕБНОЙ КНИГИ АПОСТОЛ

Во время службы в церкви читаются богослужебные книги «АПОСТОЛ» и «ЕВАНГЕЛИЕ». Чтение этих книг Нового Завета - великий момент богослужения. Сначала вещается слово апостолов. Нужно собрать все духовные силы, чтобы не на камень пало слово Божие, чтобы не засорила и не заглушила его сорная трава.
Порядок чтения «АПОСТОЛА» и «ЕВАНГЕЛИЯ» -
следующий:
Во время пения «Трисвятаго», или стихов поемых вместо него, чтец благословляется у иерея, и исходит с книгою «АПОСТОЛ» на средину церкви, в среду народа, как бы к народам всего мира, сеять Слово Христа в сердца людей.
Иерей возглашает: «Вонмем, мир всем».
Чтец, стоя лицом к востоку, от лица всех молящихся, отвечает:
«И духови твоему»
(чтец и весь народ кланяются в пояс без крестного знамения) - ответное пожелание священнослужителю, преподающему благодатный мир, того же мира от Господа.
Иерей: «Премудрость, вонмем».
Чтец: «Прокимен, псалом Давыдов…», и
сказывает прокимен и стих его. И паки повторяет самый
прокимен.
Лик между тем трижды отпевает прокимен тот. Но кроме великих праздников, в седмичные и в воскресные дни, почти всегда читают по два, а иногда и по три зачала, поэтому тогда поются два прокимна, но три прокимна не бывают никогда, хотя бы и три зачала было.
Два же прокимна поются так: первый прокимен берётся от первого зачала апостола. Прежде читается прокимен дню, потом стих его, потом прокимен святому.
Например, в воскресный день прежде читается воскресный, потом стих его, потом прокимен святому.
Если святой в святцах в этот день не указан, тогда святому не читаем, чтем Богородице, аще настоятель изволит. Паче же если храм Богородицы, тогда чтем неотложно, если святаго нет. По прочтении прокимна чтецом, лик поёт его. По прочтении стиха прокимна чтецом, лик поёт первый прокимен. По прочтении второго прокимна чтецом, лик поёт второй прокимен.
Стих же второго прокимна, а если будет три зачала, то и третий прокимен с его стихом, оставляются. Но из трёх оставляется прокимен от того апостола, который читается в середине, под главу первого (как читается второе зачало под главу перваго описано ниже).
По прокимнах иерей возглашает: «Премудрость».
Чтец сказывает надписание послания апостола, например: «К Коринфом послание святаго апостола Павла» или «От деяний святых апостол чтение» и т.п.
Посём иерей: «Вонмем».
Чтец же чтёт послание апостола, те зачала, которые предписаны в этот день. Если два зачала, то оканчивая первый, чтец возвышает голос с небольшим наконец понижением. Первый и второй зачал начинает со слов надписания наверху или внизу страницы, например:
«Братие, святии вси иже верою…» и продолжает читать текст зачала после звёздочки. Заканчивается чтение второго зачала возвышением голоса без понижения.
Перед началом чтения первого зачала, чтец и весь народ в церкви ограждает себя крестным знамением.
Перед началом чтения второго зачала ограждать себя крестным знамением устав не повелевает.
Когда же будет три зачала, тогда первому не делается в голосе окончания, и второй начинается не с начального слова надписания «Братие…», но прямо с точки под главу первого, то есть читается как единое целое с первым зачалом.
По окончании чтения Апостола, иерей возглашает:
«Вонмем, мир ти».
Чтец: «И духови твоему» (чтец кланяется в пояс).
Иерей: «Премудрость, вонмем».
Чтец: «Псалом Давыдов, аллилуйя».
Тогда иерей от царских врат кадит на чтеца и на оба лика и всю церковь. Лик же по стихам чтеца поёт аллилуйя пятикратно. Первый раз по возгласу чтеца
«Псалом Давыдов, аллилуйя», второй и третий раз по прочтению чтецом стихов аллилуйных первого апостола, четвёртый по прочтению аллилуйного стиха второго
апостола, пятый по возглашении чтецом «Аллилуйя».
Но когда бывает два стиха по аллилуйя второго
апостола, то и второй стих его сказывается (два стиха
соединяются и произносятся без приостановки в голосе).
Если бывают аллилуйя не на Литургии, а на часах
(например когда совершается служба без священника или
со священником, но когда нет возможности служить
Литургию), тогда вместе с последнею аллилуйя
сказываются причастные стихи обоих апостолов
(написаны там же, после последнего стиха и обозначены
словом «Причастен»).
Если бывает один апостол на Литургии и стихов для
пятикратного прочтения не хватает, то к четвёртой
аллилуйя чтец повторяет тот стих, который говорил по
прокимне или по первой аллилуйя, а в пятый раз
возглашает едину аллилуйя.
После этого чтец подаёт книгу Апостол на клирос, и
положа три поклона, прощается, поклоняясь (в землю)
прежде во алтарь ко иерею, потом (в пояс) на оба лика, и
наконец на всю церковь.
ПОРЯДОК ЧТЕНИЯ АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИЯ.
В конце книги «Апостол» имеются указатели
чтений:
«СКАЗАНИЕ ИЗВЕСТНО ИЖЕ ПО ВСЯ ДНИ», «НАЧАЛО СВЯТЫЯ ЧЕТВЕРОДЕСЯТНИЦЫ», «СОБОРНИК, 12 МЕСЯЦЕМ», «ПРОКИМНИ И
АПОСТОЛИ И АЛЛИЛУАРИИ НА ВСЯКУ ПОТРЕБУ РАЗЛИЧНИИ», «ПРОКИМНИ И АЛЛИЛУАРИИ ВОСКРЕСНЫ ОСМИ ГЛАСОВ», «ПРОКИМНИ И АЛЛИЛУАРИИ ДНЕВНИИ».
В этом разделе имеется:
> указание дня или праздника;
> прокимен и стих его;
> номер зачала, которое должно быть прочитано в данный день;
> аллилуйные стихи и причастны.
Весь текст книг АПОСТОЛ и ЕВАНГЕЛИЕ для удобнейшего чтения в церкви разделён на зачала. Зачало– это пронумерованные фрагменты текстов Евангелия и
Апостола, на которые они разделены для пользования при совершении богослужений. Зачало — это не глава, это несколько стихов, но расположены они в определенной последовательности. Используя богослужебный круг чтения Апостола и Евангелия в течение всего года, вы прочтете весь Апостол и все Евангелия. Книга Апостол содержит:
а) Деяния святых апостолов;
б) семь Соборных посланий;
в) четырнадцать Посланий св. апостола Павла.
Все зачала идут непрерывным порядком. От начала Деяний до конца Послания к евреям всего 335 зачал, и отступлением от него служит лишь наличие двух 50-х и
двух 51-х зачал: одни из них относятся к Деяниям Апостольским, а другие к Посланию св. апостола Иакова.
50-е и 51-е зачала являются последними в книге Деяний, а в Послании св. Иакова 50-е и 51-е зачала первыми.
Причина такой нумерации зачал такова: книга Деяний разделена на 51 зачало, но из них 33-е и 49-е не читаются по ряду, а употребляются за богослужением в особые дни года (33 зачало 29-го августа – в день Усекновения главы св. Иоанна Предотечи, а 49-е зачало – 21 мая в день памяти святого равноапостольного Константина
Великого).
Итак, рядовых зачал в Деяниях без двух оказывается фактически не 51, а 49, и поэтому следующие рядовые зачала в Послании св. Иакова обозначены цифрами 50 и 51.
Некоторые многоопытные уставщики по - иному объясняют факт наличия двух 50-х и двух 51-х зачал. Приведём такое объяснение. «Для начала следует уяснить, что строгого деления на главы/зачала в древних рукописях нет. Послание Иаковле в одних книгах начинается 50-м зачалом, а в других 51-м. Например в Чудовской рукописи Нового Завета писанной, по преданию, Алексием, митрополитом Московским, чудотворцем (ум. в 1378 г.) в Послании Иаковли пять 51-х зачал и два 52-х.!
Второй немаловажный момент выяснения отчего такая нестыковка в нумерации - это уяснить себе, какие были книги в употреблении Церковью. Первоначально были переведены с греческого Евангелие-апракос и Апостол-апракос. В апракосе текст расположен так, как он читается на церковных службах, начиная от Пасхи.
Например в известном Остромировом Евангелии (1057г.) ежедневные чтения даны на период от Пасхи до Пятидесятницы. А на весь оставшийся год только чтения субботние и воскресные. В Апостолах-апракосах после Деяниий св. Апостолов всегда шли Послания св. апостола Павла. А Соборные Послания находились в конце книги, также и сейчас они положены в конце годовых чтений после Послания к евреям. Например, такое расположение книг в Новом Завете (Деяния, Послания апостола Павла, Соборные Послания) принято на Западе у католиков и протестантов. На Востоке же при составлении четьего Апостола - Соборные Послания стали размещать после Деяний Апостольских. Вот тут, как я полагаю, и произошла нестыковка в номерах зачал. Деяния делятся на 51 зачало, а Послание Иаковле начинается с 50-го зачала. Деление на такое число, видимо не случайно, как символика Пятидесятницы и сошествия Святаго Духа.
Например, диакон Аммоний в 4 веке Деяния разделил на 40 глав. Тоже символическое число!».
В Апостоле встречаются зачала, обозначенные словом «от полу», т.е. от половины. Само зачало в этом случае, имеет на полях два надписания. Например, зачал 280-й (к Тимофею послание святаго апостола Павла) имеет такое деление. Первая половина читается 2-го октября, а вторая в неделю 31-ю.
Текст в богослужебных книгах печатается черным шрифтом, а все указания и объяснения красным шрифтом (киноварью). При каждом зачале стоит звездочка, а внизу указано, когда это зачало читается и какими словами надо начинать чтение этого зачала. Счет зачал начинается с Пасхи, открывающей «новый год» подвижного годового цикла.
Зачала бывают:
> рядовые – на каждый день в течение года;
> для праздничных служб;
> для богослужений во время Великого поста;
> для «общих служб» святым;
> зачала «на всяку потребу» (для таинств и треб).
Знакомиться с текстом, который будет читаться на службе, необходимо заранее. Следует помнить, что текст читаемый чтецом, понимающим смысл слов, могут
понять и слушающие люди. Если же чтец сам не понимает смысла читаемого, то и люди слушающие не имеют шансов понять его, разве что кто-то заранее будет знаком с читаемым зачалом. Поэтому чтецу необходимо накануне службы, ознакомиться с прокимнами и их стихами, с зачалами и аллилуйными стихами на
предстоящий день.
А порядок чтения Апостола и Евангелия следующий:
В ВОСКРЕСЕНИЕ: Всегда прежде читается недельное, потом если есть, то святому, а если два святых, то и обоим, меньшего под главу недельного. А если нет святому, то к недельному прилагается второе Богородице, но во время Триоди, исключая недели мытаря, блуднаго, второй недели Великого Поста, Богородице не прилагается, разве только когда будет ей нарочитое праздненство, тогда в Триодный период10 Богородице не отлагается.
В СЕДМИЧНЫЕ ДНИ: Прежде дню, а потом святому, а если два святых, то обоим, меньшему под главу дневного.
В СУББОТУ: Во время Триоди порядок тот же, как и в седмичные дни, но кроме Триоди, дневной уже не предшествует святому, но последует оному, произволяющие же читают и третие зачало за упокой, но по уставу за упокой Апостол и Евангелие читаются только, когда нет святому. Таким же образом заупокойные зачала Апостола и Евангелия читают не только в субботу, но и равно во все седмичные дни.
В ВЕЛИКИЕ ГОСПОДСКИЕ И БОГОРОДИЧНЫЕ, равно же и святым, ХРАМОВЫЕ ПРАЗДНИКИ – чтение Апостола и Евангелия бывает только единому празднику, а рядовое дню читается в предыдущий день под главу.
Иногда бывает недостаток зачал Апостола и Евангелий до недели мытаря и фарисея. В этом случае необходимо отступить вспять и снова начать читать уже прочитанные зачала, по количеству недостающих седмиц, сколько их не хватает до недели мытаря и фарисея. Такое действие называется отступкой.
ПЕНИЕ АНТИФОНОВ. В великие праздники бывает пение особых праздничных антифонов в виде стихов из псалмов, содержащих пророчества или предуказания на данный праздник. В книге Апостол есть указание на пение таких антифонов в следующие праздники:
> В неделю Пасхи;
> в четверг Вознесения;
> в неделю Пятидесятную;
> в неделю цветную (Вербное воскресение);
> на Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста;
> на Рожество Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа;
> на св. Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа;
> на Преображение Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа.
При этом к первому антифону бывает припев:
«Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас», ко 2-ому —
«Спаси ны, Сыне Божии, рождеися от Девы...» или:
«Преобразивыися на горе...» и т. д. «Поющих ти:
Аллилуиа, (трижды)». Третьим антифоном являются стихи из псалмов, ередующиеся с пением тропаря праздника.
Во всех вышеперечисленных случаях после второго антифона на «Слава, и ныне» поется всегда торжественный гимн Воплотившемуся Сыну Божию, составленный по преданию императором Юстинианом:
«Единородный Сын Слово Божие, безсмертен сый, изволивый спасения нашего ради воплотитися, от Святыя Богородицы, и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распятся Христе Боже, смертию на смерть наступивыи, Едине сыи Святыя Троицы, спрославляемыи Отцу и Святому Духу, спаси нас».
Приведём конкретный пример действий чтеца при пении особых праздничных антифонов на праздник Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа.
Текст антифонов этого праздника приведён в книге Апостол в разделе «СОБОРНИК, 12 МЕСЯЦЕМ», месяца января в шестой день.
Во время чтения ектении, чтец берёт книгу Апостол и становится перед иконой Спасителя (справа от Царских Врат). Благословляться перед этим не нужно. По окончании чтения ектении, чтец поворачивается лицом к ведущему клиросу, (назовём его – первый лик) кланяется в пояс и читает текст: «Во исходе Израилеве от Египта дому Ияковля из людий варвар. Молитвами Богородицы спасе спаси нас». Чтец кланяется первому лику в пояс и поворачивается лицом к иконе Спасителя.
Первый лик тем временем отпевает этот стих. По окончании пения этого стиха, чтец поворачивается лицом к другому лику, кланяется в пояс и читает второй стих:
«Бысть Иудея святыни Его, Израиль область Его.
Молитвами Богородицы Спасе спаси нас». Чтец кланяется второму лику в пояс и поворачивается лицом к иконе Спасителя, второй лик тем временем отпевает этот стих. По окончании пения этого стиха, чтец поворачивается лицом к первому лику, кланяется в пояс и читает третий стих также как предыдущие стихи. По окончании пения этого стиха, чтец поворачивается лицом к другому лику, кланяется в пояс и читает четвёртый стих тем же порядком. По окончании пения этого стиха, чтец поворачивается лицом к первому лику, кланяется в пояс и читает: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Молитвами Богородицы Спасе спаси нас». Чтец кланяется первому лику в пояс и поворачивается лицом к иконе Спасителя. Первый лик тем временем отпевает этот стих. По окончании пения этого стиха, чтец поворачивается лицом ко второму лику, кланяется в пояс и читает: «И ныне, и присно, и во веки веком, аминь.
Молитвами Богородицы Спасе спаси нас». Второй лик тем временем отпевает этот стих.
Потом священником читается ектения малая, по окончании которой чтец поворачивается лицом ко второму лику, кланяется в пояс и читает стихи второго антифона, тем же порядком, что и первый антифон. Дойдя до слов «Слава, и ныне», произносит: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» и останавливается. Лик поёт «Слава…, и ныне…» и торжественный гимн «Единородный Сын Слово Божие…».
Потом священником читается ектения малая, по окончании которой чтец поворачивается лицом к первому лику, кланяется в пояс и читает стихи третьего антифона, тем же порядком.
Чтец: «Исповедайтеся Господеви, яко благ яко ввек милость Его. Во Иордане крещающутися Господи».
Лик же отпевает тропарь полностью: «Во Иордане крещающутися Господи, тройческое явися поклоняние, родителев бо глас свидетельствоваше Ти, возлюбленна Тя Сына именуя, и Дух в видении голубине извествоваше словеси утвержение, явлеися Христе Боже наш, и мир просвещеи, слава Тебе».
По прочтении всех стихов третьего антифона до слов «Вход», все клирошане (первый и второй лик) выходят на центр храма и там поют последний стих. Чтец стоит лицом к иконе Спасителя, а по возвращении клирошан на свои места кладёт книгу Апостол.
При возглашении стихов антифона, следует обращать внимание на встречающиеся иногда вместо стихов надписи: «Той же и другая страна», или «Другая страна той же стих», или «Стих 1, дважды». В этом случае чтец повторяет ранее прочитанный стих.
Вышеуказанный порядок чтения антифонов применяется в том случае, если чтец не облачён в священные одежды. При чтении антифонов лицами в священном облачении, например свещеносцами, облачёнными в стихарь, чтец не стоит на одном месте перед иконой Спасителя, а переходит через красную дорожку (на которую могут наступать только священные лица) от одного клироса к другому. Во всем остальном порядок действий сохраняется тем же.

azbyka.ru/dictionary/01/chtetsu-bogosluzhebnoj-knigi-apostol.pdf

11 августа 2016 в 22:19

Лучше подправить "Чтец, стоя лицом к ВОСТОКУ, от лица всех молящихся, отвечает:
«И духови твоему» " Не к востоку, а к алтарю. Так как некоторые православные храмы сориентированы не на восток (их гораздо меньше), а на юг (на Иерусалим) и алтарь в них не на востоке, а на юге. Пример: храм Адриана и...

Развернуть

11 августа 2016 в 22:44
Игорь# 11 августа 2016 в 22:19

Лучше подправить "Чтец, стоя лицом к ВОСТОКУ, от лица всех молящихся, отвечает:
«И духови твоему» " Не к востоку, а к алтарю. Так как некоторые православные храмы сориентированы не на восток (их гораздо меньше), а на юг (на Иерусалим) и алтарь в них не на востоке, а на юге. Пример: храм Адриана и...

Развернуть

Игорь, не зависимо от таких исключений как храм Адриана и Наталии на Ярославском шоссе, внутри алтаря четко определены, пусть и условно - восток, запад, юг и север. Это играет непосредственную роль в богослужении. Существуют например в некоторых храмах северные и южные "диаконские" врата. А в вос...

Развернуть

13 августа 2016 в 20:04
Андрей# 11 августа 2016 в 22:44

Игорь, не зависимо от таких исключений как храм Адриана и Наталии на Ярославском шоссе, внутри алтаря четко определены, пусть и условно - восток, запад, юг и север. Это играет непосредственную роль в богослужении. Существуют например в некоторых храмах северные и южные "диаконские" врата. А в вос...

Развернуть

Андрей, наверное Вы правы. :sunny:

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Интересные личности